Навигация по сайту

Теория и технологии контекстного образования

Научно-педагогическая школа контекстного образования основана в начале 1980-х годов Андреем Александровичем Вербицким, ныне доктором  педагогических наук, кандидатом психологических наук, профессором по специальности «Педагогическая и возрастная психология», академиком Российской академии образования. Он выпускник факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (1969 г.), аспирант НИИ общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (1969-1972 гг.). В 1978 году – стажер ЮНЕСКО в США и Франции по психолого-педагогическим проблемам высшего образования. С 2018 года – почетный профессор Воронежского государственного технического опорного университета.

Защита его докторской диссертации  по двум  специальностям (13.00.01 и 19.00.07) на тему «Психолого-педагогические основы контекстного обучения в вузе» проходила в 1991-м году в  диссертационном совете, возглавляемом профессором  В.А. Сластениным. С 2015 года А.А. Вербицкий – профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования факультета педагогики и психологии МПГУ. Является также главным редактором рецензируемого журнала МПГУ «Педагогика и психология образования», членом редакционных советов ряда  ВАКовских журналов.

А.А. Вербицкий – крупный специалист в области педагогических  и психолого-педагогических проблем образования, автор широко известной в России и за рубежом  психолого-педагогической теории и технологий контекстного образования, основатель и бессменный руководитель одноименной научно-педагогической школы, исследования и разработки в которой ведутся в течение 37 лет.   Под  его научным руководством защищено 26  канди­датских, а при научном консультировании – 12 докторских диссертаций по педагогике и психологии.

Теория контекстного образования имеет в своей основе три взаимосвязанные составные части: 1) инновационный эмпирический опыт, широко представленный в современной образовательной практике; 2) несколько переосмысленная психологическая теория деятельности, с позиций которой системно анализируется этот  опыт; 3) категория «контекст» – внутренний (психо-физиологические и психологические особенности, сложившиеся у человека представления о мире и о себе) и внешний (отраженные в сознании компоненты и условия образовательной среды),– взаимодействие которых обусловливает значение и личностный смысл  выполняемой обучающимся образовательной и предстоящей социо-практической или профессиональной деятельности.

Сущность контекстного образования состоит в последовательном динамическом моделировании в адекватных его целям и  содержанию формах учебной деятельности обучающихся (школьников, студентов, слушателей) предметного, социального и морально-нравственного содержания их будущей социальной жизни и  профессиональной деятельности. В таком типе образования преодолевается основное и многие противоречия образования, состоящие в том, что посредством     учебной   деятельности необходимо сформировать принципиально иную – социально-практическую или профессиональную деятельность. Кроме того, достигается единство обучения и воспитания, в одном потоке образовательной деятельности, что не представлено ни в одной известной отечественной или зарубежной психолого-педагогической теории.

Первоначально теория контекстного образования развивалась А.А. Вербицким применительно в основном к проблемам высшей школы и называлась теорией контекстного обучения. В последние годы получены теоретические и экспериментальные данные, свидетельствующие о том, что эта  теория и соответствующие педагогические технологии активно проникают в общеобразовательную школу и могут рассматриваться в качестве  концептуальной основы реализации компетентностного подхода, достижения при этом единства обучения и воспитания на всех уровнях непрерывного образования.

Кроме того, А.А. Вербицкий научно  обосновал необходимость введения в категориальный строй психологической и педагогической науки  смыслообразующую категорию «контекст». Он одним из первых писал о необходимости развития психологии образования как новой ветви психологической науки, более адекватно, чем психология обучения, объясняющей закономерности современного обучения и воспитания; о понимании категории «поступок», а не «предметное действие», как  единицы образовательной и любой другой деятельности, обеспечивающей уже упомянутое единство обучения и воспитания.

Развиваемая А.А. Вербицким, его учениками и последователями психолого-педагогическая теория контекстного образования позиционируется им как концептуальная основа современного практикоориентированного непрерывного образования, опирающегося на фундаментальное научное содержание. Сам контекстный подход и педагогические технологии контекстного образования находят все более широкое применение на всех  уровнях системы непрерывного образования.

А.А. Вербицкий, его докторанты, аспиранты и соискатели вели и ведут опытно-экспериментальную работу в сфере теории и технологий контекстного образования в разных организациях и во многих вузах страны: в НИИ проблем высшей школы, Исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов, МВТУ им. Н.Э. Баумана,  МПГУ (Москва), Астраханском ГТУ,  Братском ГУ, Волгоградском ГТУ, Вологодском ГПУ, Липецком ГПУ, Мордовском ГПИ,  МИРЭА, МГГУ им. М.А. Шолохова, МГИМО, Нижнетагильском ГПУ,   Новороссийской морской государственной академии им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, Санкт-Петербургском Военном  инженерном строительном институте,   Серпуховском военном институте ракетных войск, Старо-Оскольском филиале МИСиС, Стерлитамакской государственной педагогической академии (Башкирия),  «Центре развития образования городского округа Самара» и семи общеобразовательных школах Самарского региона, Сахалинском государственном университете. Экспериментальные площадки по реализации теории и технологий контекстного образования возникли в г. Смоленске (школа № 33)  и в школе № 9  г. Мегиона Ханты-Мансийского национального округа.

Резуль­таты исследований А.А. Вербицкого получили отражение  в нескольких сотнях публикаций, в том числе совместных с его учениками – докторами и кандидатами педагогических и психологических наук – монографиях, коллективных монографиях  учебных  пособиях, научных и словарных статьях, сборниках материалов научных конференций. О востребованности идей контекстного образования можно судить по одному из самых высоких индексов цитирования его научных и научно-методических публикаций среди педагогов и психологов России. На период 1 июля 2018 года в наукометрической базе Web of Science содержится одна его статья, в  Scopus – 6, индекс Хирша равен 29, РИНЦ – 15463; за два неполных года последний вырос на две тысячи пунктов.

Первое системное изложение психолого-педагогических основ контекстного образования (тогда еще обучения) было представлено в книге А.А. Вербицкого «Активное обучение в высшей школе: контекстный подход»  (1991 год), затем – в небольшой  монографии «Новая образовательная парадигма и контекстное обучение» (1999). В числе монографий, подготовленных А.А. Вербицким совместно со своими учениками – докторами и кандидатами наук: «Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции» (2009, 2017), «Категория «контекст» в психологии и педагогике» (2010), «Инварианты профессионализма: проблемы формирования» (2011), «Новое направление лингводидактики: контекстное обучение иностранному языку специальности» (2015), «Конфликтологическая культура личности: технологии формирования» (2016). Особо значимой является коллективная монография «Психология и педагогика контекстного образования», изданная в 2018 году по гранту Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ).

Прикладные моменты контекстного образования и его некоторые технологии, отражены в ряде совместных учебных  пособий: «Психология мотивации студентов» (2006, 2016), «Контекстное обучение иностранному языку специальности» (2015), «Инновационные процессы в образовании. Тьюторство. Часть 1, Часть 2 (2017). В 2017 году в Издательстве МПГУ опубликовано авторское научно-учебное пособие А.А. Вербицкого «Теория и технологии контекстного образования», обобщающее психолого-педагогические основы такого образования, содержащее методические рекомендации по разработке и использованию некоторых педагогических технологий и включающее глоссарий более 70 терминов и понятий, введенных в педагогику и психологию или по-новому осмысленных автором с позиций психолого-педагогической теории контекстного образования. Много статей автора опубликовано в журналах ВАК, а также за рубежом (Австрия, Болгария, Германия, Израиль, Казахстан, Приднестровская Молдавская Республика).

А.А. Вербицкий активно участвует, преимущественно с пленарными докладами,   по проблемам контекстного образования на  многих международных конференциях, проводимых в России и за рубежом (Англия, Болгария, Германия, Греция, Дания, Ирак, Испания, Канада, Казахстан, Китай, Португалия, Финляндия, Черногория. Югославия). Провел много выездных школ-семинаров по проблемам практической  реализации теории и технологий контекстного образования для преподавателей вузов, колледжей и учителей школ в Москве и региональ­ных образовательных центрах: Абакане, Волгограде,  Воронеже, Георгиевске, Екатеринбурге, Ижевске, Липецке, Нижнем Новгороде, Нижнем Тагиле, Омске, Перми, Рязани, Санкт-Петербурге, Туле, Улан-Уде, Хабаровске, Якутске,  а также в Минске (Белоруссия).

Награды А.А. Вербицкого: Серебряная медаль ВДНХ за разработку концепции последипломного образования; Нагрудный значок «За отличные успехи в работе» Гособразования СССР; Почетный работник высшего профессионального образования; Золотая медаль РАО «За достижения в науке»; Медаль К.Д. Ушинского, Диплом и Золотая медаль Европейской научно-промышленной палаты «За выдающиеся профессиональные достижения».