Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Оригами

ОРИГАМИ

 

Оригами – искусство создания различных фигурок и декоративных композиций из бумаги, а также техника складывания бумажного листа.

В древности Китае бумагу использовали самым различным образом, в т.ч. и в религиозных обрядах.

Однако складывание фигурок из квадратных листов бумаги не получило в Китае такого же мощного развития, как в Японии. Вероятно, это объясняется тем, что японцы использовали бумагу не только для письма, производства ширм, зонтиков, окон и даже одежды, но и для наглядной демонстрации некоторых мировоззренческих идей философии дзен-буддизма. Китайцы искали истину в отличном от Японии направлении, там не существовало би-до – пути красоты.

Вообще же красоту, скрытую в вещах, японцы открыли в IX-XII веках и даже обозначили особым понятием «моно-но-аварэ», что переводится как «печальное очарование вещей» – эстетический принцип, ощущение гармонии мира, вызываемое слиянием субъективного чувства (аварэ) с объектом (моно).

В XX веке Япония широко открыла двери остальному миру, и европейцы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами: лягушкой, рыбой, журавликом, цветком ириса.

Но еще в начале XIX века немецкий педагог, создатель первых детских садов Фридрих Фребель впервые начал пропагандировать складывание из бумаги как дидактический метод для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Возможно, именно с его подачи школьники разных стран мира теперь знакомы с небольшим набором «фольклорных» фигурок из бумаги.

Любителем оригами был Льюис Керрол, преподававший математику в Оксфорде. Записи в дневнике Кэррола свидетельствуют о том, какой восторг охватил его, когда он научился складывать из бумаги игрушку-хлопушку, издававшую при сильном взмахе ею громкий хлопок.

Умел складывать фигурки из бумаги и русский писатель Лев Толстой. В первой редакции статьи «Что такое искусство» он пишет: «Нынешней зимой одна дама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Вы­думка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие прежде этих петушков, и господа, и прислуга развеселя­лись и сближались от этих петушков, все улыбались и радова­лись: как похоже на птицу эти петушки махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого пе­тушка есть настоящее искусство.». [Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. Т. 8. – М., 1936; № 62 (рук. № 25)].

Новый этап в развитии оригами начался после второй мировой войны и связан с именем знаменитого японского мастера Акиро Йошизава. Он родился в 1911 г. и сыграл в истории оригами уникальную роль. Акиро Йошизава изобрел сотни новых, ранее не известных, фигурок.

Наш современник и сотрудник нашей кафедры Выгонов Виктор Викторович, также как и мастер Акиро Йошизава, изобрел множество новых и очень интересных изделий из оригами! Только самолётов он придумал и создал более 100 разновидностей! С его книгами по оригами можно познакомиться на сайтах издательстве «Экзамен» по ссылкам:

Оригами для малышей. 4+. Простые модели.

Оригами для малышей. 4+. Сложные модели

Оригами для малышей. 5+. Простые модели

На сайте издательства «Мартин» Оригами. Самолеты для начинающих (с набором оригинальной цветной бумаги).

И, конечно, его книги есть в Лабиринте.

Мы представляем для наших читателей схемы оригами В.В. Выгонова по ссылке. Здесь даются схемы изделий и к некоторым бумага, которую можно распечатать на цветном принтере и использовать для выполнения изделия. Также подойдёт бумага для принтера, цветная или белая. Изделие из белой бумаги можно раскрасить по собственному желанию.

С детьми начинать складывать оригами нужно с максимально простых изделий. Первые фигуры не должны быть статичными, а, желательно, чтобы дети могли с ними играть. Например, «Зверята» (см. рис. Зверята) выполняются, раскрашиваются, надеваются на палец. С ними можно придумать сценку или разыграть целый спектакль.

Подготовкой к изучению оригами для детей дошкольного и младшего школьного возраста может служить Китайская головоломка, которая появилась в Китае около четырех тысячелетий тому назад и является одной из самых «старых» игр в мире – древнее, чем шахматы. Она служила для развлечения, и, видимо, ее использовали для обучения элементарной геометрии.

Из полученных геометрических фигур можно составить не только множе­ство различных изображений, но и целые картины, если использовать не­сколько головоломок разных цветов. Цвет элементов в одной головоломке должен быть одинаковым.

Для получения элементов головоломки, необходимо начертить квадрат со стороной 100 мм, используя для этого тонкий цветной картон или ватман, затем сделать на нем разметку, как показано на рисунке, и разрезать его на отдельные геометрические фигуры. Разметка выполняется довольно просто, если использовать помимо линейки еще и угольник (треугольник), в качестве чертежного инструмента. Сначала чертится диагональ из левого верхнего в правый нижний угол. Затем верхняя и правая стороны квадрата делятся пополам и, в получившиеся точки, соединяются прямыми линиями. Вторая диагональ проводится ровно до проведенной линии. Далее нам нужна данная точка пересечения этих линий. Приложив линейку к левой стороне, а к ней угольник прямым углом вверх проводим линию, при помощи которой получится параллелограмм. Оставшуюся фигуру – квадрат – получаем при помощи угольника (треугольника). С детьми 1 класса и младше следует использовать распечатанные заготовки, чтобы они вырезали квадрат и отдельные фигуры, или покупные фигуры, или электронные ресурсы. С детьми 2-3 класса (в зависимости от их подготовленности) нужно вычерчивать данную головоломку, чтобы они учились использовать чертежные инструменты. Этому можно посвятить целый урок и дать им самим покрутить инструменты, чтобы понять их функциональность.

Варианты головоломок В.В Выгонова представлены по ссылке.

Книжки можно приобрести на кафедре по 300 р. Или в книжном магазине «Читай-город» по 495 р.

ПРИМЕРЫ РАБОТ