Навигация по сайту

Жизнь кафедры

Апрель 2017

12-15.04.17

«Московский международный салон образования»

С 12-15 апреля 2017 года магистранты посетили Московский международный салон образования (ММСО) – крупнейшее мероприятие сферы образования России: открытый форум и самая масштабная в стране выставка новых образовательных технологий и инновационных проектов.

Насыщенная ежедневная программа мероприятия: мастер-классы, семинары и лекции открытые для каждого, кто желает узнать о доступных ему образовательных возможностях, определиться с образовательной и профессиональной траекторией.

Для магистрантов это мероприятие стало важным событием. Каждый из них смог не только узнать об инновациях в сфере образования, но и получить ответы на многие другие личные вопросы (особенности воспитание детей, профориентация в старших классах и многое другое).

Ждем следующего года!

 

2.04.17

Неделя погружения в технологии открытого образования

Прошла неделя погружения в технологии открытого образования. С 27.03. по 1.04 состоялась неделя погружения в технологии открытого образования. Магистранты 1-ого курса совместно с Дудчик Светланой Викторовной осваивали такие технологии как «Образовательное путешествие», «Образ и мысли» и «Технология кейс-стадий».

Осваивая технологию «Образовательное путешествие», студенты проектировали собственные и групповые образовательные маршруты, совмещая разные взгляды, идеи в единую «дорожную карту», а затем презентовали ее остальным.

Взглянуть на разнообразие внутренних миров каждого человека помогает технология «Образ и мысли». Также, она ориентируется, именно, на личный смысл и восприятие человеком происходящего, что является важным составляющим тьюторской работы.

Последнее пятичасовое занятие проходило, как  погружение в технологию «Кейс-стади». Эту технологию можно использовать для обучения, а также проектирования решения конкретных случаев, произошедших на практике. Магистранты учились составлять кейсы, и в формате мозгового штурма предлагать решения.

Подводя итоги, следует сказать, что неделя оказалась насыщенной и очень продуктивной. Хотим поблагодарить Светлану Викторовну Дудчик, за содержательные и практически ориентированные занятия!

25. 03.17

Практика магистрантов первого курса

Формат обучения в магистратуре Кафедры Индивидуализации и Тьюторства разнообразный. Одной из обязательных частей является прохождение непрерывной тьюторской практики.  Студенты самостоятельно выбирают площадку, на которой в течение второго семестра оттачивают (осваивают) свое  тьюторское мастерство.

Сегодня, магистранты поделились своими впечатлениями о прошедших двух месяцах практики. По словам Кузнецовой Екатерины, эта практика является содержательной, насыщенной и напряженной (Новая Гуманитарная Школа г. Москва). Кабанкова Ира отметила  новизну, современность и технологии. Место практики платформа дистанционного образования «Открытая школа» / Open school. Лисенковская Мария, проходя практику в Центре реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир», увидела ее качество и перспективы в своей деятельности.

Все магистранты отметили содержательность и вариативность тьюторских площадок. Будем с интересом следить за дальнейшими продвижениями наших магистрантов в освоении тьюторской профессии.

18.03.17

«Состоялась презентация методологического аппарата…»

18 марта 2017 г. состоялась презентация методологического аппарата магистрантов первого курса Кафедры Индивидуализации и Тьюторства. Вниманию комиссии были представлены темы, связанные с личным интересом каждого студента. Высокой оценки удостоены работы Драгиле Маргариты «Элементы технологии rapid-forsight в деятельности тьютора при работе со старшеклассниками и студентами», Цмиль Ольги «Картирование как педагогическое средство предпрофессионального самоопределения учащихся 8-9 классов», а также  работа слушателя курсов программы профессиональной переподготовки – Лазуковой Алены «Разработка методики использования образовательного паспорта при работе со старшеклассниками над образом будущего в институциональных формах».  Директор кафедры – Ковалева Татьяна Михайловна отметила готовность всех студентов к защите и хороший уровень представленных работ.

Желаем дальнейших успехов первому курсу на этом непростом, но интересном пути!

9.03.17-10.03.17

“Cеминар для тьюторов краткосрочной программы наставничества для детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации” 

С 9.03.17 по 10.03.17 на площадке «Точка кипения» Агентства Стратегических Инициатив, состоялся семинар для тьюторов, желающих пройти подготовку и сертификационную процедуру для включения в официальный реестр тьюторов краткосрочной программы наставничества.

Ежедневно с 10:00 до 17:00 шла насыщенная работа по переподготовке и обучению тьюторов. Разбирались теоретические и практические уровни заданий. Формат работы в группах позволил участникам не только продуктивно решать поставленные модераторами задачи, но и лучше познакомиться друг с другом. Человек является одним из главных ресурсов.

Всего в мероприятии очно приняли участие представители таких регионов как  Московская область, Удмуртская Республика, Ханты-Мансийский автономный округ и Томская область. А также более тринадцати регионов приняли участие в дистанционном формате.

Надеемся, что первый семинар является началом для реализации данного проекта на всей территории России.

4.03.17

Весенние научные чтения Кафедры индивидуализации и тьюторства.
Секция «Индивидуализация и тьюторство: новый шаг развития»

4 марта 2017 г. состоялись традиционные Весенние научные чтения кафедры индивидуализации и тьюторства, МПГУ.

На чтениях были представлены доклады преподавателей и аспирантов, затрагивающие актуальные проблемы теории и практики индивидуализации образования и тьюторского движения.

Подробности о представленных докладах можно узнать в программе чтений: Nauchnyie-chteniya-KIT-1.03.

Ссылка на видео трансляцию: https://www.facebook.com/kit4m/videos/254603018318016/

В режиме живого времени к чтениям присоединились Украина и 11 регионов России: Московская область, Ленинградская область, Ярославская область, Чувашская Республика, Саратовская область, Удмуртская Республика,  Свердловская область, Томская область, Иркутская область, Якутская область и  Приморский край.

Весенние чтения в этом году совпали с Днем Открытых Дверей МПГУ. Поэтому среди слушателей и гостей оказались абитуриенты – те, кто только планирует поступить на обучение и освоить новую профессию.  По завершении чтений они выразили благодарность за возможность присоединиться.

Ноябрь 2016

17.11.2016

VIII  международная научно-практическая конференция «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве»

17-19 ноября 2016 г., Москва
Центральная тема конференции 2016 года: «Исследовательское обучение: мировые тенденции образования»

Подробнее о конференции

Основная форма представления опыта организаций, школ, научных обществ, конкретных педагогов – постерная сессия. Постерная сессия планируется как центральное общее коммуникативное пространство конференции. На отдельных секциях планируется проблемное обсуждение докладов, отобранных или предложенных руководителями секций для дискуссии.

Сроки проведения – 17-19 ноября 2016 года; окончания регистрации участников – 1 октября 2016 года (регистрация на сайте конференции); подача материалов: для участия с докладами на конференции – в момент регистрации; для публикации без доклада – до 20 ноября 2016 года. Материалы будут рассматриваться для публикации в журнале «Исследователь/Researcher», а также в специальном сборнике в рамках библиотеки журнала.

Адрес оргкомитета: 119571, Москва, пр. Вернадского, д. 88, корпус гуманитарных факультетов МПГУ, кафедра психологической антропологии Института детства.

Контактный телефон: +7 (495) 438-21-81 (кафедра психологической антропологии МПГУ). Электронная почта:  issl@redu.ru  

 

14.11.2016

XVII Международные Чтения памяти Л.С. Выготского (120-летие ученого)
14– 19 ноября 2016 г. Москва
2016 год официально объявлен годом выдающегося отечественного психолога Л.С. Выготского. В 2016 году исполняется 120-лет со дня рождения ученого. Юбилейные XVII Международные чтения памяти Л.С. Выготского «Культурно-историческая психология: от научной революции к преобразованию социальных практик» будут проводиться с 14 по 19 ноября 2016 года, Москва
Тезисы для публикации в сборнике можно присылать до  1 октября 2016 года (публикация
бесплатная ).
Заявки на участие принимаются до  31 октября 2016 года: Бланк заявки
Заявки, вопросы и пожелания присылайте на адрес:  vygconf@gmail.com
Организатор: ФГБУ «Российская академия образования» и ФГБ

 

01.11.2016

IX Международная научно-практическая конференция
«Тьюторство в открытом образовательном пространстве и текстовая культура:
сопровождение индивидуальных образовательных программ»
посвященная 120-летнему юбилею Л.С. Выготского

Конференция состоится 01-02 ноября 2016 г. на базе ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» по адресу пр-т Вернадского, д.88.

Тема конференции этого года поможет нам разобраться как тьюторство осуществляется через различные
виды текстовой культуры. Мы приглашаем к участию в конференции всех, кто заинтересован в рефлексивном
осмыслении теории и практики работы с текстами (в разных формах его проявления) в условиях
индивидуализации и тьюторского сопровождения, в современном образовании и педагогической науке.
Данное мероприятие, с одной стороны, продолжит традиции серии международных тьюторских
конференций МПГУ, а с другой, будет удерживать новый фокус, связанный со 120-летним юбилеем Л.С.
Выготского – фокус рассмотрения трудов ученого, его научного наследия в контексте теории и практики
индивидуализации и тьюторства.

Октябрь 2016

28.10 – 03.11.2016

Курсы повышения квалификации в рамках реализации ФГОС по теме: «Технологическая школа тьюторства: инструменты реализации принципа индивидуализации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС» (72 часа)

Московский педагогический государственный университет приглашает
28.10 – 03.11.2016 г
специалистов системы образования для прохождения курсов повышения квалификации в рамках реализации ФГОС по теме: «Технологическая школа тьюторства: инструменты реализации принципа индивидуализации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС» (72 часа)

Категория слушателей: руководители, их заместители, учителя инновационных образовательных программ, преподаватели вузов, социальные педагоги, психологи, педагоги дополнительного образования, педагоги дошкольных образовательных учреждений, преподаватели профтехобразования, интернатных учреждений.

В программе: Реализация принципа индивидуализации образовательного процесса: основные подходы, модели, организационные условия в рамках ФГОС. Открытость образовательного пространства на современном этапе. Особенности выбора и использования форм, методов, приемов педагогической работы в открытом образовании. Технология тьюторского сопровождения в контексте открытого образовательного пространства и инклюзивного
образования. Нормативно-правовое сопровождение работы тьютора, рабочий “портфель” документов и др.

В процессе обучения слушатели познакомятся с основами современных технологий открытого образования, таких, как: технологии «Критическое мышление», «Кейс-стади», «Портфолио», «Дебаты», «Социокультурные игры» и др. Большое внимание уделяется различным аспектам освоения технологии тьюторского сопровождения: тьюторское сопровождение индивидуализации в условиях профильного обучения; тьюторское сопровождение в рамках воспитательного процесса; тьюторское сопровождение образовательного путешествия; развитие творческих способностей при реализации тьюторского сопровождения, тьюторское сопровождение в условиях инклюзивной школы.

В рамках Программы предполагается участие в Тьюторской конференции без оплаты оргвзноса.

Научный руководитель: д.п.н., профессор Ковалева Татьяна Михайловна
Координаторы: к.п.н. доцент Грачева Наталья Юрьевна; методист: Колосова Елена Борисовна

Сроки проведения курсов: 28.10 – 03.11.2016 г. (в том числе с дистанционной поддержкой)
Стоимость обучения: 15 000 пятнадцать тысяч рублей.
В стоимость не входит проживание, питание.

По итогам обучения выдается удостоверение установленного образца.
Слушателям предоставляются места в общежитии.
Заявки в соответствующей форме для участия в курсах принимаются по e-mail: course_tut@mail.ru

Информационное письмо и форма заявки
Телефон для справок: +7 (916) 876 1069 – Колосова Елена Борисовна

 

28.10.2016

Международная конференция «Образование: диалог культур»
пройдет в Москве 28-30 октября 2016
Организаторы конференции: Институт проблем образовательной политики «Эврика» при поддержке Россотрудничества и Комитета гражданских инициатив.В работе конференции предполагается участие представителей международного образовательного сообщества из Франции, Израиля, Германии, Финляндии, Черногории, Испании и др. стран.В программе конференции планируются следующие мероприятия:
*  Панельная Дискуссия «Проекты развития образования» (по материалам Проекта рекомендаций для Общероссийского гражданского форума (ОГФ), подготовленных в рамках реализации проекта «Сеть сетей»)
*  Пленарное заседание «Проекты развития образования» – представление результатов сетевых дискуссий
*  Панельная дискуссия «Человек в мире неопределенности», посвященная юбилею Л.С. Выготского
*  Семинар участников международных стажировок по программе Россотрудничества «Молодые лидеры»
*  Мастерские представителей образовательных сетей и зарубежных участников конференции
*  Конференция некоммерческого партнерства «Межрегиональная ассоциация администраторов образования»

 

11.10.2016

Семинар Гордона Ньюфелда «Факторы обучаемости»

Как помочь детям не утратить интерес к учебе?

Каждый родитель задумывается о том, какое образование выбрать для своего ребёнка, начиная чуть ли ни с самого рождения малышей. В поисках достойного обучения, мы, родители, тратим огромное количество сил, энергии и времени. Почему? Потому что во взрослом понимании образование напрямую связано с благополучием, надёжностью и стабильностью наших детей в будущем. А что же сами дети? Как они относятся к этому животрепещущему вопросу? Многие из малышей не могут дождаться первых дней учёбы в начальной школе, но у большинства нет задорного познавательного огонька в глазах уже с самого начала. А к средним классам он затухает у большинства, даже у тех, кто раньше бежал в школу с охотой, а дома засыпал нас нескончаемыми вопросами и новыми открытиями. С годами дети в большинстве ходят в школу из-под палки, еле-как переваривая наше взрослое «надо», учатся всё хуже, в них пропадает интерес и даже чувство ответственности. Зачастую поведение детей портится на глазах. Мы списываем всё на подростковый возраст, хотя на самом деле интуитивно понимаем, что что-то было упущено. Что-то крайне важное, существенное. Теряя голову, мы задаёмся вопросами: что не так с нашими детьми (они же были такими сообразительными, весёлыми, пытливыми, доверчивыми всего несколько лет назад)? Что не так со школой (мы же выбрали самую лучшую сильную и, возможно, самую дорогую)? Что не так с системой преподавания (неужели выбор Монтессори (Вальдорфа, английской системы и т.д.) был ошибочным)?

Так как же помочь детям справиться с этой непростой, но исключительно важной задачей – обучением. Как мотивировать детей учиться?

Кафедра индивидуализации и тьюторства МПГУ считает, что ответы на эти вопросы прозвучат на семинаре Гордона Ньюфелда, всемирно известного канадского психолога, авторитета в области психологии развития и теории привязанности. В своей лекции он раскроет секреты лучшей обучаемости и процесса взросления наших детей. В течение одного дня Д-р Ньюфелд подробно разберёт такие ключевые моменты, как связь между преподавателями всех уровней и детьми: «Мы не понимаем, что в действительности дело в личности, а ещё больше в том, что им принадлежат сердца их учеников – именно это делает этих учителей мастерами своего дела.» Неоспоримое влияние на процесс обучения оказывает уровень зрелости детей, особенно в младших классах. Зачастую, торопясь внедрить своих чад во взрослый мир, мы забываем самое главное: «Дети должны играть, чтобы взрослеть. Именно в игре происходит бОльшая часть роста, включая даже рост мозга. Развитию для прогресса требуется пространство, свободное от последствий и предосторожностей. К счастью, некоторые педагоги начинают понимать это. Раньше мы думали, что мозг развивается в школе. Теперь мы знаем, что это игра развивает мозг, который затем может использоваться в школе». По словам Гордона Ньюфелда, понимание потребностей детей и роли взрослого в процессе обучения могут произвести революцию во всей системе образования, помочь нашим детям учиться с удовольствием и пользой, успешно и легко.

Семинар Гордона Ньюфелда «Факторы обучаемости» состоится в Москве с 11 октября 2016 года http://neufeldinstitute.com/int/ru/russia-2016/

http://apisarevskaya.e-autopay.com/checkout/239370

ОРГАНИЗАТОРЫ: Институт Ньюфелда, Издательство Ресурс, Журнал «Семейное образование»

Педагогам и психологам, принявшим очное участие в семинаре «Факторы обучаемости», выдаются удостоверения о повышении квалификации установленного образца в объеме 16 часов.

Сентябрь 2016

30.09.2016

День жизненной навигации в МПГУ

Погружение  в мир жизненной навигации для первокурсников прошел 30 сентября 2016 года в Институте детства в ФГБОУ ВПО МПГУ на проспекте Вернадского 88. Событие дня представила кафедра индивидуализации и тьюторства под руководством д.п.н., профессора кафедры индивидуализации и тьюторства Ковалевой Татьяны Михайловны.

Студенты-первокурсники послушали лекцию д.пс.н., профессора кафедры индивидуализации и тьюторства Огнева А.С. на тему «Жизненная и профессиональная навигация», познакомились с деятельностью Управлений МПГУ. В фойе 1 и 2 этажа был представлен калейдоскоп неаудиторных активностей университета. На основе собственной практической работы во время групповой работы и тренингов студенты составили свой навигатор в образовании МПГУ. В качестве ведущих тренеров супервизоров выступили сотрудники кафедры индивидуализации и тьюторства: Колосова Е.Б., Бабуева Е.В., Бурмакина И.А., Дудчик С.В., Цветкова Т.К.

gr1
gr2
gr3
gr4
gr5
gr6
gr7
gr8
gr9
tut1
tut2
tut3

 

24.09.2016

«Научно-литературный салон»

В субботу, 24.09.16,  с 10.00 до 13.00 на кафедре индивидуализации и тьюторства пройдет “научно-литературный салон” в рамках СППНиО – участвуют 1 и 2 курс КИТ. Каждый участник выступает с представлением статьи (до 5 минут), а затем вопросы и суждения и комментарии эксперта (преподавателя СППНиО) и всех желающих участвовать преподавателей КИТ!

 

22.09.2016

Международная научно-теоретическая конференция «Методология педагогики в контексте современного научного знания»

ФГБУ «Российская академия образования» и ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» проводят Международную научно-теоретическую конференцию «Методология педагогики в контексте современного научного знания», посвященную 90-летию со дня рождения В.В. Краевского.

Конференция состоится 22 сентября 2016 г. в здании Института коррекционной педагогики РАО (г. Москва, ул. Погодинская, 8, к.1). Начало конференции 22 сентября в 11 ч. Начало регистрации участников конференции 22 сентября в 10 ч.30 мин.

 

01.09.2016

Праздник 1 сентября на кафедре

Традиционная встреча начала учебного года в магистратуре по адресу пр-т Вернадского, д.88 ауд. 401

Начало праздника в 17.00.

В программе:
17:10 – 18:00 – лекция-навигатор по тьюторским изданиям руководителя магистратуры д.п.н., профессора Ковалевой Т.М.

18:00 – 18:30 – встреча 1 курса с административной командой магистратуры и преподавателями

18:30 – 19:00 – встреча 2 курса с административной командой магистратуры

19:00 – знакомство первокурсников с магистрантами и выпускниками прошлых лет, общение с преподавателями и тьюторами, игровое взаимодействие, и конечно же праздничное чаепитие!

Июль 2016

13.07.2016

Лекция Ковалевой Т.М. в Музеоне “Как сопровождать образование ребенка и для чего нужен тьютор”
Ковалева Т.М.В павильоне ШКОЛА парка искусств Музеон на встрече Клуба экспертов образования Президент тьюторской ассоциации, профессор кафедры педагогики МПГУ Татьяна Михайловна Ковалева провела лекцию для родителей детей от 3 до 18 лет о том, как сопровождать образование ребенка.
Каждый ребенок имеет право на свой путь в образовании. С этим тезисом трудно жить, если для его реализации нет никаких инструментов и знаний.

Мы привыкли, что в жизни наших детей есть воспитатели, учителя и психологи, но никто из них не занимается построением и реализацией индивидуальных образовательных программ. Для этого есть тьютор и его компетенции.

Слушатели узнали о возможностях тьютора и о том, как его профессиональные навыки применить по отношению к собственным детям. Как поддержать ребенка в выборе школы, учителя, формы образования. Как грамотно повышать мотивацию и на что обращать внимание.

Запись лекции

Статья о лекции на площадке “Клуб учителей”

Событие на сайте Клуба экспертов образования

Отчет на МЕЛ

Июнь 2016

27.06.2016

5-й летний Университет Тьюторства в Архангельске

За 7 дней Летнего университета тьюторства было проведено:

18 форматов встреч и образовательной деятельности
86 встреч разных форматов
42 астрономических часа образовательных действий «чистыми»
115 часов 40 минут образовательных действий (до 7 форматов параллельно в разных аудиториях и на выезде)
30 видео-файлов ЛУТ-2016 будет доступно очным и дистанционным участникам.

ЛУТ 2016Очно участвовало 108 человек из 15 субъектов Российской Федерации – Архангельской области, Республики Башкортостан, Владимирской, Волгоградской и Иркутской областей, Республики Крым, г. Москвы, Московской и Новосибирской областей, Пермского и Приморского краёв, г. Санкт-Петербурга, Томской области, Удмуртской и Чувашской Республик

Впервые в истории Летних университетов тьюторства благодаря технической поддержке Архангельского областного института открытого образования было реализовано дистанционное участие в семинаре-конференции.

В дистанционной форме участвовало 48 человек из 19 субъектов РФ и 2 стран ближнего зарубежья – Амурско и, Архангельской областей, Республики Белорусь, Волгоградской области, Краснодарского края, Республики Крым, г. Москвы и Московской области, Новгородской, Новосибирской и Омской областей, Пермского и Приморского краёв, Ростовской области, г. Санкт-Петербурга, Республики Саха (Якутия), Ставропольского края, Тамбовской и Томской областей, Удмуртской и Чувашской Республик и Украины
Всего 156 человек из 23 субъектов РФ и 2 стран ближнего зарубежья.

По примерным подсчётам не считая перерывов на обед и ужин, пауз и переходов между форматами в среднем каждый участник провёл в мега-активной деятельности 42 астрономических часа разного формата совместных действий (с трудом и осторожностью подбираю слова, т.к. сказать «мероприятий» – грубо, сказать «событий» часть содержательно подкованных коллег упрекнут в неправильном употреблении понятия) + 10 часов экскурсий (это только инвариант прописанный в программе без параллельных форматов, а вариатива в экскурсионной программе в формате образовательного путешествия было наверно ещё часов 20, так постаралась архангельская команда).

А форматов было как всегда предостаточно: и организационные (открытие, пресс-конференция, совещания, общие собрания, круглый стол, презентации);
и содержательно-официальные (семинары, лекции, коллоквиумы, конечно же важнейшее место занимали экспертные лаборатории на которых заявители на экспертизу очно представляли свою практику, отвечали на вопросы и выслушивали рекомендации федеральных экспертов МТА);
и не менее содержательные но не такие официальные (мастер-классы, мастерские, модельные занятия, лаборатории);
и вовсе не официальные, а вполне даже душевные (групповые тьюториалы с участниками, гостиные, диалоговые клубы, и даже такой неожиданный (для непосвящённых) формат, как гендерный клуб, проводимый нашими дорогими партнёрами из ПрЭСТО).

Что было в параллель:
115 часов 40 минут образовательных действий осуществили участники ЛУТ-2016. До 7 форматов проходило параллельно в разных аудиториях и на выезде. И всё это не считая перерывов и экскурсий. Некоторые форматы были закрытыми – только для членов правления МТА или только для экспертов МТА, но таких всего 4-5.
86 встреч из которых каждый мог физически участвовать только в 30. Вариативность и избыточность не на словах, а на деле. И выбор, который порой очень сложно сделать, особенно на первом своём ЛУТе. Некоторых грела надежда, что удастся посмотреть то, что не посетили «вживую» в записи. Конечно записать всё – просто не реально, но 30 записей скоро будет доступно очным и заочным участникам Летнего университета тьюторства-2016.

По материалам публикации Антона Чупринина

Май 2016

27.05.2016

Подведение итогов практики тьюторов в ГБПОУ “Воробьёвы горы”

27 мая в библиотеке Дворца пионеров состоялась сессия по итогам производственной практики на базе ГБПОУ «Воробьевы горы» магистрантов кафедры индивидуализации и тьюторства Института детства МПГУ.

Сессию открыл зам. руководителя РНМЦ НО Игишев Владимир Геннадьевич. Он напомнил участникам встречи о тех задачах, которые поставили перед собой Ресурсный центр и кафедра индивидуализации и тьюторства, начиная сотрудничество на базе ГБПОУ “Воробьёвы горы”, подчеркнул актуальность темы тьюторства для таких уникальных учреждений, как Воробьёвы горы, необходимость взаимодействия науки и практики. Владимир Геннадьевич, в частности, отметил большой интерес, который вызвали у аудитории Ресурсного центра проведённые вебинары по проблематике индивидуализации, поблагодарил за мастер-классы и лекции, проведённые сотрудниками и заведующей кафедрой.

Итоговые выступления практикантов их руководитель Ковалева Татьяна Михайловна – профессор, зав.каф. индивидуализации и тьюторства Института детства МПГУ, д.п.н. – предварила вступительным докладом “Миссия преддипломной практики магистрантов в реализации сетевого взаимодействия МПГУ и ГБПОУ «Воробьевы горы». Она предложила рассматривать проведённую практику как первый шаг к сотрудничеству, не останавливаться на нём и вместе искать пути и технологии продвижения теории индивидуализации и тьюторства в практическую образовательную деятельность.

Грачева Наталья Юрьевна  – доцент, зам.зав.каф. индивидуализации и тьюторства Института детства МПГУ, к.п.н. – определила формат представления результатов практики магистрантов и поделилась впечатлениями об организации работы в прошедшем учебном году.

Затем выступали практиканты и их кураторы:

Ф.И.О. магистрантаТема магистерской диссертации Куратор от ГБПОУ «Воробьевы горы»
1Бабуева Е.В.Программа групповых тьюториалов «Я в профессии» как средство формирования субъектной позиции студентов 1 курса бакалавриата (на примере факультета начального образования МПГУ)Солукова Вера Ивановна

Должность: заместитель начальника отделения по организации образовательной деятельности структурного подразделения «Московский колледж профессиональных технологий»
2Бурмакина И.А.Разработка модели пробы как средства тьюторского сопровожденияГригорьев Игорь Сергеевич

Должность: педагог-психолог
3Зинкевич Е.Ю.Тьюторское сопровождение образовательного запроса пенсионеровПетрова Лариса Викторовна

Должность: главный специалист отдела организации и проведению мероприятий управления развития
4Королева Н.Ю.Проектирование базы цифровых образовательных ресурсов магистратуры ФГБОУ ВПО МПГУ "Тьюторство в сфере образования"Лебедь Николай Николаевич

Должность: методист Ресурсного научно-методический центр непрерывного образования
5Кохова А.В.Алгоритм тьюторского сопровождения предпрофессионального самоопределения учащихся старшей школы на этапе навигацииНовикова Оксана Алексеевна

Должность: педагог-психолог, подразделение: Лицей «Воробьевы горы»
6Морозова Н.Ю.Определение профессиональных границ тьюторского сопровождения человека с ограниченными возможностями здоровья в неинституциональных формах образования-
7Янонис М.А.Практика тьюторского сопровождения предпрофессионального самоопределения подростков" (на базе ТСПС "Китеж")"-

Итоги своей практики подводит Бурмакина И.А.

Итоги своей практики подводит Бурмакина И.А.

Каждый доклад вызывал интерес и вопросы у собравшихся: темы были чрезвычайно разнообразны и наглядным образом раскрывали многообразие возможностей индивидуализации и тьюторства для развития ГБПОУ “Воробьёвы горы”.

Темы инклюзии, психологического сопровождения, работы с родителями, дистанционного обучения, тьюторства в профессиональных пробах и социализации – это неполный перечень вопросов, затронутых в ходе встречи.

Каждая из этих тем может стать предметом сотрудничества с кафедрой индивидуализации и тьюторства в следующем учебном году.

Источник: Приложение к информационно-методическому журналу РНМЦ НО ГБПОУ “Воробьёвы горы”

 

19.05.2016

День открытых дверей в магистратуре “Тьюторство в сфере образования”

Место проведения: Проспект Вернадского 88, ауд. 406.

Начало в 17.00

День открытых дверей в магистратуре “Тьюторство в сфере образования” – это отличный шанс узнать о нас всё, что вы давно хотели, но боялись спросить. Это возможность пообщаться с нашими студентами и преподавателями, а также понаблюдать за ходом конкурса “Тьютор года” для первокурсников.

 

11.05.2016

КИТ в Музеоне
В мае в парке искусств МУЗЕОН, в павильоне ШКОЛА стартует серия педагогических встреч по средам. Сотрудники нашей кафедры принимают участие в нескольких событиях этого проекта. Название для всех встреч – “Школа Будущего”:
_DSC00921. 11 мая Город как учебник – интерактивные неформальные образовательные практики в городской среде. Подробности – https://www.facebook.com/events/1709517255979198/?fref=ts
2. 25 мая – Культура Индивидуализации и персонализированное обучение.
3. 8  июня – Встреча с тьюторами Московского Тьюторского Центра.

4. 15 июня. Встреча Клуба Экспертов Образования. Открытая дискуссия с Т.М. Ковалевой о тьюторстве.

Участие в событии свободное. Парк МУЗЕОН, среды, 19:00 в павильоне ШКОЛА.
_DSC0154
_DSC0105

_DSC0157

_DSC0113

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материал подготовил Буланов Максим Владимирович

 

 

 

Апрель 2016

13-16.04.2016

Международный Московский Образовательный Салон

Место проведения: ВДНХ
13-16 АПРЕЛЯ 2016 Г.
ВДНХ, ПАВИЛЬОН №75
Зал «Выготский»

В рамках Международного Московского Образовательного Салона состоится Дискуссионная площадка “Тьютор для детей с ОВЗ. Что это за специалист, как взаимодействует с другими участниками образовательного процесса. Где взять тьютора”

Событие будет проходить 16 апреля с 13.00 до 15.00

Целью этой площадки является организация диалога между всеми участниками образовательного процесса для детей с ОВЗ.

Родители смогут сформулировать и озвучить свой запрос к специалистам по обеспечению детей с ОВЗ тьюторским сопровождением.

Специалисты смогут представить содержание профессиональной тьюторской деятельности, ее организацию и нормативно-правовое оформление.

Волонтеры, студенты и другие участники, которых волнует тема работы с детьми с ОВЗ смогут получить представление о тьюторской деятельности в этой области и примерить на себя эту профессиональную позицию.

Все вместе мы сможем определить основные шаги для того, чтобы предоставленная

Законом возможность тьюторского сопровождения для детей с ОВЗ могла быть реализована на практике.

Мы приглашаем всех  заинтересованных и участвующих в процессе реализации возможностей получения образования детей с ОВЗ на нашу площадку.

Институт детства МПГУ, дефектологический факультет как и другие его факультеты сегодня сделали ставку на практико-ориентированное профессиональное образование. Одна из возможностей получения практического пониманияпрофессионального поля — это встреча с будущими заказчиками (родителями, организаторами образования), с реальными жизненными сит уациями.

Будем очень рады видеть Ваших специалистов и студентов на нашей дискуссионной площадке.

На этой площадке Вы так же сможете представить будущие перспективы по подготовке специалиста — тьютора в инклюзивном образовании.

Группа подготовки к этой встрече Тьютор для ребенка с ОВЗ в Facebooke

Это материалы, которые дают представление о нормативно-правовом, содержательном и практическом оформлении этой профессии

Просим писать те вопросы, которые сегодня наиболее актуальны по темой “Тьютор для ребенка с ОВЗ”

Программа кластера «Инклюзии»

Координаторами площадки являются:

Кобыща Елена федеральный эксперт МТА в сфере индивидуализации и тьюторства, практикующий тьютор. Региональное отделение Межрегиональной тьюторской ассоциации (МТА) по Москве и Московской области

Багарадникова Елена исполнительный директор “Контакт” РОО “Помощи детям с РАС “Контакт”

 

04-15.04.2016

II Открытый тьюторский онлайн-фестиваль (ТОФ-2016)

Межрегиональная общественная организация «Межрегиональная тьюторская ассоциация» и «Международная школа практической педагогики» приглашают руководителей региональных и муниципальных органов управления образованием, администрацию образовательных организаций, методистов, тьюторов, учителей, педагогов системы СПО, представителей ППС ВО принять участие в цикле открытых вебинаров по тематике тьюторского сопровождения в образовании и социальной сфере.Тьюторское сопровождение – новый вид профессиональной деятельности в образовании, социальной защите, медицине, спорте.

ФГОС начального, основного и среднего общего образования прямо ориентированы на индивидуализацию образования. Во ФГОС НОО, ООО, СОО, а также ФГОС НОО для детей с ОВЗ и умственной отсталостью прямо предусмотрело наличие в образовательной организации тьюторов. Среднее специальное образование, высшее образование, дополнительное образование детей и взрослых, дополнительное профессиональное образование также требуют тьюторов – подобный опыт накоплен в различных организациях РФ.

На фестивале можно познакомиться с действующими современными практиками тьюторского сопровождения школьников и студентов в образовании и социальной сфере. Ведут занятия руководители региональных отделений, федеральные эксперты, авторы сертифицированных практик и технологий индивидуализации и тьюторства МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация» – «звезды» отечественной педагогики.

Все участники фестиваля получают:
1. возможность заранее задать вопросы ведущим занятий,
2. доступ к вебинарам в период с 04 по 15 апреля 2016 года (с 12 и 13 мск ежедневно в рабочие дни), всего не менее 16 занятий,
3. доступ к просмотру записей вебинаров – в течение суток после занятий

Основные темы занятий:
– Модель индивидуализации и тьюторского сопровождения реализации ФГОС в основной школе
– Региональный мониторинг условий и результатов индивидуализации при реализации ФГОС в основной школе
– Как возможен индивидуальный проект в старшей школе
– Алгоритм тьюторского сопровождения всех участников ОП в старшей школе при формировании ИОП обучающихся
– Услуги индивидуального тьюторского сопровождения детей школьного возраста. Протопипы, условия, технологии.
– Практики тьюторского сопровождения девиантных подростков
– Тьюторская магистратура: перспективы развития, проблемы реализации, рефлексия первого опыта
– Тьюторство как ресурс работы в социальной сфере
– Подготовка тьюторов на уровне региона
– Программа и возможности летнего университета тьюторства
– Гуманитарная экспертиза тьюторских практик и технологий и другие.

6 апреля предусмотрено прямое двухчасовое включение Президента Межрегиональной тьюторской ассоциации д.пед.н., профессора Татьяны Михайловны Ковалевой, которая готова лично ответить на Ваши вопросы.

Для занятий используется функциональная вебинарная площадка и электронная почта
Регистрация участников (проводится самостоятельно, без оплаты)

Контактные данные координатора:
Мария Юрьевна Чередилина, maria.cheredilina@worldtutors.ru

 

7-8.04.2016

Семинар “Формирование сообщества магистратур, осуществляющих подготовку в области индивидуализации и тьюторства: основные идеи и проблемы, взаиморесурсность и перспективы”
7-8 апреля 2016 г. в Москве в МПГУ пройдёт первый  семинар “Формирование сообщества магистратур, осуществляющих подготовку в области индивидуализации и тьюторства: основные идеи и проблемы, взаиморесурсность и перспективы”. Работа семинара продлится два дня и будет включать в себя – две пленарных части и презентацию магистерской программы  МПГУ  “Тьюторство в сфере образования”. В завершении первого дня состоятся вечерние лекции  – “Технология “Жизненная навигация” как ресурс деятельности тьютора” и “Практика органичного действия”.
Во второй день семинара пройдёт круглый стол  “Проектирование и реализация магистерских основных образовательных программ в области тьюторства и индивидуализации: идеи, проблемы, ресурсы и возможности для взаимодействия”. А также будет развёрнуто обсуждение  Профессионального  стандарта тьюторской  деятельности и Дорожной карты “Стратегия складывания сообщества тьюторских магистратур: разработка проектных инициатив”.

Семинар завершится пленарным заседание, на котором будут представлены проектные инициативы.

Приглашаем всех заинтересованных! Ссылка для регистрации https://tutormpgu.timepad.ru/event/294804/

Пострелиз семинара “Формирование сообщества магистратур”

Март 2016

Кафедра индивидуализации и тьюторства вышла на заключительный этап подготовки к изданию учебно-методического пособия
“Научно-образовательный комплекс подготовки специалистов в области индивидуализации и тьюторства”

С 2009 года в ФГБОУ ВО впервые в стране началась реализация Основной образовательной программы (ООП) магистратуры “Тьюторство в сфере образования”, направленной на профессиональную образовательную специалистов в сфере индивидуализации образования и тьюторства. В настоящее время сходные, похожие в чем-то программы реализуются во Владивостоке, в Томске, Челябинске, Санкт-Петербурге и других регионах. Однако до сих пор особенно остро ощущается проблема дефицита учебной, учебно-методической литературы из основного и дополнительных списков ООП. Над решением этой проблемы сотрудники кафедры индивидуализации и тьюторства трудился не один год и вот наконец работа близится к завершению.

Научная проблема, с исследованием которой связано написание нашего учебно-методического пособия, лежит в области теории образования: современная философия образования фиксирует усиление ценности индивидуального, в том числе индивидуального образовательного пути (программы, траектории). Признавая ценность осмысленного построения человеком своего образования, включая общее и профессиональное, в современной дидактике, в свою очередь, фиксируется различие индивидуального подхода и индивидуализации в организации процесса обучения. Но, в отличие от принципа индивидуального подхода, принцип индивидуализации в образовании пока разработан недостаточно. Проблема задается наличием, с одной стороны, педагогических практик (так называемых тьюторских), направленных на индивидуализацию образования, с другой стороны – недостаточным осмыслением этого типа практик в педагогической науке как ресурса осуществления индивидуализации в современном образовании. Актуальность и важность издания учебно-методического пособия существенно повышается востребованностью современных педагогических кадров- тьюторов, педагогов с тьюторской компетентностью, потребностью в новых моделях и системах их профессиональной образовательной подготовки, особенно в условиях модернизации педагогического образования в стране, инновационным локомотивом которой , несомненно, является ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет.
Выявленная нами проблема детерминирована рядом существенных противоречий, присущих современному отечественному образованию:
– противоречие между общественной потребностью в формировании активного и инициативного, высокообразованного гражданина и недостаточной научно-теоретической и практической проработанностью проблемы организации образовательного процесса, направленного на формирование и развитие такой личности;
– противоречие между потребностью социума и рынка труда в формировании и развитии инициативных и ответственных работников-профессионалов и образовательной практикой, мало ориентированной на развитие у обучающихся способности самостоятельно делать выбор и прогнозировать последствия своего выбора;
– противоречие между общественным характером организации образования и индивидуальным характером человеческих потребностей высшего порядка, связанных с образованием и развитием обучающегося, включая потребность в самоактуализации;
– противоречием между острой необходимостью системы образования в компетентных, современных, высококвалифицированных, владеющих антропологическими технологиями педагогических кадрах и слабой проработанностью и внедренностью в образовательную практику эффективных моделей и систем профессиональной образовательной подготовки тьюторов и педагогов с тьюторской компетентностью;
– между полиэтничностью, поликонфессиональностью контингента обучающихся в РФ, проявляющейся в разнообразии социального, этнического, конфессионального и иного состава обучающихся и однообразием, недостаточной вариативностью образовательного процесса;
– между стремлением обучающихся к построению и реализации индивидуальных образовательных программ и отсутствием педагогов, способных к осуществлению особого педагогического сопровождения формирования и реализации обучающимися индивидуальных образовательных программ, профессионального и личностного самоопределения и становления.

Таким образом, перечисленные выше противоречия позволили нам определить некоторые пути решения указанной выше проблемы: разработки, описания сущности, особенностей научно-образовательного комплекса профессиональной подготовки специалистов в области индивидуализации и тьюторства, включая, прежде всего, тьюторов и педагогов с тьюторской компетентностью.
Принцип индивидуализации в отечественной педагогической науке, на наш взгляд, описан недостаточно, а проблема профессиональной подготовки тьютора рассматривалась лишь в отдельных статья, не системно, без надлежащего анализа и описания моделей. Это связано с тем, что до сих пор в литературе не было осмысления и описания места тьютора в мире профессий и профессиональной подготовки тьютора. Это и составляет написания книги по данной проблематике. Выявление и описание педагогического феномена – тьюторства в отечественном образовании является актуальной задачей, так она позволит осмыслить и описать важнейшее средство индивидуализации – тьюторство как профессиональную педагогическую деятельность.
Учебно-методическое пособие разрабатывается коллективом достаточно опытных научно-педагогических кадров с привлечением педагогов-практиков, специалистов в области дидактики, методистов из сферы как профессионального, так и общего, дополнительного и дополнительного профессионального образования. Об опыте и традициях коллектива свидетельствует имеющийся у коллектива КИТ научный задел:
– Научно-методическое обеспечение и организация образовательного процесса в единственной в России магистратуре ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» по направлению 540600 Педагогика магистерская программа «Тьюторство в сфере образования» (очная и заочная форма обучения)
– Научно-методическое обеспечение повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования по программам ДПО «Тьюторство в сфере образования» на базе ФГОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»
– Организация и проведение 8 международных научно-практических конференций «Тьюторство в высшей школе» ноябрь 2008-2015 гг. на базе ГОУ ВПО «МПГУ»
– Участие в проектах ФЦПРО по проекту «Разработка научно-методического обеспечения реализации дополнительных образовательных программ в области подготовки кадров для системы образования с учетом её актуальных потребностей и задач образования в течение жизни для присвоения дополнительных квалификаций «Тьютор», « Преподаватель русского языка как иностранного», «Педагог-библиотекарь» и др.» Мероприятие № 3 «Проведение прикладных научных исследований в области образования, молодежной и социальной политики в области образования». Раздел № 3.1. «Научно-методическое обеспечение совершенствования структуры и содержания профессионального образования. Научно-методическое обеспечение совершенствования структуры и содержания общего и дополнительного образования». Подраздел № 3.1.2. «Научно-методическое обеспечение совершенствования структуры и содержания профессионального образования».

Проблемы модернизации, совершенствования педагогической науки и образовательной практики, связанная с дефицитом современных квалифицированных педагогических кадров и дефицитом эффективных и адекватных моделей и систем их профессиональной образовательной подготовки. На наш взгляд, эта проблема детерминирована в первую очередь тем, что до сих пор не поставлена принципиальная задача разработки, осмысления и описания научно-образовательного комплекса по профессиональной образовательной подготовки тьюторских кадров. Это и составляет актуальность заявленной проблемы. Выявление и описание педагогического феномена подготовки специалистов в области индивидуализации и тьюторства , тьюторских кадров в отечественном образовании является актуальной задачей, так она позволит осмыслить и описать важнейшее средство индивидуализации – тьюторство как профессиональную педагогическую деятельность.

Разработка, осмысление и описание научно-образовательного комплекса подготовки специалистов в области индивидуализации и тьюторства, выявление и описание методологических оснований, теоретических основ их подготовки, а также описание дидактической системы подготовки специалистов в области индивидуализации и тьюторства в рамках реализации ООП различного уровня, а также в рамках реализации программ профессиональной переподготовки, повышения квалификации, методического самообразования и развития педагогических кадров в контексте концепции образования на протяжении всей жизни и непрерывного профессионального образования и развития.

Как уже отмечалось выше, рабочее название учебно-методического пособия – “Научно-образовательный комплекс подготовки специалистов в области индивидуализации и тьюторства”. Идея книги в двух словах: Разработать, осмыслить, описать, раскрыть в формате учебно-методического пособия сущностные характеристики научно-образовательного комплекса подготовки специалистов в области индивидуализации и тьюторства (прежде всего, тьюторов и педагогов с тьюторской компетентностью) особенности освоения, специфики профессии тьютора и особенности процесса подготовки к ней., дидактическую систему подготовки профессионалов, специалистов в области индивидуализации и тьюторства: дидактические принципы, содержание, образовательные технологии, методики, техники, приемы, формы, практики и стажировки, обеспечивающие качественную Охарактеризовать условия освоения профессии тьютора и описать некоторые модели профессиональной подготовки педагогов-тьюторов. Предполагаемый объем пособия – 250 страниц.

В пособии найдут отражение следующие вопросы:
– Методологические основания и теоретические основы подготовки специалистов в области индивидуализации и тьюторства (Ковалева Т.М. Чередилина М.Ю.);
– Современные подходы к организации осознанного профессионального самоопределения и профессиональной ориентации будущих специалистов в области индивидуализации и тьюторства (Колосова Е.Б.);
Тьюторское сопровождение на программах бакалавриата (на материале факультета начального образования МПГУ) (Колосова Е.Б., Довбыш С.Е., Баьуева Е.В., Янонис М.А. и др.);
– Профессиональная подготовка тьютора в высшем образовании по основным образовательным программам магистратуры (Грачева Н.Ю., Лебедева Н.В., Кабанова М.И., Гусева К.Б. Буланов М.В. Довбыш С.Е. и др.);
– Специфика подготовки научно-педагогических тьюторских кадров в аспирантуре. Специфика научных исследований в области индивидуализации и тьюторства (Теров А.А., Буланов М.В.);
– Профессиональная подготовка специалистов в области индивидуализации и тьюторства в дополнительном профессиональном образовании (Чередилина М.Ю.).
Так как решением редакционного совета ФГБОУ ВО МПГУ издание учебно-методического пособия “Научно-образовательный комплекс подготовки специалистов в области индивидуализации и тьюторства” было одобрено, есть уверенность, что в новый учебный год педагогическое сообщество и студенты магистратуры войдут с новым, так необходимым учебным пособием.

Материал подготовил Теров Андрей Александрович

 

30.03.2016

Онлайн-семинар «Дидактическое обеспечение индивидуальных образовательных маршрутов в условиях реализации ФГОС»

«Издательство «Учитель» (ООО «Издательство «Учитель») организует онлайн-семинар на тему «Дидактическое обеспечение индивидуальных образовательных маршрутов в условиях реализации ФГОС». Переход на новые ФГОС основного общего образования основывается на системно-деятельностном подходе и принципе индивидуализации.

Содержательные вопросы вебинара:

1. С чего начинается индивидуальный образовательный маршрут в учебном предмете?

2. Алгоритм работы учителя.

3. Преодоление типовых сложностей.

Ведущая вебинара: Чередилина Мария Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры индивидуализации и тьюторства МПГУ, член правления МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация».

Вебинар предназначен для педагогов и специалистов ОО, методистов образовательных организаций, заместителей руководителя по УМР, педагогов дополнительного образования, руководителей методических объединений.

Принять участие.

По ВСЕМ вопросам обращаться строго к организатору в форме обратной связи на сайте или по телефону: 8-800-1000-299

 

24.03.2016

Открыта регистрация на III Международную конференцию «Эффективное дистанционное обучение на практике»

Открывает конференцию доцент КИТ Мария Чередилина 24 марта, в 10:00 мск своим онлайн-семинаром на тему: «Организация дистанционного обучения в компетентностном подходе». Участие без оплаты при регистрации до 29 февраля. Потом будет платно. Пройти регистрацию

Материал подготовила Чередилина Мария Юрьевна

 

22.03.2016

День классного руководителя и тьютора

22 марта в рамках Всероссийского педагогического марафона учебных предметов (организатор Издательский дом «Первое сентября») состоится День классного руководителя и тьютора.  Можно посетить лекции, мастер-классы, круглые столы.

Ведущие:
КОВАЛЕВА Т.М., д.п.н., заведующая кафедрой индивидуализации и тьюторства Московского педагогического государственного университета, президент Межрегиональной тьюторской
ссоциации, ЛЕБЕДЕВА Н.В., координатор магистерской программы «Тьюторство в сфере образования» кафедры индивидуализации и тьюторства МПГУ и выпускники этой магистерской программы.

Посещение всех мероприятий бесплатное при условии прохождения регистрации.

С 13 до 15 часов можно  приобрести издания по тьюторству (для гарантированной покупки, направьте предварительный заказ до 10 мск 22 марта по электронной почте maria.cheredilina@worldtutors.ru Мария Юрьевна Чередилина)

Материал подготовила Чередилина Мария Юрьевна

Февраль 2016

25.02.2016

Вебинар на тему «Тьютор — новый помогающий специалист для Вашего ребенка. Обзор основных тьюторских инструментов»

25 февраля Мария Чередилина провела открытый онлайн-семинар: «Тьютор — новый помогающий специалист для Вашего ребенка. Обзор основных тьюторских инструментов». Основные вопросы семинара: тьютор среди других специалистов-антропотехников (коуч, психологи, психотерапевт и др.), с чем работает, что может; беседа с ребенком, наблюдение за ребенком, составление ресурных и личностно-ресурсных карт — тьюторские инструменты для родителей; ответы на вопросы. Запись доступна к просмотру

Материал подготовила Чередилина Мария Юрьевна

 

18.02.2016

Тьюторские компетенции современного педагога

18-19 февраля 2016 года в г.Москве состоялась Тринадцатая ежегодная конференция «Тенденции развития образования» Кто и чему учит учителя? Конференция будет проходить в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. На конференции в рамках работы малого пленума «Новые компетенции учителя» 18 февраля с 16:00 мск выступила Марии Чередилиной на тему «Тьюторские компетенции современного педагога». Выступление вызвало оживленную дискуссию среди экспертов секции, что показывает, что данную тему нужно продолжить исследовать и популяризовать. По итогам данного выступления планируется публикация.

Материал подготовила Чередилина Мария Юрьевна

 

16.02.2016

Тьюторство в СПО. Московский колледж архитектуры, дизайна и реинжениринга №26

16 февраля состоялся очный семинар к.п.н., доцента КИТ, члена Правления МТА М.Ю.Чередилиной с коллективом колледжа архитектуры, дизайна и реинжениринга №26 (г. Москва). Участники семинара смогли в режиме диалога обсудить вопросы индивидуализации и маршрутизации обучения студентов. Тьюторская команда в колледже работает уже несколько лет и неоднократно принимала участие в событиях тьюторского сообщества, в т.ч. делилась своим опытом на Международной конференции «Тьюторство в открытом образовании», в дистанционном курсе «Тьюторское сопровождение в СПО», «Тьюторское сопровождение старшеклассников и студентов с ОВЗ» и других событиях.

 

Вебинар на тему «Обучение мигрантов и беженцев. Взаимодействие с диаспорами»

Мы продолжаем исследовать тему социально-образовательного тьюторства. 16 февраля состоится открытый вебинар на тему «Обучение мигрантов и беженцев. Взаимодействие с диаспорами». Чтобы прочитать первый кейс и оформить предварительную регистрацию на вебинар, перейдите на страницу регистрации. Чтобы предложить свой кейс или выступить в качестве эксперта, напишите maria.cheredilina@worldtutors.ru Особенно нам требуются эксперты-родители – активные представители диаспор.

Материал подготовила Чередилина Мария Юрьевна

 

14.02.2016

Профориентация и образовательные события детям: «Социальное предпринимательство для школьников»

14 февраля c 13:00 до 14:30 в г.Москве, по адресу ул. Новодмитровская, 36/12 Дизайн завод Флакон, офис ЧипТрип (бюро путешествий) Клуб «Юный предприниматель» приглашает школьников и их родителей принять участие в открытой встрече с лучшими тьюторами Москвы «Социальное предпринимательство для школьников». Встречу ведет магистрант КИТ Ирина Канзулова. Зарегистрироваться без оплаты.

Материал подготовила Чередилина Мария Юрьевна

 

4.02.2016

Тьюторские модели в школе. Итоги рабочей встречи в школе «Лидеры», с. Ромашково

4 февраля состоялась встреча к.п.н., доцента КИТ, члена Правления МТА М.Ю.Чередилиной с управленческой группой частной школы «Лидеры» (с.Ромашково, Московская область). В школе создана оригинальная модель тьюторского сопровождения. Тьютор в «Лидерах» прикреплен к каждому классу, имеет, как правило, психологическое образование и работает в основном на преодоление личных затруднений детей  при освоении индивидуальной образовательной программы.

Намечены возможности дальнейшего сотрудничества школы с тьюторским сообществом.

Материал подготовила Чередилина Мария Юрьевна

Январь 2016

25.01.16

Встреча с представителями Fundación Belén Educa (Чили)

На встрече обсуждались методики работы по наставничеству и менторству, подготовке кадров и образовательные программы по направлениям. В ходе встречи договорились об информационном обмене лучшими практиками, а также обсудили потенциальные зоны сотрудничества. Встреча проводилась в рамках международной конференции по обмену опытом социализации и адаптации детей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию. Конференция проходила 25-27 января 2016 года при поддержке АНО “Агентство стратегических инициатив” направление “Социальные проекты” на площадке агентства “Точка Кипения”. В конференции принимали участие благотворительные организации и фонды: БФ “Волонтеры в помощь детям-сиротам”, БФ “Дети наши”, МОО “Игры будущего”,  МО “Хранители детства”.

На встрече был сделан акцент на вопросах педагогического сопровождения обучающихся из неблагополучных социальных слоев. Поставлена задача локализовать чилийский тьюторский проект, направленный на решение этих задач, в российских условиях. От КИТ в данном проекте примут участие проф., д.пед.н. Т.М.Ковалева, к.пед.н. Н.Ю.Грачева, к.пед.н. М.Ю.Чередилина и другие.

chili2016

Участники встречи:
от Fundación Belén Educa:
Carmen Javiera Cisternas Zañartu (Кармен Хавьера Цистернас Заньярту)
Maria Jesus Collado Rebolledo (Мария Хесус Колладо Реболледо)

от МПГУ:
Ректор МПГУ академик Алексей Львович Семенов
Начальник отдела международного сотрудничества Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Круглов Вячеслав Валерьевич
руководитель Московского тьюторского центра Кобыща Елена Игоревна
зав. каф. индивидуализации и тьюторства, профессор Ковалева Татьяна Михайловна
зам.зав.кафедры, доцент Грачева Наталья Юрьевна
сотрудники кафедры индивидуализации и тьюторства: доцент Череделина Мария Юрьевна, тьютор Буланов Максим Владимирович
ст. преподаватель кафедры информационных технологий в образовании Старикова Данута Евгеньевна

Тьюторство в Чили. Смотрите видео-рассказ д.пед.п., профессора Татьяны Михайловны Ковалевой о сотрудничестве КИТ, АСИ и фонда BELEN EDUCA (Чили)

Материал подготовили Грачева Наталья Юрьевна и Чередилина Мария Юрьевна

 

Номер № 2 (131) от 24 января 2016 г. электронной газеты «Вести образования» ИОП «Эврика» полностью посвящен развитию тьюторства в России

Вышел в свет № 2 (131) от 24 января 2016 г. электронной газеты «Вести образования» ИОП «Эврика», полностью посвященный развитию тьюторства в России.

Президент МОО “Межрегиональная тьюторская ассоциация”, заведующая кафедрой индивидуализации и тьюторства ФГБОУ ВО МПГУ, профессор, доктор педагогических наук Ковалева Татьяна Михайловна представила статью «Коучинг и тьюторство как преемственные взаиморесурсные антропопрактики».

В рубрике «Тьюторский профстандарт» опубликована статья «Хождение по мукам» Марии Юрьевны Чередилиной, доцента КИТ, члена Правления МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», члена рабочей группы МОН РФ по разработке профессионального стандарта «Специалист в области социально-педагогического сопровождения».

 

20.01.2016

Экспертный онлайн-семинар “Инклюзивные процессы в общеобразовательной организации”

20 января, состоялся экспертный онлайн-семинар «Инклюзивные процессы в общеобразовательной организации: организация и руководство». Для участия зарегистрировались более 100 человек, около 30 онлайн — подключений, во многих организациях были запланированы и организованы коллективные подключения. Соведущий семинара – доцент КИТ М.Ю.Чередилина

Материал подготовила Чередилина Мария Юрьевна

 

ИОМ в предмете: Второй двухмесячный дистанционный курс повышения квалификации учителей-предметников основной школы

Идет второй двухмесячный дистанционный курс повышения квалификации учителей-предметников основной школы про индивидуальные образовательные маршруты детей в предмете «Дидактическое и организационное обеспечение формирования и реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов в учебном предмете при введении ФГОС основного общего образования».
Ведут: доцент КИТ Мария Чередилина и аспирант КИТ Максим Буланов. Участвуют замдиректора и учителя из г.Ижевска, Свердловской области, Приморского края, Москвы, Воронежа, Калуги, Пермского края и Одессы! В течение двух месяцев будем разбираться в теории и проектировать уроки.

Материал подготовила Чередилина Мария Юрьевна

 

Декабрь 2015

ИОМ в предмете: Обычные необычные уроки

В декабре в знаковом российском журнале «Управление школой» было опубликовано интервью с сотрудниками КИТ на тему «Обычные необычные уроки. Поиск баланса между индивидуальными образовательными маршрутами и традиционным обучением».

Материал подготовила Чередилина Мария Юрьевна

 

28.12.2015

Педагогический совет Гимназии №1577 посвященный теме: “Ресурсы современного урока, обеспечивающие выполнение современных образовательных стандартов”

Является ли школьный урок – уходящей образовательной формой? Позволяет ли такой способ организации педагогического взаимодействия достигать актуальных задач, FotorCreatedпоставленных пред школой не только “образовательными стандартами”, но и самой жизнью?  Каковы реальные требования общества к современному молодому человеку “на выходе” школьного обучения? Соотносятся ли эти требования с тем, чему ребенок на самом деле обучается в рамках учебного занятия/школьного урока?  Существует ли дидактический потенциал урока, отвечающий на данные вызовы? А главное, какова объективная картина реализации современных образовательных стандартов в практике работы Гимназии? На эти и другие вопросы отвечали педагоги и представители администрации.

Мероприятие было организовано на принципах активного открытого и добровольного участия. В основе организационных форм использовались приемы открытых образовательных технологии, групповая работа, а также собственно тьюторская технология личностно-ресурсного картирования. Во второй части педагогического совета были составлены “карты” ИКТ- среды Гимназии, которые послужили диагностическим средством обнаружения  ресурсов и дефицитов, дальнейших путей развития этой линии сопровождения образовательного процесса.

В мероприятии приняла участие сотрудник кафедры тьюторства и индивидуализации – ст.преподаватель Елена Борисовна Колосова.

Педагогический совет являлся завершающей частью первого цикла встреч учителей школы и сотрудников кафедры в рамках курсов повышения квалификации (“Технологическая школа тьюторства: инструменты реализации принципа индивидуализации образовательного процесса в рамках ФГОС”).

Материал подготовила Колосова Елена Борисовна

 

Подготовка к изданию учебно-методической литературы

В рамках научно-методической и учебно-методической деятельности сотрудники кафедры индивидуализации и тьюторства активно включились в процесс подготовки к изданию весьма востребованных учебно-методических изданий, которые станут основными пособиями для подготовки специалистов в области тьюторства и индивидуализации, прежде всего в магистратурах, реализующих основные образовательные программы в области индивидуализации и тьюторства, а также в системе дополнительного профессионального образования, реализующих программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов с тьюторской компетентностью. Как уже отмечалось выше актуальность готовящихся пособий предопределена всё ещё острой потребностью в учебных пособиях подобного профиля.

До сегодняшнего дня обучающиеся системы профессионального образования используют в основном статьи в Сборниках тьюторских конференций, статьи Т.М. Ковалевой, Е.А. Сухановой, Н.В. Рыбалкиной, Н.В. Муха, Л.М. Долгоговой и др., а также монографии, выпущенные в серии “Библиотека тьютора”, поэтому значимость и актуальность подготовки и издания учебников, учебно-методических пособий, популярных методичек трудно переоценить.

В 2015 году сотрудниками кафедры индивидуализации и тьюторства подготовили к публикации необходимые материалы и сдали их в Управление издательской деятельности и инновационного проектирования для опубликования по следующим изданиям:

1. Путеводитель магистранта по образовательным ресурсам магистратуры “Тьюторство в сфере образования”, авторский коллектив: Ковалева Т.М., Лебедева Н.В., Кабанова М.И. и др.

2. Учебно-методическое пособие “Организация педагогической практики студентов магистратуры “Тьюторство в сфере образования”, авторский коллектив: Ковалева Т.М., Гусева К.Б. и др.

3. Учебно-методическое пособие об особенностях организации тьюторского сопровождения студентов первого курса ФНО Института детства, авторский коллектив: Ковалева Т.М., Довбыш С.Е, Колосова Е.Б., Бабуева Е.В. и др.

В 2016 году в марте будет сдано системное 250 страничное учебное пособие “Научно-образовательный комплекс подготовки специалистов в области индивидуализации и тьюторства”, большим авторским коллективом в составе: Т.М. Ковалева, Н.Ю. Грачева, А.А. Теров, М.Ю. Чередилина, С.В. Дудчик, Е.Б. Колосова, Н.В. Лебедева, М.И. Кабанова, К.Б. Гусева, М.В. Буланов, С.Е. Довбыш, Е.В. Бабуева, М.Н. Хорольская и др.

Материал подготовил Теров Андрей Александрович

 

12.12.2015

Образовательный курс “Жизненная навигация”

Состоялся первый семинар в рамках супервизии образовательного курса “Жизненная навигация”. Встреча была посвящена предварительным итогам первого семестра. Автор программы (учебная дисциплина “Технология личностного развития”) д. пс. наук профессор А.С. Огнев ответил на актуальные вопросы преподавателей курса, познакомил аудиторию с новыми методическими разработками(использование возможностей песочной терапии в контексте образовательного курса), дал предварительные рекомендации на второй семестр.

Особое внимание уделялось адекватным и корректным критериям оценивания в рамках курса, а также компетенциям, на развитие которых направлены данные занятия.  А.С. Огнев также отметил специфику подготовки преподавателей “Жизненной навигации” и необходимость методического сопровождения их дальнейшего профессионального движения.

Представители тьюторской группы обсудили с А.С. Огневым перспективы дальнейшего взаимодействия, направления работы с возникающими образовательными запросами учащихся, методическое наполнение курса.
В итоге по просьбе участников было принято решение – продолжить работу семинара – тьюторской группе Кафедры индивидуализации и тьюторства организовывать регулярные встречи по обмену опытом и обсуждению содержательных вопросов курса “Технология личностного развития”.

Огнев_12.12.2015Материал подготовила Колосова Елена Борисовна

 

16.12.2015

Лекция Яркко Хаутамяки (Хельсинки) «Роль поддерживающего обучения в рамках глобальных образовательных целей: исторические, кросс-культурные и лонгитюдные основания»

Лекция прошла в Институте Образования ВШЭ.

Выступление почетного профессора открыл И.Д.Фрумин, сказав, что умение учиться – важнейшее, чему учит школа, и этот акцент очень нужен российской школе. Также он отметил, что профессия учителя по скорости изменения самой себя напоминает профессию адвоката или актера. А тема лекции актуальна для российских исследователей тем, что проблема неразвитости/нераспространенности идеи поддерживающего обучения дает в перспективе проблемы социальные, например, высокий процент молодежи, сидящей в тюрьмах РФ.

Из лекции самого профессора Хаутамяки обращаю внимание на следующие тезисы:

– Школа должна поддерживать правильные выборы учеников. Пусть школа приведет нас к правильным решения в непредсказуемой жизни.

– Да, навыки (skills) важны, но нужно прежде получить понимание природы этих навыков.

– Не надо бояться менять/реформировать систему образования. Да, мы должны  “взломать” школьную систему.. Пусть она возродится, как феникс.

– В Финляндии самые слабые ученики сильнее самых сильных на севере – даже Дании.

бОльшую часть презентации профессор посвятил вопросу реформирования системы образования Финляндии, с обзором которой можно познакомиться по ссылке:

http://ioe.hse.ru/announcements/168362365.html

Материал подготовил Буланов Максим Владимирович

Ноябрь 2015

24.11.2015

Всероссийская конференция по вопросам апробации профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» и профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»

24 ноября в Москве состоялась Всероссийская конференция по вопросам апробации профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» и профессионального стандарта «Специалист в области воспитания».

В работе конференции приняли участие руководитель кафедры д.пед.н., профессор Т.М. Ковалева и доцент кафедры, к.пед.н. М.Ю. Чередилина.

Татьяна Михайловна и Мария Юрьевна представили процесс и результаты разработки проекта профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» в части обобщенной трудовой функции “Тьюторское сопровождение в образовании”.

Материал подготовила Чередилина Мария Юрьевна