Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Лаборатория сценических практик

 

Лаборатория сценических практик объединяет три направления. Каждое из них имеет свою историю и является самостоятельным, но все три роднит общая проблематика: участники Лаборатории работают с темой действия и взаимодействия в контакте с ситуацией «здесь и сейчас».
Первое направление – курс «Педагогическое мышление в сценической постановке».
Основные цели курса:
1) Создание события в контакте с ситуацией «здесь и сейчас»;
2) Освоение телесности (тело и голос) как ресурса действия в контакте с ситуацией «здесь и сейчас».

Профессиональный педагог должен владеть не только своим предметом и способом его передачи, но так как ситуация в классе всегда уникальна, то педагогу необходимо обладать способностью воспринимать и действовать с точностью до ситуации.
Опыт такого типа действия дается через модель пути от замысла до реализации (создания собственной постановки). И это не случайно – работа педагога сродни деятельности режиссера. И тот, и другой создают событие: режиссер – в рамках спектакля, педагог – в рамках урока.
Основная работа студентов на курсе заключается в создании собственной постановки и ее воплощении на сцене. В процессе создания постановки студенты формируют идеи, пишут сценарии, осваивают телесные и голосовые действия через работу с пространством, атмосферой, образом и ритмом.

Истоки курса: курс базируется на сценической методологии, разработанной «ТОТ» Театральной лабораторией метода. Сценическая методология основана на практике органичного действия (под органичным действием мы понимаем такой тип действия, где мысль – чувство – действие совмещены в их мгновенности и непредсказуемости).

«ТОТ» – Театральная Лаборатория Метода это небольшая экспериментальная группа, созданная в 1993 году Антониной Евгеньевной Ростовской. Лаборатория осуществляет свою деятельность на стыке театрального искусства, методологической практики (СМД-методологии) и антропологической проблематики. Один из основных вопросов, стоящих перед лабораторией – это вопрос о действии: о его генеалогии, о возможности полноты и подлинности его свершения.
«ТОТ» Театральная Лаборатория Метода представляла свои работы в Центре исследования творчества Ежи Гротовского (Польша, г. Вроцлав), на Международном театральном фестивале-форуме «Пространство режиссуры» (Россия, г. Пермь), принимала участие в событии «PRO – Театр» в рамках фестиваля «Золотая Маска» (Россия, Москва).
В разные годы отдельные участники лаборатории проходили обучение в Центре исследования творчества Ежи Гротовского (Польша, г. Вроцлав), в Рабочем Центре Ежи Гротовского и Томаса Ричардса (Италия), у актеров театра-лаборатории Ежи Гротовского: З. Молика и Р. Мирецкой (Польша), у мастера танца буто Мина Танаки (Япония), у И. Г. Рутберга, президента Российского центра пантомимы, а также у других выдающихся мастеров культуры в России и за рубежом.
«ТОТ» так же неоднократно являлась лауреатом российских и международных театральных фестивалей в номинациях:
«За лучшую драматургию»
«За лучшую мужскую роль»
«За создание нового жанра»
«За творческое бесстрашие»
«За энергию добра»
«За смелый и эффективный поиск в театральной педагогике»

Вопрос о сущности действия выводит работу лаборатории из сферы театрального искусства и приводит к необходимости обращения к другим сферам, в частности, к образовательной и социокультурной. Практическими результатами такого обращения стали:
• Международный образовательный форум «Гуманитарные практики и современное общество»;
• Лаборатория «Мастерская сценического действия в управлении» в ГУУ;
• Тренинги и практикумы, мастер-классы в театральной сфере;
• Учебные курсы и тренинги-практикумы в сфере профессионализации управленцев, тьюторов и педагогов.
Образовательные программы, тренинги и мастер-классы были проведены:
• в высших учебных заведениях Европы (Университет менеджмента и экономики (ISM) г.Вильнюс, Экономический Университет г.Познань) и Америки (NYU Steinhardt School of Culture, Education and human development (Университет культуры, образования и гуманитарного развития, г.Нью-Йорк), CSI (College of Staten Island) The City University of New York (Колледж Стейтен Айленд)
• в программах: Московского общественно-научного фонда (МОНФ); «Малые города России»; Центра корпоративного предпринимательства при НИУ ВШЭ; «Золотой кадровый резерв», СТД РФ, РАО «ЕЭС России»; MBA, MBI при ГУУ, РАНХиГС при Президенте РФ; «Сколково»; «Мегафон», «Коркунофф», «TELE2», ведущих тренинговых компаниях («Business Training Russia», «Тренинг-Бутик») и др. образовательных программах различных крупных структур.

Группа направления В Контакте.

Второе направление – Школа добровольчества. Это направление направлено на использование возможностей сценических искусств для моральной поддержки людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Участники проекта выступают с концертными, просветительскими, театральными, игровыми программы перед пациентами взрослых и детских больниц, интернатов, реабилитационных центров, диспансеров.
Добровольцы используют свое время, энергию, творческие способности для реальной поддержки нуждающихся людей, а также получают уникальный опыт самоорганизации и взаимодействия, в том числе, с особыми детьми, важный и для профессионального развития, и для личностного роста. Куратор направления – Павел Петрович Федосов.
Третье направление – лабораторное исследование традиционных народных практик как ресурса для современного педагога. В рамках этого направления разрабатывается курс-практикум, который предполагает 1) погружение и освоение традиционной музыкальной/игровой/обрядовой практики, 2) рефлексию ее симпрактического потенциала, т.е. потенциала непосредственного действия и взаимодействия и 3) проблематизацию образовательных ситуаций современной городской культуры и разворачивание в ней новых ресурсов. Куратор направления – Ксения Александровна Федосова.