Сайт кафедры логопедии
Подготовка логопедов в МГПИ им. В.И. Ленина осуществляется с 1946 г. В 1955 г. была создана кафедра психопатологии и логопедии, которой руководили проф., к.пед.н. С.С. Ляпидевский, к.пед.н. В.И. Селиверстов, к.мед.н. Ф.А. Самсонов, д.мед.н. Е.М. Мастюкова. В 1979 г. эта кафедра разделилась на две: логопедии и анатомо-физиологических основ дефектологии. В 1981–2005 гг. кафедру логопедии возглавляла д.мед.н., проф. Л.И. Белякова, а с 2005 г. по 2014 г. — к.пед.н., доц. Г.В. Бабина.
В 2014 г. произошло объединение кафедры логопедии и кафедры русского языка и спецметодики его преподавания.
Кафедра логопедии осуществляет многоуровневую подготовку логопедов в очной и заочной формах, а также разработку, внедрение и совершенствование программного, учебно-методического, информационного, технологического обеспечения процесса подготовки студентов.
Студенты проходят различные виды педагогической практики в образовательных организациях, центрах психологической и социальной помощи, центрах реабилитации слуха и речи.
Научная школа кафедры – «Центральные механизмы нарушений речи» — интегрирует и разрабатывает идеи клинико-педагогического, психолого-педагогического, лингво-психологического, лингво-методического, нейропсихологического и других направлений изучения речевых расстройств.
Среди задач кафедры – взаимодействие с организациями, осуществляющими работу по изучению, образованию, развитию, реабилитации и социальной адаптации лиц с нарушениями речи, развитие и поддержание взаимосвязей с вузами, научно-исследовательскими организациями России и других стран.
Преподаватели кафедры оказывают консультативную помощь лицам с нарушениями речи, членам их семей, их заинтересованному окружению.
Направления научно-исследовательской деятельности:
- клинико-физиологическое направление изучения речевых расстройств (проф., д.мед.н. Л.И. Белякова);
- лингвистические и лингводидактические аспекты исследования проблем современной логопедии (проф., к.пед.н. А.А. Алмазова);
- исследование текстовой деятельности и ее нарушений в лингвистической и лингвокогнитивной парадигме (проф., к.пед.н. Г.В. Бабина);
- нейропсихологические проблемы нарушения письма и чтения (проф., к.пед.н. О.Б. Иншакова);
- психосоциальные аспекты реабилитации лиц с заиканием (проф., к.пед.н. Е.Ю. Рау);
- психолингвистический подход в изучении речевых нарушений (проф., к.пед.н. Л.Б. Халилова);
- психофизиологическое направление изучения ритмической организации речевых и неречевых процессов в норме и при разных видах речевых нарушений (проф., к.пед.н. Ю.О. Филатова);
- методологические и прикладные проблемы современной логопедии (проф., к.пед.н. С.Н. Шаховская).