Навигация по сайту

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. Остаёмся дома

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ОНЛАЙН

Центр социологических исследований

Центр социологических исследований ИСГО и кафедра теоретической и специальной социологии предлагает студентам МПГУ  принять участие в социологическом опросе. Для этого необходимо пройти по ссылке: https://docs.google.com/forms/d/19vY6G8uOgYD9mqW449_vXazHJ9dEi1kJgjPqkYC3bug/viewform?edit_requested=true .

Приказ 1464 от 27.12.2019


Положение о Центре социологических исследований. Приказ-1348-от-27.10.2017

Центр социологических исследований учит студентов кафедры ТиСС как правильно обрабатывать данные через компьютерные программы и составлять исследования и отчёты.

ЦСИ проводит изучение общественного мнения, целевых групп на локальном, региональном и межрегиональном уровнях, используя для этого как собственную сеть интервьюеров, так и другие опросные сети. Социологические опросы, проводимые ЦСИ, охватывают широкий спектр направлений исследовательской деятельности.
Направления работы ЦСИ:

  • организация социологической практики бакалавров и магистрантов;
  • проведение мониторинговых исследований по заказу руководства вуза;
  • проведение исследований по заказу внешних организаций;
  • оказание консультационной помощи по организации и проведению исследований;
  • информационно-технологическое сопровождение исследовательских проектов.

Наши партнеры:

• АНО «Левада-Центр»;
• ОАО «ВЦИОМ»;
• Институт социологии РАН;
• Концерн «РУСЭЛПРОМ»;
• Компания «РОЭЛ-консалтинг»;
• Исследовательский холдинг «Ромир-Мониторинг»;
• Агентство маркетинговых исследований «FDF-group»;
• Институт социально-политических исследований РАН;
• Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи.
Директор ЦСИ – доктор социологических наук, профессор кафедры теоретической и специальной социологии Иванов Сергей Юрьевич.

Студенты, работающие в социологическом центре, готовы помочь всем желающим.

ЦСИ (ВИДЕО)

Контакты

Адрес: 119571, г. Москва, проспект Вернадского, д.88, каб. 509

Почта нашего центра : soc-centre@yandex.ru

E-mail: SOC-LAB@yandex.ru

Реализованные проекты ЦСИ за 2017 г.
Реализованные проекты ЦСИ 2017-2018 гг.

 

ОТЧЕТ О РАБОТЕ ЦЕНТРА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ИСГО МПГУ за 2016 год и ПРОЕКТЫ на 2017 год
Отчет о работе Центра социологических исследований ИСГО МПГУ за 2018-2019 учебный год

Осведомленность выпускников о будущей профессиональной деятельности

В апреле-мае 2020 года Центром социологических исследований ИСГО МПГУ совместно с Управлением профессиональной ориентации и содействия трудоустройству МПГУ было проведено исследование «Мониторинг удовлетворенности качеством полученного образования». Цель исследования заключалась в получении информации об удовлетворенности выпускниками вуза качеством полученного образования, а также определение системы мер содействия их эффективному трудоустройству.

В исследовании приняли участие 277 молодых специалистов нашего вуза, обучавшихся по образовательным программам высшего образования и успешно прошедших итоговую аттестацию за последние  три года. Использовался метод онлайн-опроса.

Особое внимание в рамках исследования представляют ответы на вопрос о том, насколько выпускники были знакомы с задачами и (или) проблемами будущей профессиональной деятельности. Результаты представлены на рис. 1.

Рис. 1. Осведомленность о будущей профессиональной деятельности, %%

Как показало исследование, выпускники в большинстве случаев оказываются осведомленными о своей будущей деятельности. Так, о своей осведомленности сообщили 85% выпускников. А вот 15 % заявили о своей полной либо частичной неинформированности о будущей профессиональной деятельности.

Одной из ключевых задач исследования являлась оценка сформированности у выпускников профессиональных компетенций и их соответствия трудовой деятельности. Для ее решения респондентам был предложен следующий вопрос: «Насколько компетенции, сформированные при освоении образовательной программы по направлению подготовки (специальности), соответствуют Вашей профессиональной деятельности?». Полученные ответы представлены на рис. 2.

Рис. 2. Соответствие компетенций, сформированных при освоении образовательной программы по направлению подготовки (специальности), профессиональной деятельности, %%

Как можно заметить, позитивные оценки преобладают. Наблюдается значимое превышение доли тех, кто позитивно оценивает степень соответствия  компетенций, сформированных при основании образовательной программы, профессиональной деятельности (69%). Каждый четвертый респондент указал на частичное соответствие полученных компетенций профессиональной деятельности. Лишь 3% выпускников заявили о том, что сформированные компетенции не соответствуют профессиональной деятельности.  При этом еще 3% затруднились с ответом на вопрос.

Таким образом, большинство выпускников позитивно оценивают отдачу от сформированных компетенций в контексте их соответствия профессиональной деятельности.

Допущение о том, что система профессионального образования «вооружает» молодых специалистов в требуемом объеме специфическими навыками или знаниями, подтверждается, также об этом говорит и тот факт, что молодежь высоко оценивает свою готовность к самостоятельной работе по профессиональной деятельности.


Решающие факторы найма выпускников

В апрель-май 2020 г. Центром социологических исследований ИСГО и Управлением профессиональной ориентации и содействия трудоустройству МПГУ  проведен экспертный онлайн-опрос   «Мониторинг оценки удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников МПГУ». В качестве экспертов выступали работодатели организаций педагогического и непедагогического профиля. Всего в исследовании приняло участие 132 респондента.  Цель исследования заключалась в выявление требований работодателей к подготовке выпускников, определение направлений и возможностей расширения взаимодействия МПГУ  с ключевыми партнерами на условиях взаимовыгодного сотрудничества.

В ходе опроса экспертов просили ответить на вопрос: «Какие факторы для Вас являются решающими при приеме на работу молодого специалиста?» Ответы распределились следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Решающие факторы при приеме на работу молодого специалиста, %%

Как показало исследование, принимая решение о приеме на работу выпускников вуза, работодатели отдают предпочтение определенным качественно-количественным характеристикам молодых специалистов.

В оценках экспертов из различных групп прослеживается согласованность во мнениях по основным оценочным позициям.

Согласно полученным данным, при приеме молодых специалистов наиболее часто упоминаемыми в оценках работодателей педагогических и непедагогических  организаций в числе решающих факторов при приеме на работу, оказываются личностные качества выпускников (28 и 29% соответственно). Приблизительно в два раза меньше тех, кто обращает внимание на наличие у выпускников опыта работы по специальности (12 и 16% соответственно).

Полученное распределение ответов отнюдь не означает преуменьшения значимости профессионального потенциала выпускников. В структуре оценок работодателей выделяются и такие позиции, как «прохождение практики в организации», рекомендации из вуза и организаций, являющимися базами практик (по 9%).

Гораздо меньше тех, кто ориентируется на формализованные показатели: наличие красного диплома (1%), высокий балл ЕГЭ (5%). Наличие дополнительного образования/подготовки отметили всего лишь 7% работодателей.

Таким образом, работодатели ориентируются на объективную оценку личностного профессионального потенциала выпускников. При принятии решения о трудоустройстве они оценивают не только личностные характеристики выпускника (уверенность в себе, умение себя показать, неприхотливость и др.), но и пытаются спрогнозировать будущую активность и производительность его труда. Опрос показал, что современные работодатели заинтересованы в выпускниках нашего университета, в первую очередь готовых  развивать и реализовать свой профессиональный потенциал.


Условия для вхождения в электронную информационно-образовательную среду

В ноябре-декабре 2019 г. Учебно-методическое управление и Центр социологических исследований ИСГО МПГУ провели онлайн-опрос «Мониторинг мнения научно-педагогических работников по вопросам удовлетворенности условиями организации образовательного процесса». Всего было опрошено 704 научно-педагогических работника, представляющие 18 институтов/факультетов, 6 филиалов МПГУ, лицей МПГУ. Заметим, что студенты-социологи кафедры теоретической и специальной социологии ИСГО в рамках данного опроса смогли не только принять участие в организации полевой части исследования, но и отработать свои практические навыки по обработке эмпирических данных и написанию отчета.

Одна из целей опроса заключалась в определении того, как научно-педагогические работники оценивают наличие условий для вхождения в электронную информационно-образовательную среду. Респонденты дали весьма позитивную оценку наличия условий для вхождения в электронную информационно-образовательную среду (рис. 1).

Рис. 1. Наличие условий для вхождения в электронную информационно-образовательную среду, %%

Баланс оценок положительный и составил 74,6%. В целом респонденты позитивно воспринимают созданные условия для вхождения в информационно-образовательную среду. При этом только 10,3% сочли их несформированными.

Результаты опроса позволяют сделать вывод о вполне удовлетворительном состоянии условий для формирования информационно-образовательной среды.

Доступ к информации является одним из основных показателей организации образовательного процесса. В этой связи участникам опроса был задан вопрос: «Всегда ли доступна Вам вся необходимая информация, касающаяся учебного процесса, внеучебных мероприятий?» Ответы респондентов распределились следующим образом (рис.2).

Как видно из распределения, респонденты отмечают высокий уровень доступности информации, касающейся учебного процесса и внеучебных мероприятий.

Рис. 2.Доступность информации, касающейся учебного процесса, внеучебных мероприятий, %%

Итак, большая часть респондентов полагает, что они обладают всей необходимой информацией, касающейся учебного процесса, внеучебных мероприятий (90,5%). В меньшинстве те, кто считает, что не обладает всей необходимой информацией, касающейся учебного процесса (6,7%). Баланс оценок положительный и составляет – 95,6%.

Представленные данные позволяют сделать вывод о благоприятной информационной среде по университету в целом. В то же время опрос показал, что проблема видится в невысокой степени информированности значимой доли научно-педагогических работников и донесения до них необходимой информации о тех проектах, которые реализуют структурные подразделений.


Практика вожатых в МПГУ

В период с 10 по 31 октября 2019 г. Центр социологических исследований ИСГО МПГУ  совместно с Учебно-методическим управлением провёл онлайн-анкетирование: «О прохождении педагогической (вожатской) практики в МПГУ». Целью исследования явился мониторинг мнения обучающихся по итогам прохождения летней педагогической (вожатской) практики в 2019 г. для дальнейшего принятия решений по её оптимальной организации. Всего было опрошено 206 респондентов, обучающихся 1, 2, 3 курсов МПГУ, имеющих квалификацию «Вожатый». Обработка анкетных данных проводилась с использованием программных продуктов Google-forms, MS Excel 2013 и SPSS 25.0.

В ходе опроса респондентов просили оценить полезность приобретённого опыта работы вожатым. Результаты опроса представлены на рис. 1.

Рис. 1. Оценка полезности приобретенного опыта  работы вожатым, %%

Согласно полученным данным, большинство респондентов оценивают позитивно итоги прохождения практики. 78% опрашиваемых абсолютно уверены в том, что опыт, приобретённый ими на летней практике, полезен и необходим. Ещё 15% респондентов выбрали второй вариант ответа “скорее да, чем нет”, что опять же свидетельствует о позитивной оценке итогов практики. В целом баланс оценок положительный – 90%. Лишь небольшая часть респондентов, прошедших вожатскую практику, не считают приобретенный опыт полезным (3%), 2% затруднились с ответом на поставленный вопрос.

Какой же опыт получили студенты по итогам прохождения практики? Примечательно, что большинство из практикантов отмечало развитие следующих навыков: взаимодействия  с различными детьми, умения решать конфликты, общения со взрослыми. Студенты также развивали умение самопрезентации и организации деятельности в группе.

Подчеркнем, что на мнение студентов  основное влияние оказало не только место прохождения практики, но и их личностные желания и устремления в  работе с детьми.

Пресс-релиз составил студент 2 курса направления «Социология»

кафедры теоретической и специальной социологии ИСГО Дмитрий Ряхов


Дополнительное профессиональное образование в МПГУ

В период с 01 по 15 октября 2019 г. Центр социологических исследований ИСГО МПГУ  совместно с Управлением непрерывного дополнительного образования провёл опрос на тему: «Анализ спроса на программы дополнительного образования МПГУ». Целью исследования явилось выявление степени информированности студентов о возможности получения дополнительного образования в МПГУ, а также востребованности профильных программ дополнительного образования. Всего было опрошено 3 289 респондентов. В опросе приняли участие представители 18 институтов/факультетов московской площадки, а также филиалы МПГУ. Обработка анкетных данных проводилась с использованием программных продуктов MS Excel 2013 и SPSS 25.0.

В ходе опроса респондентам был задан вопрос: «Знаете ли Вы, что обучаясь в нашем университете, параллельно с получением высшего образования, Вы можете получить еще один диплом: пройти профессиональную переподготовку с дополнительной специальностью и присвоением квалификации?» Ответы респондентов распределились следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Распределение степени информированности обучающихся о дополнительном профессиональном образовании  в зависимости от структурных подразделений, %%

Согласно полученному распределению, уровень информированности обучающихся существенно отличается по структурным подразделениям.  По степени информированности выделим ТОП-5 структурных подразделений МПГУ. Так, первую строчку в рейтинге занимает Институт социально-гуманитарного образования (78%), за ним следует Институт физики, технологии и информационных систем (62%), третью позицию делят между собой Факультет педагогики и психологии (57%) и Институт журналистики коммуникации и медиаобразования (57%), далее идёт Институт биологии и химии (52%).

Результаты исследования показывают, что имеет место корреляция между востребованность и информированностью. Студенты, рассматривающие возможность получить дополнительную специальность, будут информированы больше в отличие от студентов, не рассматривающих такую возможность.

Однако в целом  по выборке отмечается невысокий уровень информированности студентов о возможности пройти профессиональную переподготовку с получением дополнительной специальности и присвоением квалификации. Полученные данные свидетельствуют о необходимости усиления рекламно-информационного направления, а также актуализации определенных резервов для совершенствования информационной работы в рамках более широкого использования как прямых, так и косвенных каналов коммуникации, их качественного содержания.

Пресс-релиз составил студент 2 курса направления «Социология»

кафедры теоретической и специальной социологии ИСГО Дмитрий Ряхов


С кем испытывают чувство общности преподаватели и студенты МПГУ?

15 сентября 2019 г. ЦСИ ИСГО МПГУ и  факультет регионоведения и этнокультурного образования ИСГО МПГУ по заказу ректората провели опрос на тему: «Гражданская идентичность сотрудников и студентов МПГУ». Целью исследования являлось выявление особенностей гражданской идентичности сотрудников и студентов МПГУ. Всего было опрошено 980 респондентов, в их числе: 830 студентов и 150 преподавателей. Респонденты представляли различные  структурные подразделения учебного блока МПГУ. В ходе исследования студенты-социологи 2-3 курсов познакомились с технологией обработки данных, а также отработали практические навыки написания отчетов. Обработка анкетных данных проводилась с использованием программных продуктов MS Excel 2010 и SPSS 25.0.

Исследование позволило определить  факторы, которые объединяют различные социальные группы. Более того, респонденты могли выразить своё мнение относительно мер, способствующих укреплению гражданской идентичности и решению национального вопроса.

В самом широком значении гражданскую идентичность определяют как связь со страной, своей родиной ее часто сравнивают с патриотизмом. Она строится на языке, культуре, национальных традициях, мировоззренческих позициях, достижениях в культуре, историческом прошлом, наконец, чувстве принадлежности к определенной социальной группе.

Респондентам было предложено определить свою самоидентификацию.

Рис.1. Распределение ответов на вопрос: «С кем Вы себя идентифицируете? %%

По данным исследования, в целом по выборке наибольшую значимость имеет идентичность гражданская (56% опрошенных). Еще 22% респондентов отметили, что они себя идентифицируют с гражданином мира. Примечательно, что с увеличением возраста, возрастает число тех, кто выбирает данную позицию. Лишь немногие идентифицируют себя с жителем  региона и представителями своей национальности (5% и 9% соответственно).

Гражданская самоидентификация  не существует вне социокультурного контекста, вне социальной структуры. Это процесс формирования социальной определенности через соотнесение и отождествление индивида с социальными группами, ролями, типами и через соответствующий им социальный статус.

Ответы на вопрос «С кем Вы испытываете чувство общности?» распределились следующим образом (рис. 2).

Рис.2. Распределение ответов на вопрос: «С кем Вы испытываете чувство общности?», %%

Как показали результаты опроса, для большинства респондентов характерна позитивная «нормальная» социальная идентичность, которая включает безусловное признание общности с людьми таких же взглядов на жизнь (29%). При этом среди студентов называли свою принадлежность с людьми таких же взглядов на жизнь чуть больше, чем среди преподавателей (57%  против 40%). Намного больше различий межу статусными группами фиксируется в отношении общности с людьми той же профессии и рода занятий: студенты –  25%, преподаватели – 37%. Показательно, что с повышением возраста возрастает доля тех, кто отмечает чувство общности с  людьми той же профессии и  рода занятий. Определенно больше и тех, кто испытывает чувство общности с россиянами среди преподавателей – 40%, среди молодежи 18-25 лет (30%).  Каких либо значимых различий между студентами и преподавателями в отношении национальной идентификации  не обнаружено (соответственно 11, 10%).

В целом же полученные данные свидетельствуют о высокой социальной интегрированности представителей различных  возрастных групп. У них имеются ценности и потребности, которые становятся определяющими для социокультурной среды и самоидентификации. Одной из таких основ, безусловно, выступает чувство патриотизма и любви к Родине.

 Пресс-релиз подготовлен

студентом второго курса направления «Социология»

Дмитрием Ряховым


Досуговая активность иностранных студентов ИСГО

С 20 мая по 21 июня 2019 г. ЦСИ совместно с деканатом ИСГО провели пилотажный опрос иностранных студентов «Социально-культурная адаптация иностранных студентов ИСГО». Целью исследования заключалась в изучении социально-культурных предпочтений студентов-иностранцев ИСГО в рамках принятия решения о выборе наиболее результативных форм организации внеучебной деятельности.

Респондентов просили указать досуговые мероприятия, проводимые в ИСГО, в которых иностранные студенты хотели бы принимать участие. Как видно из рис.1, спектр предпочтений распределился следующим образом.

Рис. 1. Мероприятия, проводимых в ИСГО,  в которых иностранные студенты хотели бы принять активное участие, %%

 

Большинство иностранцев проявило свою заинтересованность к участию в различных мероприятиях, проводимых в ИСГО. В ходе опроса установлено, что новый формат работы настоятельно требует ориентира на содержательный контент мероприятия, их практическую пользу.

Вообще студенты-иностранцы редко ограничивают свой выбор участием только в одном мероприятии. Лишь только 5% участников опроса отметили, что не хотят принимать участие в подобных мероприятиях. Еще 4% затруднились с ответом на вопрос.

В TOP-3 мероприятий, пользующихся повышенным спросом среди иностранных студентов, входят:

  • посещение музеев, театров, экскурсий по Москве (19%);
  • посещение объектов культурного наследия Подмосковья (15%);
  • участие в работе студенческих общественных организаций (12%).

А вот наименее популярными среди иностранных студентов являются мероприятия, связанные с участием в формализованных спортивных мероприятиях, художественной самодеятельностью, КВНами, а также развлекательного формата (кино, дискотеки).

Предпочтения студентов отличаются в зависимости от курса и уровня обучения.  Студенты-иностранцы третьего курса чаще, чем остальные, ориентировались на посещение театров, экскурсий по Москве.

Об участии в  кружках, туристических клубах, а также в  творческих проектах (праздничные концерты, танцевальные конкурсы) чаще заявляли представители первого курса магистратуры. Девушки чаще, чем юноши, говорили о своем возможном участии в работе студенческих общественных организаций.


Профессиональное самоопределение и факторы выбора магистерской программы

19 апреля 2019 года состоялся День открытых дверей МПГУ. В рамках данного мероприятия Центром социологических исследований ИСГО среди абитуриентов магистратуры был проведен опрос «Абитуриент магистратуры МПГУ – 2019 г.». Всего было опрошено 162 респондента.

Изучение факторов, влияющих на индивидуальный выбор того или иного  учебного заведения,  направления подготовки и их сравнение с данными прошлогоднего опроса позволили социологам более емко оценить профессиональную самоидентификацию, а также систему ценностных ориентаций поступающих в магистратуру.

В ходе опроса респондентов просили ответить на вопрос: «Чем обоснован выбор магистерской программы, по котороой Вы собираетесь обучаться?» Вот как распределились ответы (рис.1).

Рис. 1. Распределение факторов выбора магистерской программы, %%

Структура мотивов выбора магистерской программы за исследуемый период существенно не изменилась. Поступающие при выборе программы подготовки (как впрочем и при выборе образовательной организации), в большей степени руководствуются возможностью продолжить обучение на основе своих личностных ожиданий и интереса к профессии. В полученном распределении преобладает доля тех, кто в качестве фактора выбора образовательной программы руководствовался продолжением обучения (27%). Иными словами это те, кто углубляет уже полученное образование. Также многие отмечали, что выбрали именно эту профессию потому, что считают ее своим призванием (13%). Еще  для 16% в профессиональном самоопределении ключевую роль  играет собственный интерес к выбранной профессии, а для 6% личностный рост.

Доля тех, для кого важна возможность бюджетного обучения уменьшилась ненамного –  8% в 2019 г. против 10% в 2018 г.. При выборе магистерской программы лишь 4% поступающих ориентируются на востребованность на рынке труда. Очевидно, что не все поступающие имеют  четкое представление о ситуации на рынке труда. Весомым мотивом выбора для  7% является  возможность получения конкретного места работы. Заметим, что доля последних в 2018 г. была несколько выше (9%).

Таким образом, многие абитуриенты выбирают магистерские программы, ориентируясь на интерес к выбранной профессии, продолжение своего образования и дальнейшее углубление своих профессиональных знаний, которое они воспринимают как свой личностный рост. Показателем осознанности и целенаправленности первоначального выбора образовательной программы служит и  высокая доля тех, кто продолжает обучение (27%) и тех, кто считает именно эту специальность своим призванием (13%).

 

Пост-релиз  подготовлен участником исследования,

студенткой первого  курса направления «Социология»

Антоновой Ульяной


Предпочтения организаций-работодателей в выборе выпускников МПГУ

Центр социологических исследований совместно с Учебно-методическим управлением МПГУ, Управлением профессиональной ориентации и содействия трудоустройству,  провели исследование «Мониторинг востребованности образовательных программ и удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников МПГУ».  Исследование проводилось с 25.01.2019 по 28.03.2019, использовался онлайн-опрос.  Всего было опрошено 340 работодателей тех организаций, которые вуз рассматривает в качестве стратегических партнеров.

Целью исследования являлось выявление требований работодателей к подготовке выпускников, определение направлений и перспектив по расширению взаимодействия МПГУ с ключевыми партнерами на условиях взаимовыгодного сотрудничества в сфере подготовки высококвалифицированных кадров.

В рамках исследования важно было определить стратегии работодателей в подборе молодых кадров. В этой связи работодателей просили указать, каким факторам они отдают предпочтение при приеме выпускников вузов.

Возросшие требования современного рынка труда к подготовке выпускников выражаются в диверсификации политики занятости. Существенное влияние на предпочтительный выбор работодателей оказывает целая группа факторов, в их числе: наличие долгосрочных связей с организациями-работодателями, имидж вуза, а также особенности предстоящей деятельности.

Согласно полученному распределению (рис. 1), залогом успешного трудоустройства выпускников, по мнению большинства работодателей, выступает наличие опыта / практики работы по специальности (64%; 1 место).

 

Рис. 1. ТОР-5 основных факторов, определяющих выбор работодателями выпускников вуза, %%

 

(Сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли выбрать более одного варианта ответа)

 

На втором месте оказываются личностные качества (60%). Среди востребованных качеств личностного позиционирования работодатели выделяют коммуникабельность, стрессоустойчивость, ответственность. Кроме того, у молодежи ценятся умения работать в команде, принимать решения и оперативно обучаться; готовность начинать с низовых позиций и др. Данные позиции являются  наиболее значимыми и предопределяют конкурентоспособность молодых людей на рынке труда.

На третьем месте оказывается уровень базовой подготовки (53%). Очевидно, что профильное образование самым непосредственным образом определяет профессиональную траекторию развития выпускника, а также его трудовую мобильность.

Тех, кто заявляет о наличии у выпускников дополнительного образования / подготовки, помимо общего вузовского образования,  оказывается не так много (34%, 4 место). Как можно заметить, определенная доля работодателей уверена, что дополнительная профессиональная подготовка повышает шансы выпускников на успешное трудоустройство.

Резюмируя сказанное, отметим, что выбор работодателей определяется не только с позиции профиля профессиональных компетенций, но и со стороны личностных качеств и свойств. Остро ощущается потребность в когнитивных навыках по самостоятельному принятию решений, самоорганизации и саморазвитию. Вместе с тем опрос выявил, что требования работодателей не всегда коррелируют с мотивационными установками выпускников. Так, например, в ответах выпускников преимущественно доминируют ориентиры на гарантированный карьерный рост, а также на обеспечение высокого начального уровня оплаты труда.

Пост-релиз  подготовлен участником исследования,

студенткой третьего курса направления «Социология»

Дарьей Матанцевой


Студенты оценили свою посещаемость учебных дисциплин

С 25 января  по 08 февраля 2019 Учебно-методическое управление, Центр социологических исследований совместно со Студенческим советом МПГУ провели опрос «Мониторинг удовлетворенности обучающихся качеством образовательного процесса». Сбор первичной информации был проведен методом онлайн-опроса.  Целью исследования являлось изучение мнений и суждений обучающихся в отношении удовлетворенности качеством образовательного процесса. В опросе приняли участие обучающиеся различных форм и курсов обучения, которые представляли 18 институтов/факультетов, 1 колледж, 5 филиалов МПГУ. Всего было опрошено 3 315 респондентов. Точность опроса составила 1,65 %.  В рамках исследования под руководством опытных наставников – сотрудников Центра социологических исследований и преподавателей кафедры теоретической и специальной социологии студентами третьего курса направления «Социология» были отработаны практические навыки по разработки инструментария, организации полевых работ, количественно-качественному анализу эмпирических данных.

Одна из многочисленных задач, которые ставились в ходе исследования, была  связана с  самооценкой посещаемости студентами занятий. Ответы респондентов распределились следующим образом (рис. 1,2).

Большая часть  студентов (62%) оценивают свою посещаемость занятий в текущем семестре как высокую –  свыше 80 %. Еще около 9% –  ниже 50%.

Рис. 1. Посещаемость студентами учебных занятий в текущем семестре, %%

 

 

Рис. 2. Посещаемость студентами учебных занятий в текущем семестре в зависимости от вида занятий, %%

 

Посещаемость студентами занятий существенно зависит от курса, формы обучения, а также трудовой занятости. Так, распределение показывает, что чаще, чем другие, на высокий уровень посещаемости – свыше 80%, указывают студенты очной формы обучения, младших курсов бакалавриата.  Чаще, чем в целом по выборке, о своей невысокой посещаемости занятий говорили студенты-бакалавры третьего курса, а также магистранты второго курса.

Резюмируя сказанное, отметим, что решение проблемы здесь видится не только в обеспечении соответствующей мотивации студентов, но   и в сбалансированном распределении нагрузки на студентов в рамках гибкого использования  различных форм организации учебного процесса.

Студентка 3 курса направления «Социология» Васильева Виктория


Социологический опрос «Что привлекает первокурсников в учебном процессе?»

20 сентября 2018 г. в корпусе гуманитарных факультетов Московского Педагогического Государственного Университета был проведен опрос первокурсников ИСГО, приуроченный к окончанию программы «Неделя адаптации к образовательной среде ИСГО МПГУ». Цель исследования состояла в  подготовке информационной базы для совершенствования программы «Неделя адаптации к образовательной среде ИСГО МПГУ». В опросе приняло участие 110 первокурсников различных направлений подготовки Института социально-гуманитарного образования. Среди многочисленных вопросов, на которые ответили первокурсники, интерес представляют ответы на  вопрос: «Что больше всего привлекает Вас в учебном процессе?». Вот как распределились ответы.

Согласно полученным результатам, около половины опрошенных связывают свои ожидания с формированием необходимых знаний, навыков и умений. Так, почти четверть опрошенных (24,6%) отметили, что получение фундаментальных знаний по специальности является приоритетным для них в учебном процессе. Это свидетельствует о том, что многие первокурсники ориентируются в первую очередь на усвоение теоретического материала.  Далее с существенным отрывом идет позиция «Получение практических навыков работы по специальности» (17,5%). А вот одной из менее популярных позиций оказалась «Возможность получать высокие оценки на занятиях» (4,9%). Это говорит о том, что студенты-первокурсники нацелены в большей степени на получение знаний, чем на их оценку.

Среди опрошенных были и те, кто особое внимание придавал личностному развитию и социальному взаимодействию. Для респондентов данные факторы оказываются менее дифференцированными.  Так, позиции «Общение с одногруппниками, друзьями», и «Самореализация как личности» – набрали соответственно по 17,5%. Однако возможность развиваться как гармоничная личность привлекает лишь 9,5% участников опроса.

Таким образом, студенты в первую очередь ориентируются на необходимость получения качественного образования.


Социологический опрос «Абитуриент магистратуры МПГУ – 2018 г.»

13 апреля 2018 года состоялся День открытых дверей МПГУ. В рамках данного мероприятия Центром социологических исследований ИСГО среди абитуриентов магистратуры был проведен опрос «Абитуриент магистратуры МПГУ – 2018 г.». Всего было опрошено 108 респондентов.

Одна из задач исследования состояла в определении факторов, которые влияют на выбор вуза.  Абитуриенты сегодня демонстрируют свое умение выбирать наиболее актуальные образовательные программы. В то же время для значимой части абитуриентов ключевым в выборе является бренд МПГУ как ведущего педагогического вуза России.

Полученное распределение говорит о том, что основным критерием, влияющим на выбор абитуриентами магистратуры МПГУ, являются статус государственного вуза (28%, 1 место). Данная позиция во многом отражает как результат образования, так и  условия, обеспечивающие качество подготовки, а также доступность и кадровый потенциал сферы образования.

Следующая по упоминанию позиция «интересные направления и программы обучения, которые готов предложить вуз» (17%, 2 место). Еще 13% в качестве причины выбора называют то, что они «обучаются в этом вузе» (3 место). Заметим, что данную позицию выбрал каждый третий студент МПГУ, пришедший на день открытых дверей.  Это свидетельствует о том, что многие наши  студенты обучение в магистратуре МПГУ рассматривают в качестве  вполне закономерного продолжения образовательного процесса.

Анализ оценок показывает, что по сравнению с прошлым годом в оценках абитуриентов  существенно повысилась значимость тех факторов, которые определяют, уникальные конкурентные преимущества нашего вуза, в контексте универсальности, фундаментальности образования и его практической направленности.


Социологический опрос” Источники информированности абитуриентов об МПГУ”

11 ноября и 9 декабря 2017 года на Дне открытых дверей студенты-социологи 2-ого курса провели очередной опрос абитуриентов МПГУ (выпускников общеобразовательных учебных заведений). Опрос проходил в корпусе гуманитарных факультетов МПГУ. Всего было опрошено около 300 респондентов. Цель исследования заключалась в выявлении предпочтений абитуриентов при выборе вуза и направлений обучения. Несомненный интерес среди основных задач исследования представляет выявление источников информации об МПГУ, которые пользуются наибольшей популярностью среди  абитуриентов.

Как показал опрос, в топ-3 основных источников информации об МПГУ входят:

  • друзья, знакомые; сайт МПГУ (1 место);
  • социальные сети (2 место);
  • родители (3 место).

В целом многие абитуриенты получают информацию об МПГУ благодаря интернет-ресурсам, таким как: официальный сайт МПГУ (21,9%), другие сайты (9,1%), социальные сети (14,9%). В свою очередь друзья, знакомые и родители играют важную роль как источник предоставления информации, а также при принятии решения о выборе вуза.

Небольшая, но значимая доля тех абитуриентов, которые получают информацию в школе (от учителей) – 6%. А вот печатные издания (газеты и журналы) как источник основной информации, никто из опрошенных абитуриентов не выбрал.


 

Наши контакты

Иванов Сергей Юрьевич

Директор ЦСИ

http://mpgu.su/staff/ivanov-sergey-yurevich/

Яковлева Мария Александровна

Ведущий специалист ЦСИ

http://mpgu.su/staff/yakovleva-mariya-aleksandrovna/

Филоненко Татьяна

Инспектор ЦСИ

Порцевская Елизавета

portsevskaya@gmail.com

https://vk.com/lizavettafox

Антонова Ульяна

ulyanastudy@mail.ru

Ряхов Дмитрий Валерьевич

dimaho4u@gmail.com