Навигация по сайту

Центр социологических исследований

Центр социологических исследований учит студентов кафедры ТиСС как правильно обрабатывать данные через компьютерные программы и составлять исследования и отчёты.

ЦСИ проводит изучение общественного мнения, целевых групп на локальном, региональном и межрегиональном уровнях, используя для этого как собственную сеть интервьюеров, так и другие опросные сети. Социологические опросы, проводимые ЦСИ, охватывают широкий спектр направлений исследовательской деятельности.
Направления работы ЦСИ:

  • организация социологической практики бакалавров и магистрантов;
  • проведение мониторинговых исследований по заказу руководства вуза;
  • проведение исследований по заказу внешних организаций;
  • оказание консультационной помощи по организации и проведению исследований;
  • информационно-технологическое сопровождение исследовательских проектов.

Наши партнеры:

• АНО «Левада-Центр»;
• ОАО «ВЦИОМ»;
• Институт социологии РАН;
• Концерн «РУСЭЛПРОМ»;
• Компания «РОЭЛ-консалтинг»;
• Исследовательский холдинг «Ромир-Мониторинг»;
• Агентство маркетинговых исследований «FDF-group»;
• Институт социально-политических исследований РАН;
• Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи.
Директор ЦСИ – доктор социологических наук, профессор кафедры теоретической и специальной социологии Иванов Сергей Юрьевич.

Студенты, работающие в социологическом центре, готовы помочь всем желающим.

ЦСИ (ВИДЕО)

Контакты

Адрес: 119571, г. Москва, проспект Вернадского, д.88, каб. 509

Почта нашего центра : soc-centre@yandex.ru

E-mail: SOC-LAB@yandex.ru

Реализованные проекты ЦСИ за 2017 г.
Реализованные проекты ЦСИ 2017-2018 гг.

 

ОТЧЕТ О РАБОТЕ ЦЕНТРА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ИСГО МПГУ за 2016 год и ПРОЕКТЫ на 2017 год
Отчет о работе Центра социологических исследований ИСГО МПГУ за 2018-2019 учебный год

Досуговая активность иностранных студентов ИСГО

С 20 мая по 21 июня 2019 г. ЦСИ совместно с деканатом ИСГО провели пилотажный опрос иностранных студентов «Социально-культурная адаптация иностранных студентов ИСГО». Целью исследования заключалась в изучении социально-культурных предпочтений студентов-иностранцев ИСГО в рамках принятия решения о выборе наиболее результативных форм организации внеучебной деятельности.

Респондентов просили указать досуговые мероприятия, проводимые в ИСГО, в которых иностранные студенты хотели бы принимать участие. Как видно из рис.1, спектр предпочтений распределился следующим образом.

Рис. 1. Мероприятия, проводимых в ИСГО,  в которых иностранные студенты хотели бы принять активное участие, %%

 

Большинство иностранцев проявило свою заинтересованность к участию в различных мероприятиях, проводимых в ИСГО. В ходе опроса установлено, что новый формат работы настоятельно требует ориентира на содержательный контент мероприятия, их практическую пользу.

Вообще студенты-иностранцы редко ограничивают свой выбор участием только в одном мероприятии. Лишь только 5% участников опроса отметили, что не хотят принимать участие в подобных мероприятиях. Еще 4% затруднились с ответом на вопрос.

В TOP-3 мероприятий, пользующихся повышенным спросом среди иностранных студентов, входят:

  • посещение музеев, театров, экскурсий по Москве (19%);
  • посещение объектов культурного наследия Подмосковья (15%);
  • участие в работе студенческих общественных организаций (12%).

А вот наименее популярными среди иностранных студентов являются мероприятия, связанные с участием в формализованных спортивных мероприятиях, художественной самодеятельностью, КВНами, а также развлекательного формата (кино, дискотеки).

Предпочтения студентов отличаются в зависимости от курса и уровня обучения.  Студенты-иностранцы третьего курса чаще, чем остальные, ориентировались на посещение театров, экскурсий по Москве.

Об участии в  кружках, туристических клубах, а также в  творческих проектах (праздничные концерты, танцевальные конкурсы) чаще заявляли представители первого курса магистратуры. Девушки чаще, чем юноши, говорили о своем возможном участии в работе студенческих общественных организаций.


Профессиональное самоопределение и факторы выбора магистерской программы

19 апреля 2019 года состоялся День открытых дверей МПГУ. В рамках данного мероприятия Центром социологических исследований ИСГО среди абитуриентов магистратуры был проведен опрос «Абитуриент магистратуры МПГУ – 2019 г.». Всего было опрошено 162 респондента.

Изучение факторов, влияющих на индивидуальный выбор того или иного  учебного заведения,  направления подготовки и их сравнение с данными прошлогоднего опроса позволили социологам более емко оценить профессиональную самоидентификацию, а также систему ценностных ориентаций поступающих в магистратуру.

В ходе опроса респондентов просили ответить на вопрос: «Чем обоснован выбор магистерской программы, по котороой Вы собираетесь обучаться?» Вот как распределились ответы (рис.1).

Рис. 1. Распределение факторов выбора магистерской программы, %%

Структура мотивов выбора магистерской программы за исследуемый период существенно не изменилась. Поступающие при выборе программы подготовки (как впрочем и при выборе образовательной организации), в большей степени руководствуются возможностью продолжить обучение на основе своих личностных ожиданий и интереса к профессии. В полученном распределении преобладает доля тех, кто в качестве фактора выбора образовательной программы руководствовался продолжением обучения (27%). Иными словами это те, кто углубляет уже полученное образование. Также многие отмечали, что выбрали именно эту профессию потому, что считают ее своим призванием (13%). Еще  для 16% в профессиональном самоопределении ключевую роль  играет собственный интерес к выбранной профессии, а для 6% личностный рост.

Доля тех, для кого важна возможность бюджетного обучения уменьшилась ненамного –  8% в 2019 г. против 10% в 2018 г.. При выборе магистерской программы лишь 4% поступающих ориентируются на востребованность на рынке труда. Очевидно, что не все поступающие имеют  четкое представление о ситуации на рынке труда. Весомым мотивом выбора для  7% является  возможность получения конкретного места работы. Заметим, что доля последних в 2018 г. была несколько выше (9%).

Таким образом, многие абитуриенты выбирают магистерские программы, ориентируясь на интерес к выбранной профессии, продолжение своего образования и дальнейшее углубление своих профессиональных знаний, которое они воспринимают как свой личностный рост. Показателем осознанности и целенаправленности первоначального выбора образовательной программы служит и  высокая доля тех, кто продолжает обучение (27%) и тех, кто считает именно эту специальность своим призванием (13%).

 

Пост-релиз  подготовлен участником исследования,

студенткой первого  курса направления «Социология»

Антоновой Ульяной


Предпочтения организаций-работодателей в выборе выпускников МПГУ

Центр социологических исследований совместно с Учебно-методическим управлением МПГУ, Управлением профессиональной ориентации и содействия трудоустройству,  провели исследование «Мониторинг востребованности образовательных программ и удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников МПГУ».  Исследование проводилось с 25.01.2019 по 28.03.2019, использовался онлайн-опрос.  Всего было опрошено 340 работодателей тех организаций, которые вуз рассматривает в качестве стратегических партнеров.

Целью исследования являлось выявление требований работодателей к подготовке выпускников, определение направлений и перспектив по расширению взаимодействия МПГУ с ключевыми партнерами на условиях взаимовыгодного сотрудничества в сфере подготовки высококвалифицированных кадров.

В рамках исследования важно было определить стратегии работодателей в подборе молодых кадров. В этой связи работодателей просили указать, каким факторам они отдают предпочтение при приеме выпускников вузов.

Возросшие требования современного рынка труда к подготовке выпускников выражаются в диверсификации политики занятости. Существенное влияние на предпочтительный выбор работодателей оказывает целая группа факторов, в их числе: наличие долгосрочных связей с организациями-работодателями, имидж вуза, а также особенности предстоящей деятельности.

Согласно полученному распределению (рис. 1), залогом успешного трудоустройства выпускников, по мнению большинства работодателей, выступает наличие опыта / практики работы по специальности (64%; 1 место).

 

Рис. 1. ТОР-5 основных факторов, определяющих выбор работодателями выпускников вуза, %%

 

(Сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли выбрать более одного варианта ответа)

 

На втором месте оказываются личностные качества (60%). Среди востребованных качеств личностного позиционирования работодатели выделяют коммуникабельность, стрессоустойчивость, ответственность. Кроме того, у молодежи ценятся умения работать в команде, принимать решения и оперативно обучаться; готовность начинать с низовых позиций и др. Данные позиции являются  наиболее значимыми и предопределяют конкурентоспособность молодых людей на рынке труда.

На третьем месте оказывается уровень базовой подготовки (53%). Очевидно, что профильное образование самым непосредственным образом определяет профессиональную траекторию развития выпускника, а также его трудовую мобильность.

Тех, кто заявляет о наличии у выпускников дополнительного образования / подготовки, помимо общего вузовского образования,  оказывается не так много (34%, 4 место). Как можно заметить, определенная доля работодателей уверена, что дополнительная профессиональная подготовка повышает шансы выпускников на успешное трудоустройство.

Резюмируя сказанное, отметим, что выбор работодателей определяется не только с позиции профиля профессиональных компетенций, но и со стороны личностных качеств и свойств. Остро ощущается потребность в когнитивных навыках по самостоятельному принятию решений, самоорганизации и саморазвитию. Вместе с тем опрос выявил, что требования работодателей не всегда коррелируют с мотивационными установками выпускников. Так, например, в ответах выпускников преимущественно доминируют ориентиры на гарантированный карьерный рост, а также на обеспечение высокого начального уровня оплаты труда.

Пост-релиз  подготовлен участником исследования,

студенткой третьего курса направления «Социология»

Дарьей Матанцевой


Студенты оценили свою посещаемость учебных дисциплин

С 25 января  по 08 февраля 2019 Учебно-методическое управление, Центр социологических исследований совместно со Студенческим советом МПГУ провели опрос «Мониторинг удовлетворенности обучающихся качеством образовательного процесса». Сбор первичной информации был проведен методом онлайн-опроса.  Целью исследования являлось изучение мнений и суждений обучающихся в отношении удовлетворенности качеством образовательного процесса. В опросе приняли участие обучающиеся различных форм и курсов обучения, которые представляли 18 институтов/факультетов, 1 колледж, 5 филиалов МПГУ. Всего было опрошено 3 315 респондентов. Точность опроса составила 1,65 %.  В рамках исследования под руководством опытных наставников – сотрудников Центра социологических исследований и преподавателей кафедры теоретической и специальной социологии студентами третьего курса направления «Социология» были отработаны практические навыки по разработки инструментария, организации полевых работ, количественно-качественному анализу эмпирических данных.

Одна из многочисленных задач, которые ставились в ходе исследования, была  связана с  самооценкой посещаемости студентами занятий. Ответы респондентов распределились следующим образом (рис. 1,2).

Большая часть  студентов (62%) оценивают свою посещаемость занятий в текущем семестре как высокую –  свыше 80 %. Еще около 9% –  ниже 50%.

Рис. 1. Посещаемость студентами учебных занятий в текущем семестре, %%

 

 

Рис. 2. Посещаемость студентами учебных занятий в текущем семестре в зависимости от вида занятий, %%

 

Посещаемость студентами занятий существенно зависит от курса, формы обучения, а также трудовой занятости. Так, распределение показывает, что чаще, чем другие, на высокий уровень посещаемости – свыше 80%, указывают студенты очной формы обучения, младших курсов бакалавриата.  Чаще, чем в целом по выборке, о своей невысокой посещаемости занятий говорили студенты-бакалавры третьего курса, а также магистранты второго курса.

Резюмируя сказанное, отметим, что решение проблемы здесь видится не только в обеспечении соответствующей мотивации студентов, но   и в сбалансированном распределении нагрузки на студентов в рамках гибкого использования  различных форм организации учебного процесса.

Студентка 3 курса направления «Социология» Васильева Виктория


Социологический опрос «Что привлекает первокурсников в учебном процессе?»

20 сентября 2018 г. в корпусе гуманитарных факультетов Московского Педагогического Государственного Университета был проведен опрос первокурсников ИСГО, приуроченный к окончанию программы «Неделя адаптации к образовательной среде ИСГО МПГУ». Цель исследования состояла в  подготовке информационной базы для совершенствования программы «Неделя адаптации к образовательной среде ИСГО МПГУ». В опросе приняло участие 110 первокурсников различных направлений подготовки Института социально-гуманитарного образования. Среди многочисленных вопросов, на которые ответили первокурсники, интерес представляют ответы на  вопрос: «Что больше всего привлекает Вас в учебном процессе?». Вот как распределились ответы.

Согласно полученным результатам, около половины опрошенных связывают свои ожидания с формированием необходимых знаний, навыков и умений. Так, почти четверть опрошенных (24,6%) отметили, что получение фундаментальных знаний по специальности является приоритетным для них в учебном процессе. Это свидетельствует о том, что многие первокурсники ориентируются в первую очередь на усвоение теоретического материала.  Далее с существенным отрывом идет позиция «Получение практических навыков работы по специальности» (17,5%). А вот одной из менее популярных позиций оказалась «Возможность получать высокие оценки на занятиях» (4,9%). Это говорит о том, что студенты-первокурсники нацелены в большей степени на получение знаний, чем на их оценку.

Среди опрошенных были и те, кто особое внимание придавал личностному развитию и социальному взаимодействию. Для респондентов данные факторы оказываются менее дифференцированными.  Так, позиции «Общение с одногруппниками, друзьями», и «Самореализация как личности» – набрали соответственно по 17,5%. Однако возможность развиваться как гармоничная личность привлекает лишь 9,5% участников опроса.

Таким образом, студенты в первую очередь ориентируются на необходимость получения качественного образования.


Социологический опрос «Абитуриент магистратуры МПГУ – 2018 г.»

13 апреля 2018 года состоялся День открытых дверей МПГУ. В рамках данного мероприятия Центром социологических исследований ИСГО среди абитуриентов магистратуры был проведен опрос «Абитуриент магистратуры МПГУ – 2018 г.». Всего было опрошено 108 респондентов.

Одна из задач исследования состояла в определении факторов, которые влияют на выбор вуза.  Абитуриенты сегодня демонстрируют свое умение выбирать наиболее актуальные образовательные программы. В то же время для значимой части абитуриентов ключевым в выборе является бренд МПГУ как ведущего педагогического вуза России.

Полученное распределение говорит о том, что основным критерием, влияющим на выбор абитуриентами магистратуры МПГУ, являются статус государственного вуза (28%, 1 место). Данная позиция во многом отражает как результат образования, так и  условия, обеспечивающие качество подготовки, а также доступность и кадровый потенциал сферы образования.

Следующая по упоминанию позиция «интересные направления и программы обучения, которые готов предложить вуз» (17%, 2 место). Еще 13% в качестве причины выбора называют то, что они «обучаются в этом вузе» (3 место). Заметим, что данную позицию выбрал каждый третий студент МПГУ, пришедший на день открытых дверей.  Это свидетельствует о том, что многие наши  студенты обучение в магистратуре МПГУ рассматривают в качестве  вполне закономерного продолжения образовательного процесса.

Анализ оценок показывает, что по сравнению с прошлым годом в оценках абитуриентов  существенно повысилась значимость тех факторов, которые определяют, уникальные конкурентные преимущества нашего вуза, в контексте универсальности, фундаментальности образования и его практической направленности.


Социологический опрос” Источники информированности абитуриентов об МПГУ”

11 ноября и 9 декабря 2017 года на Дне открытых дверей студенты-социологи 2-ого курса провели очередной опрос абитуриентов МПГУ (выпускников общеобразовательных учебных заведений). Опрос проходил в корпусе гуманитарных факультетов МПГУ. Всего было опрошено около 300 респондентов. Цель исследования заключалась в выявлении предпочтений абитуриентов при выборе вуза и направлений обучения. Несомненный интерес среди основных задач исследования представляет выявление источников информации об МПГУ, которые пользуются наибольшей популярностью среди  абитуриентов.

Как показал опрос, в топ-3 основных источников информации об МПГУ входят:

  • друзья, знакомые; сайт МПГУ (1 место);
  • социальные сети (2 место);
  • родители (3 место).

В целом многие абитуриенты получают информацию об МПГУ благодаря интернет-ресурсам, таким как: официальный сайт МПГУ (21,9%), другие сайты (9,1%), социальные сети (14,9%). В свою очередь друзья, знакомые и родители играют важную роль как источник предоставления информации, а также при принятии решения о выборе вуза.

Небольшая, но значимая доля тех абитуриентов, которые получают информацию в школе (от учителей) – 6%. А вот печатные издания (газеты и журналы) как источник основной информации, никто из опрошенных абитуриентов не выбрал.


 

Наши контакты

Иванов Сергей Юрьевич

Директор ЦСИ

http://mpgu.su/staff/ivanov-sergey-yurevich/

Яковлева Мария Александровна

Ведущий специалист ЦСИ

http://mpgu.su/staff/yakovleva-mariya-aleksandrovna/

Филоненко Татьяна

Инспектор ЦСИ

Порцевская Елизавета

portsevskaya@gmail.com

https://vk.com/lizavettafox

Антонова Ульяна

ulyanastudy@mail.ru