Навигация по сайту

Файлы

ФГОС ВО

Учебные планы

Руководитель ОП

Екатерина Анатольевна Лютикова

Профессор, доктор филологических наук, доцент

Профессорско-преподавательский состав, ведущий дисциплины и модули

45.04.02 Общая и типологическая лингвистика. Лингвистика

Код и наименование направления подготовки:

45.04.02 Лингвистика

Направленность(профиль)/ магистерская программа:

Общая и типологическая лингвистика

Квалификация (степень)

магистр

Срок освоения

2 года

Форма обучения

очная

Трудоемкость

120 зачетных единиц (4320 часов)

Вступительные испытания

Языкознание (письменно)

Миссия ОП

Образовательная программа "Общая и типологическая лингвистика" направлена на формирование высококвалифицированных лингвистов, теоретиков и практиков общего и частного языкознания, развитие общей и научной культуры магистрантов в ходе обучения, решение актуальных проблем теоретической и прикладной лингвистики.
Образовательная программа позволяет осуществлять фундаментальные и прикладные научные исследования по языкознанию, повышать эффективность работы выпускников МПГУ в научно-исследовательской сфере и информационно-лингвистической деятельности и обеспечить тем самым высокую конкурентоспособность кафедры и вуза по отношению к прочим ведущим университетам.

Виды деятельности

информационно-лингвистическая,
научно-исследовательская

Компетенции

Проводимая информационно-лингвистическая и научно-исследовательская деятельность направлена на формирование и развитие следующих компетенций:
- готовность работать с основными информационно-поисковыми и экспертными системами, системами представления знаний, синтаксического и морфологического анализа, автоматического синтеза, распознавания и понимания речи, обработки лексикографической информации и автоматизированного перевода, автоматизированными системами идентификации и верификации личности (ПК-28);
- владение методами когнитивного и формального моделирования естественного языка и методами создания метаязыков (ПК-29);
- владением современными методиками сбора, хранения и представления баз данных и знаний в интеллектуальных системах различного назначения с учетом достижений корпусной лингвистики (ПК-30);
- владение современными методиками разработки лингвистического обеспечения в автоматизированных системах различного профиля (ПК-31);
- готовность использовать понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики, лингводидактики, теории перевода и межкультурной коммуникации для решения профессиональных задач и обладать способностью их творческого использования и развития в ходе решения профессиональных задач (ПК-32);
- способность выдвигать научные гипотезы в сфере профессиональной деятельности и последовательно развивать аргументацию в их защиту (ПК-33);
- владение современными методиками поиска, анализа и обработки материала исследования и проведения эмпирических исследований проблемных ситуаций и диссонансов в сфере межкультурной коммуникации (ПК-34);
- владение методиками экспертной оценки программных продуктов лингвистического профиля (ПК-35);
- способность оценить качество исследования в данной предметной области, соотнести новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представить результаты собственного исследования (ПК-36);
- владение основами современной информационной и библиографической культуры (ПК-37).

Содержание и организация образовательного процесса

Содержание и организация образовательного процесса соответствует обязательной структуре программы магистратуры по направлению 45.04.02. Образовательный процесс осуществляется на базе кафедры компьютерной лингвистики и формальных моделей языка института "Высшая школа образования" с участием кафедр Института филологии и иностранных языков МПГУ. Учебный процесс включает в себя обязательные дисциплины, курсы по выбору, научно-исследовательскую работу, производственную и преддипломную практики, подготовку к ГОСу и государственную итоговую аттестацию в форме устного выпускного междисциплинарного экзамена по направлению «Лингвистика» и защите выпускной квалификационной работы, магистерской диссертации по теоретической или прикладной лингвистике.

Базовые дисциплины учебного плана
Выборные модули учебного плана
Формы реализации учебного процесса
Государственная итоговая аттестация
Возможность продолжения обучения

Область и объекты профессиональной деятельности

лингвистическое образование,
теоретическая и прикладная лингвистика,
новые информационные технологии

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших данную программу магистратуры, являются сопоставление и анализ языкового материала, теория языка, описание грамматических систем языков, теоретическая и прикладная лингвистика.

Практика

Практика организуется на базе кафедры компьютерной лингвистики и формальных моделей языка МПГУ при участии ИСЛИ МПГУ, ИПИ РАН и Ия РАН. Формы практики: производственная (9 2/6 недель), преддипломная (6 недель) и научно-исследовательская работа (10 недель). Производственная практика проводится на базе Института языкознания РАН в форме дешифровки и разметки древних текстов на материале хеттского языка, изучения и пополнения корпуса текстов хеттского языка, а также на базе Института проблем информатики РАН в виде обработки русско- и иноязычных текстов в производственных целях и разработки средств информационной обработки и алгоритмизации текстовых массивов.

Условия и перспективы профессиональной карьеры

Выпускники магистратуры, успешно освоившие основы лингвистической теории, ориентирующиеся в современных моделях языка и лингвистической типологии, получившие представление о методах компьютерной лингвистики, работе с корпусами текстов и их создании,
овладевшие навыками полевой лингвистики, имеют возможность продолжить фундаментальные и прикладные лингвистические исследования в аспирантуре МПГУ и других ведущих российских ВУЗов и научно-исследовательских институтов, а также в университетах и научных центрах зарубежья.

Ресурсное обеспечение ОП

Ресурсное обеспечение ОП соответствует требованиям к реализации магистерской программы, что подкреплено необходимым современным учебно-методическим и информационным обеспечением, соответствующим целям и задачам подготовки выпускников.
Качественный состав преподавательских кадров КЛиФМЯ МПГУ соответствует лицензионным нормативам и аккредитационным показателям. На кафедре КЛиФМЯ работает 8 преподавателей, из них все со степенями, в том числе 2 доктора филологических наук, профессора.
Студентам обеспечен доступ к библиотечным фондам, в том числе к студенческой научной библиотеке ИСЛИ МПГУ. Каждый магистрант может воспользоваться неограниченным доступом к электронным библиотекам: имеется доступ к компьютерному классу с выходом в Интернет и возможностью работать на порталах, смотреть записи и конспекты лекций по различным дисциплинам:
 http://lpcs.math.msu.su/~pentus/ftp/tvi/tfyaza.pdf
 https://ru.wikipedia.org/wiki/Иерархия_Хомского
 http://www.ling.upenn.edu/~beatrice/syntax-textbook/
 https://www.youtube.com/user/edinburghLangScience/videos
 http://biblioclub.ru/index.php?page=search
 http://www.ruscorpora.ru
 http://www.jstor.org/
 http://wals.info
 https://www.ethnologue.com
 https://postnauka.ru/themes/linguistics
 http://gramoty.ru/
 http://www.ruslang.ru/agens.php?id=res
 http://www.ruscorpora.ru/
 http://ekislova.ru/
 http://etymonline.com/index.php
 http://mggu-sh.ru/imlr/meropriyatiya
 https://www.youtube.com/user/edinburghLangScience/videos

Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа – это проведение исследований в рамках дипломных и проектных работ под руководством научного руководителя в течение 10 недель за все время обучения.

Сетевое взаимодействие с образовательными организациями

Сетевое взаимодействие с образовательными, в том числе зарубежными организациями реализуется на основе возможности использования сетевой формы образования и реализуется в активном сотрудничестве с Университетом Тампере (Финляндия), Университетом Осло (Норвегия), Университетом Стокгольма (Швеция) и другими европейскими вузами. В ходе взаимодействия проводятся лекции приглашенных преподавателей из университетов Европы и кратковременные стажировки студентов данной программы в университетах-партнёрах.