Навигация по сайту

ОСТАЁМСЯ ДОМА

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ОНЛАЙН

Семьеведение в образовательной организации

Образовательное семьеведение — сравнительно новое направление развития системы образования в РФ, но уже достаточно разработанное — существует более десятка используемых на практике учебно-методических комплексов. Кроме того, ещё несколько находятся в стадии разработки.

Образовательное семьеведение возникло и до сих пор развивается как «инициатива снизу» — региональных и местных властей, общественных и церковных организаций. В таких регионах как Республики Татарстан и Башкортостан, в Пензенской и Ивановской областях программы преподавания образовательного семьеведения на дошкольном и школьном уровнях образования являются элементом государственной региональной образовательной политики.

В настоящее время образовательное семьеведение переживает период становления и осознания себя в качестве самостоятельной образовательной отрасли в системе образования РФ. Один из наиболее животрепещущих вопросов — подготовка кадров и системное методическое сопровождение образовательно-семьеведческих практик в тех образовательных организациях, которые уже реализуют или предполагают реализовывать у себя курсы/программы по тематике образовательного семьеведения.

В связи с этим и учитывая ранее подписанное Соглашение о сотрудничестве между нашими учреждениями, прошу Вас рассмотреть вопрос о создании на базе университета Рабочей группу по подготовке предложения по включению темы «Образовательное семьеведение» в подготовку студентов МПГУ. Считаю целесообразным, чтобы в состав Рабочей группы вошли члены Экспертной группы по развитию образовательного семьеведения Проект-Центра Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка.

 В рамках Соглашения о сотрудничестве между Московским педагогическим государственным университетом и Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребёнка университет создаёт для реализации данного проекта при Управлении непрерывного педагогического образования, кафедре педагогики и психологии семейного образования Института педагогики и психологии Рабочую группу с участием членов Экспертной группы по развитию образовательного семьеведения Проект-Центра Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка.

Цель проекта — создание примерной/модельной Рабочей программы дисциплины (модуля) «Образовательное семьеведение» для бакалавриата и магистратуры образовательных организаций педагогического профиля среднего профессионального и высшего образования, а также методических материалов к разделам её содержания.

В случае успешной реализации проекта, данная модель может быть в последующем принята в качестве основы для запуска и дальнейшего совершенствования подобных программ в региональных педагогических ВУЗах и ССУЗах, а также для создания программ повышения квалификации на базе региональных Институтов развития образования или иных образовательных организаций. Кроме того, концептуальные и методические наработки, сделанные в ходе реализации проекта, могут послужить научно-методической основой для возникновения на базе МПГУ профильного ресурсного центра — «Центра развития практик образовательного семьеведения» с особой ролью в деле развития нового направления — образовательного семьеведения в системе образования РФ, потребность в котором на всероссийском уровне ощущается уже сегодня.

Приказ 1491 от 29.12.2020 “О создании Рабочей группы по разработке проекта “Рабочей программы дисциплины (модуля) “Образовательное семьеведение”

 

СПИСОК

участников Рабочей группы МПГУ по подготовке Рабочей программы дисциплины (модуля) «Образовательное семьеведение» (для образовательных программ бакалавриата направлений подготовки: 44.03.01 педагогическое образование и 44.03.02 психолого-педагогическое образование)

 

I. Руководитель Рабочей группы – Склярова Наталья Юрьевна, проректор Московского педагогического государственного университета, профессор Кафедры дошкольной педагогики Факультета дошкольной педагогики и психологии, кандидат педагогических наук.

II. Заместитель руководителя Рабочей группы – Приступа Елена Николаевна, заведующая Кафедрой педагогики и психологии семейного образования Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук, профессор.

III. Члены Рабочей группы от МПГУ:

  1. Авдулова Татьяна Павловна, доцент Кафедры возрастной психологии Факультета дошкольной педагогики и психологии, кандидат психологических наук.
  2. Зверева Ольга Леонидовна, профессор Кафедры дошкольной педагогики Факультета дошкольной педагогики и психологии;
  3. Кротова Татьяна Викторовна, доцент Кафедры дошкольной педагогики Факультета дошкольной педагогики и психологии, кандидат педагогических наук;
  4. Кузьмишина Татьяна Леонидовна, доцент Кафедры психологии образования Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, кандидат психологических наук;
  5. Мерзлякова Валерия Павловна, доцент Кафедры логопедии Института детства Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук;
  6. Ткачева Виктория Валентиновна, профессор Кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Института детства Московского педагогического государственного университета, доктор психологических наук;
  7. Цветкова Наталья Афанасьевна, доцент Кафедры психологии развития личности Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, кандидат психологических наук;
  8. Швецова Майя Николаевна, доцент Кафедры психологии образования Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, кандидат психологических наук;
  9. Шнейдер Лидия Бернгардовна, профессор Кафедры психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета, доктор психологических наук;
  10. Щербина Анна Ивановна, доцент Кафедры педагогики и психологии семейного образования Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук;

 
IV. Члены Рабочей группы из регионов:
 

  1. Беккер Наталья Салаватовна, руководитель Рабочей группы по защите семьи и традиционных семейных ценностей Общественного совета при УПР, президент Фонда общественного развития «Мир без границ», руководитель проекта «Семейный навигатор»;
  2. Волков Олег Гаврилович, профессор, Чебоксарский политехнический институт (филиал) Московского политехнического университета, кандидат химических наук, автор образовательных программ «Менеджмент счастливой семьи» и «Школа одаренных родителей»;
  3. Гурьянова Светлана Анатольевна, заместитель директора по учебной работе, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №27 с углублённым изучением отдельных предметов», преподаватель семьеведения с 2013 г., лауреат Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Воспитать человека — 2017» в номинации «Гражданское и патриотическое воспитание»;
  4. Королькова Инга Владиленовна, член Международного общественного научно-экспертного Совета по духовно-нравственной безопасности, координатор проекта Благотворительного фонда «Просветитель» по разработке и продвижению образовательного курса «Нравственные основы семейной жизни (10–11 кл.)», кандидат педагогических наук;
  5. Муратова Елена Евгеньевна, Региональное общественное движение поддержки и развития семьи «Семья» в Республике Башкортостан», Малая академия государственного управления Башкирского государственного университета, соавтор-разработчик учебно-методического комплекта «Семьеведение. Культура взаимоотношений (8-9 кл.)»;
  6. Прохорова Светлана Юрьевна, декан факультета среднего профессионального образования Ульяновского государственного технического университета, кандидат педагогических наук, доцент, научный руководитель Новомалыклинской школы;
  7. Сайфуллин Григорий Петрович, руководитель Проект-центра Уполномоченного при Президенте России по правам ребёнка, руководитель межрегиональной программы «Любовь.Семья.Счастье»;
  8. Смирнов Михаил Александрович, член Правления АНО «Сообщество практиков образовательного семьеведения», член рабочих групп Российской академии образования по мониторингу и анализу образовательной деятельности по тематике семьеведения в регионах РФ (2016) и по разработке примерной программы учебного курса «Семьеведение (Основы семейной жизни) для 9-11 кл.» (2017);
  9. Смирнова Ирина Фёдоровна, начальник отдела ГБУ ПО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пензенской области», кандидат педагогических наук, соавтор программы курса для учащихся 1-11 классов общеобразовательных школ «Семьеведение» (2009);
  10. Тихомирова Вероника Викторовна, учитель начальных классов ГБОУ «Гимназия № 295» Фрунзенского района Санкт-Петербурга, аспирант РГПУ им. А.И. Герцена (II курс), соавтор программы духовно-нравственного воспитания «Крепкая семья» для обучающихся 1-4 классов.
  11. Трофимова Екатерина Владимировна, кафедра социальной педагогики Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, кандидат педагогических наук, доцент;
  12. Урбанович Любовь Николаевна, заместитель руководителя Духовно-просветительского центра Калининградской епархии, кандидат педагогических наук, доцент Калининградского филиала Московского финансово-юридического университета, автор учебно-методического пособия «Нравственные основы семьи и брака. 9-10 кл» (Смоленск, 2007).