Образовательное семьеведение — сравнительно новое направление развития системы образования в РФ, но уже достаточно разработанное — существует более десятка используемых на практике учебно-методических комплексов. Кроме того, ещё несколько находятся в стадии разработки.
Образовательное семьеведение возникло и до сих пор развивается как «инициатива снизу» — региональных и местных властей, общественных и церковных организаций. В таких регионах как Республики Татарстан и Башкортостан, в Пензенской и Ивановской областях программы преподавания образовательного семьеведения на дошкольном и школьном уровнях образования являются элементом государственной региональной образовательной политики.
В настоящее время образовательное семьеведение переживает период становления и осознания себя в качестве самостоятельной образовательной отрасли в системе образования РФ. Один из наиболее животрепещущих вопросов — подготовка кадров и системное методическое сопровождение образовательно-семьеведческих практик в тех образовательных организациях, которые уже реализуют или предполагают реализовывать у себя курсы/программы по тематике образовательного семьеведения.
В связи с этим и учитывая ранее подписанное Соглашение о сотрудничестве между нашими учреждениями, прошу Вас рассмотреть вопрос о создании на базе университета Рабочей группу по подготовке предложения по включению темы «Образовательное семьеведение» в подготовку студентов МПГУ. Считаю целесообразным, чтобы в состав Рабочей группы вошли члены Экспертной группы по развитию образовательного семьеведения Проект-Центра Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка.
В рамках Соглашения о сотрудничестве между Московским педагогическим государственным университетом и Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребёнка университет создаёт для реализации данного проекта при Управлении непрерывного педагогического образования, кафедре педагогики и психологии семейного образования Института педагогики и психологии Рабочую группу с участием членов Экспертной группы по развитию образовательного семьеведения Проект-Центра Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка.
Цель проекта — создание примерной/модельной Рабочей программы дисциплины (модуля) «Образовательное семьеведение» для бакалавриата и магистратуры образовательных организаций педагогического профиля среднего профессионального и высшего образования, а также методических материалов к разделам её содержания.
В случае успешной реализации проекта, данная модель может быть в последующем принята в качестве основы для запуска и дальнейшего совершенствования подобных программ в региональных педагогических ВУЗах и ССУЗах, а также для создания программ повышения квалификации на базе региональных Институтов развития образования или иных образовательных организаций. Кроме того, концептуальные и методические наработки, сделанные в ходе реализации проекта, могут послужить научно-методической основой для возникновения на базе МПГУ профильного ресурсного центра — «Центра развития практик образовательного семьеведения» с особой ролью в деле развития нового направления — образовательного семьеведения в системе образования РФ, потребность в котором на всероссийском уровне ощущается уже сегодня.
СПИСОК
участников Рабочей группы МПГУ по подготовке Рабочей программы дисциплины (модуля) «Образовательное семьеведение» (для образовательных программ бакалавриата направлений подготовки: 44.03.01 педагогическое образование и 44.03.02 психолого-педагогическое образование)
I. Руководитель Рабочей группы – Склярова Наталья Юрьевна, проректор Московского педагогического государственного университета, профессор Кафедры дошкольной педагогики Факультета дошкольной педагогики и психологии, кандидат педагогических наук.
II. Заместитель руководителя Рабочей группы – Приступа Елена Николаевна, заведующая Кафедрой педагогики и психологии семейного образования Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук, профессор.
III. Члены Рабочей группы от МПГУ:
- Авдулова Татьяна Павловна, доцент Кафедры возрастной психологии Факультета дошкольной педагогики и психологии, кандидат психологических наук.
- Зверева Ольга Леонидовна, профессор Кафедры дошкольной педагогики Факультета дошкольной педагогики и психологии;
- Кротова Татьяна Викторовна, доцент Кафедры дошкольной педагогики Факультета дошкольной педагогики и психологии, кандидат педагогических наук;
- Кузьмишина Татьяна Леонидовна, доцент Кафедры психологии образования Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, кандидат психологических наук;
- Мерзлякова Валерия Павловна, доцент Кафедры логопедии Института детства Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук;
- Ткачева Виктория Валентиновна, профессор Кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Института детства Московского педагогического государственного университета, доктор психологических наук;
- Цветкова Наталья Афанасьевна, доцент Кафедры психологии развития личности Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, кандидат психологических наук;
- Швецова Майя Николаевна, доцент Кафедры психологии образования Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, кандидат психологических наук;
- Шнейдер Лидия Бернгардовна, профессор Кафедры психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета, доктор психологических наук;
- Щербина Анна Ивановна, доцент Кафедры педагогики и психологии семейного образования Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук;
IV. Члены Рабочей группы из регионов:
- Беккер Наталья Салаватовна, руководитель Рабочей группы по защите семьи и традиционных семейных ценностей Общественного совета при УПР, президент Фонда общественного развития «Мир без границ», руководитель проекта «Семейный навигатор»;
- Волков Олег Гаврилович, профессор, Чебоксарский политехнический институт (филиал) Московского политехнического университета, кандидат химических наук, автор образовательных программ «Менеджмент счастливой семьи» и «Школа одаренных родителей»;
- Гурьянова Светлана Анатольевна, заместитель директора по учебной работе, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №27 с углублённым изучением отдельных предметов», преподаватель семьеведения с 2013 г., лауреат Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Воспитать человека — 2017» в номинации «Гражданское и патриотическое воспитание»;
- Королькова Инга Владиленовна, член Международного общественного научно-экспертного Совета по духовно-нравственной безопасности, координатор проекта Благотворительного фонда «Просветитель» по разработке и продвижению образовательного курса «Нравственные основы семейной жизни (10–11 кл.)», кандидат педагогических наук;
- Муратова Елена Евгеньевна, Региональное общественное движение поддержки и развития семьи «Семья» в Республике Башкортостан», Малая академия государственного управления Башкирского государственного университета, соавтор-разработчик учебно-методического комплекта «Семьеведение. Культура взаимоотношений (8-9 кл.)»;
- Прохорова Светлана Юрьевна, декан факультета среднего профессионального образования Ульяновского государственного технического университета, кандидат педагогических наук, доцент, научный руководитель Новомалыклинской школы;
- Сайфуллин Григорий Петрович, руководитель Проект-центра Уполномоченного при Президенте России по правам ребёнка, руководитель межрегиональной программы «Любовь.Семья.Счастье»;
- Смирнов Михаил Александрович, член Правления АНО «Сообщество практиков образовательного семьеведения», член рабочих групп Российской академии образования по мониторингу и анализу образовательной деятельности по тематике семьеведения в регионах РФ (2016) и по разработке примерной программы учебного курса «Семьеведение (Основы семейной жизни) для 9-11 кл.» (2017);
- Смирнова Ирина Фёдоровна, начальник отдела ГБУ ПО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пензенской области», кандидат педагогических наук, соавтор программы курса для учащихся 1-11 классов общеобразовательных школ «Семьеведение» (2009);
- Тихомирова Вероника Викторовна, учитель начальных классов ГБОУ «Гимназия № 295» Фрунзенского района Санкт-Петербурга, аспирант РГПУ им. А.И. Герцена (II курс), соавтор программы духовно-нравственного воспитания «Крепкая семья» для обучающихся 1-4 классов.
- Трофимова Екатерина Владимировна, кафедра социальной педагогики Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, кандидат педагогических наук, доцент;
- Урбанович Любовь Николаевна, заместитель руководителя Духовно-просветительского центра Калининградской епархии, кандидат педагогических наук, доцент Калининградского филиала Московского финансово-юридического университета, автор учебно-методического пособия «Нравственные основы семьи и брака. 9-10 кл» (Смоленск, 2007).