Навигация по сайту

Любовь Валерьевна

Черемошкина

Образование

1980 г. - окончила факультет психологии Ярославского государственного университета и получила квалификацию педагог-психолог.
1988 г. - защита кандидатской диссертации по психологии.
2000 г. - защита докторской диссертации по психологии.

Тема кандидатской диссертации

Диагностика мнемических способностей школьников 10-12 лет

Тема докторской диссертации

Психология мнемических способностей

Курсы текущего учебного года

Психология общего среднего ( полного) образования
Психология общеобразовательной школы

Публикации

Более 200  публикаций, в том числе:

а) статьи: 

  1. Анализ способов обработки материала при запоминании и воспроизведении // Профориентация школьников: Сб. науч. трудов. – Ярославль: ЯГПИ,1987. – С. 135 – 144.
  2. О структуре операционных механизмов мнемических способностей // Профориентация и обучение: Сб. науч. трудов. – Ярославль: ЯГПИ, 1988. – С. 42 – 55.
  3. Уровни развития мнемических способностей // Способности и деятельность: Сб. науч.  тр. – Ярославль: Изд-во ЯГПИ, 1989. – С. 137-146.
  4. Проблема строения интеллекта // Актуальные проблемы современной психологии. Том II. – Харьков: Изд-во ХГУ, 1995. – С. 91 – 95.
  5. Личность учителя: духовность, интеллектуальность, ментальность // Психология педагогического мышления и эксперимент.  – М.: ИПРАН, 1998. – С. 126 – 132.
  6. Индивидуализация учебного процесса: проблемы методологии и практики // Психология педагогического мышления: теория и практика. – М.: ИПРАН, 1998. – С. 87 – 95.
  7. К проблеме закономерности в психологии // Проблемы общей и организационной психологии: Сборник  научных трудов – Ярославль: ЯрГУ, 1999.
  8. К проблеме онтологии способностей и одаренности // Ярославский психологический вестник. – Ярославль, ЯрГУ, 1999. – Вып. 1. – С. 23 – 31
  9. Структура и виды операционных механизмов мнемических способностей // Общая и прикладная психология: Хрестоматия. М. Ярославль, 2001. – С. 440 – 468.
  10. Законы и закономерности в психологии // Актуальные вопросы современной психологии. Материалы межвузовской научно-практической конференции 12 апреля 2001г. – М. Орехово-Зуево: ОЗПИ, 2001. – С. 22 – 28
  11. Способности и проблема структуры интеллекта // Ученые записки. – М.: Изд-во МГСУ, 2002. №4. – С. 83 – 88.
  12. Проблемы закономерности в психологии // Ученые записки. – М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2002, №5. – С. 94 – 117.
  13. Объективные и собственно-психологические закономерности функционирования психического // Ярославский психологический вестник. –Ярославль,ЯрГУ,- 2002. Вып. 9. – С. 7 – 3
  14. Коррекция и развитие познавательных способностей // Материалы конференции «Коррекция психического развития ребенка». МГОПИ, Орехово-Зуево, 2003.
  15. О структуре одаренности // Одаренный ребенок,2003, №6
  16. Способности – характеристики человека как индивида, субъекта деятельности и личности // Материалы международной конференции «Психологический анализ учебной и профессиональной деятельности». ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, Ярославль, 2003. с.113-116
  17. О психологической помощи родителям детей младшего школьного возраста  // Материалы семинара по коррекции и развитию  личности воспитанников детских домов – М.- Орехово-Зуево, 2004.
  18. Мотивация труда: факторы и условия // Человек и труд, №8, 2004 г. с.75-80.
  19. Современные проблемы мотивации труда  // Ученые записки РГСУ, 2005, №2 –  с.14-23.
  20. Проблема собственно психологических закономерностей в психологической науке // Ученые записки №3, 2005, РГСУ
  21. Свойства психического и проблема собственно психологической закономерности // Материалы IV Российского философского конгресса, М., 2005.
  22. Профессиональные способности специалиста по социальной работе //  Отечественный журнал социальной работы. 2006г., №1.( в соавт.)
  23. Ценностные ориентации современной молодежи как основа социальной ответственности  // Социальная политика и социология, 2006, №3, С. 146-154.
  24. Нейропсихологические аспекты эффективности мнемических способностей активных киберигроков   // Вестник РГНФ, 2008, №3. –.с.176-183 ( в соавт.)
  25. Влияние Интернет – деятельности на коммуникативные и когнитивные процессы субъекта // Познание в структуре общения / М.: Изд-во «Институт психология РАН», 2009. С. 331-339.
  26. Депрофессионализация как основа кризиса ответственной субъектности и сознательной субъективности // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Сб. науч. трудов IV  Всероссийской  научно-практической  конференции  24-25 ноября 2009.Ярославль, ЯГПУ – с.278-279
  27. Эффективность мнемических способностей и время реакции геймеров // Вопросы психологии. 2009. № 5. С. 84-93, ( в соавт.)
  28. Влияние интернет – активности на мнемические способности субъекта // Психология. Журнал Высшей Школы Экономики. 2010. Т. 7. № 3. С. 57 – 72.
  29. Трудовые ресурсы: проблема депрофессионализации // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2010. №9.
  30. Способности в структуре интеллекта // Психология  интеллекта и творчества: Традиции и инновации: Материалы. конференции., посвященной памяти Я.А.Пономарева и В.Н.Дружинина, ИП РАН, 7-8 окт.2010-  М.: Изд-во « Институт психологии РАН», 2010.
  31. Качество трудовых ресурсов: угроза национальной безопасности // Национальная безопасность: научное и государственное управленческое содержание: мат. Всеросс. науч. конф., 4 дек.2009,Москва, – М.: Научный эксперт. 2010.
  32. Об угрозе виртуального мира реальному//Материалы Футурологического конгресса.М.:2010
  33. Третья «волна» депрофессионализации // Человек и труд  2010, №11.
  34. О трудовых ресурсах и проблеме депрофессионализации// Теоретическая и экспериментальная психология , 2010, Т.3, №1, с. 39-48.
  35. Мнемические способности школьников как фактор успешности воспроизведения учебного материала // Психология обучения, №4, 2011 (в соавт.)
  36. Эффект неспособности срисовать ранее запомненный материал детьми с задержкой психического развития // Pedagogical and Psychological  issues in Education -2010 . 2010. V -25 .с.162-172,  ( в соавт.)
  37. О необходимости системного подхода к изучению и управлению развитием человеческого капитала // Человек и труд , 2011, №1, с22-25.
  38. Мнемические способности младших школьников с задержкой психического развития // Вопросы психологии, 2011, №5, с.34-45.( в соавт.)
  39. Структура мнемических способностей младших школьников с ЗПР //  Экспериментальная психология . 2012,№1,  ( в соавт.)
  40. Воспроизведение учебного материала школьниками с различным уровнем развития мнемических способностей // электронный журнал «Психологическая наука и образование www.psyedu.ru   » -2011.№3. – http:// psyedu.ru/ journal/ 2011/3/2420.phtml  ( в соавт.)
  41. О забывании учебного материала // Экспериментальная психология .2011.- №3.-  с. 97-125.  ( в соавт.).
  42. INTERNET-ACTIVITY ( Internet-Players’) of Children Aged 10-12, 14-16, of Students Aged 18-20, and of old People Aged 25-40  // International Conference on Thinking of the Education and New Learning Technologies held in BARCELONA, 4-6 Iuly,2011.
  43. Influence of internet – activity for people’s cognitive abilities. The 2nd International Conference on Education and Educational Psychology 2011 (ICEEPSY 2011). Elsevier Procedia – Social and Behavioral Sciences, Volume 29 (2011), p. 1625 – 1634.
  44. The development of structure of human cognitive abilities // 15 European Conference on Developmental Psychology 23-27 August 2011 – Bergen – Norway. (в соавт.)
  45. The internet-activity as the  development and formation factor of cognitive abilities// European Science and Technolody[Text]: materials of the 11 international research and practice conference,May, 2012.- Wiesbaden, Germany, 2012, p.395-408.
  46. Когнитивный стиль в структуре мнемических способностей женщин // Психологическая наука и образование, №1, 2012, с.100-110.( в соавт.)
  47. The influence of computer games on the cognitive abilities. ICERI 2012 Proceedings, 5th International Conference of Education, Research and Innovations, Madrid, Spain. 19-21 November, 2012, pp.3515-3518. ( в соавт.)
  48. The internet – activity as the development and formation factor of cognitive abilities. 7th Annual Education and Development Conference, March 5 – 7 2012, Bangkok, Thailand, Conference Proceedings published by Tomorrow People Organization.
  49. Эффективность мнемических способностей в условиях расщепления когнитивного стиля полезависимость / поленезависимость  //  Актуальные проблемы психологического знания    2013,№3, 0,8 п.л. ( в соавт.)
  50. MNEMONIC ABILITIES OF INTERNET – ACTIVE ADOLESCENTS//Journal of Modern Education Review Academic Star Publishing Company, USA 2013.
  51. About the laws of reproduction of educational material// European Applied Sciences. #5. 2013. 151-155.(в соавт.)
  52. Как стимулировать трудовую активность // Человек и труд, 2013, №10.  С.71-72.
  53. Актуальность проблемы  стимулирования трудовой активности // Человек и труд, 2013, №7, с.66-68
  54. Интернет-активность как фактор влияния на когнитивные способности старших школьников // Вестник Московского университета. Серия 20.Педагогическое образование. 2013, №1, с. 94-114.
  55. О структуре одаренности и закономерностях ее проявления //. Преподаватель 21 век, , № 2, С. 341-347.
  56. Splitting the cognitive style field-dependence / field-independence and speed of memorizing the nonverbal nonsense material.// Asian Journal of Humanities and Social Sciences, 8, pp. 58 – 69. http://ajhss.org/pdfs/Vol2Issue3/7.pfd ( в соавт.)
  57. Сохранение учебного материала: факторы и условия //  Психология обучения – 2014. – №12. – С.16-25 в соавт.)
  58. Скорость запоминания невербального бессмысленного материала и когнитивный стиль полизависимость/полинезависимость //  Новое в психолого-педагогических исследованиях.   № 4. С. 120-134.( в соавт.)
  59. Государственная идеология как фактор сохранения и развития России // Вестник МГОГИ. Серия педагогика и психология. №1, 2014,с.100-112.
  60. Проблемы типологии мнемических способностей // Вестник МГОГИ. Серия педагогика и психология, №1, 2015
  61. Русский характер как предмет воспитания // Вестник МГУ.Серия 20.Педагогическое образование, 2015, №2, с.39-47.
  62. Исследование оснований типологии мнемических способностей / Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета, № 4, 2016 г.
  63. Закономерности воспроизведения учебного текста на материале лонгитюдного исследования // Психология обучения, №12, 2016 г.  
  64. Структура и феноменология типов мнемических способностей, Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета, №1, 2017, с. 45-53.
  65. Взгляды Б.М. Теплова в свете современных исследований по психологии способностей// Материалы международной конференции, посвященной 120 –летию со дня рождения Б.М. Теплова, М.; ПИРАО, 2017, с. 167-173
  66. ABILITIES AS TOOLS – BASED COGNITIVE MANIFESTATIONS // The scientific method, 2017.№6, с.86-91.
  67. Relationship between General and Special Abilities on the Example of Linguistic Abilities//Asian Journal of Humanities and Social Studies (issn:2321-2799), Vol.5, №5, 2017.
  68. Working Memory Span Research for Geometric Material Processing// Asian Journal of Humanities and Social Studies (issn:2321-2799), Vol.5, №6, 2017 ( в соавт). 2018
  69. Закономерности актуализации знаний по материалам лонгитюдного исследования // Известия Российской Академии образования. 2018. №2. С. 79-92. ВАК (в соавт).

б) монографии, учебные пособия и учебники: 

  1. Мнемические способности: диагностика и развитие. М.:Педагогика, 1990 ( в соавт.);
  2. Развитие памяти детей. Учебное пособие. Ярославль: Академия развития, 1995, 1996.
  3. Развитие внимания детей. Учебное пособие. Ярославль: Академия развития, 1996, 1997.
  4. Как лучше запомнить то, что узнал (глава) // Энциклопедия воспитания и развития дошкольника. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001. – С. 140 – 167.
  5. 100 игр для развития памяти. М.: Логос, 2001.
  6. Память. // Общая психология. Учебник. – М.: Гардарики, 2002, 2005 – С. 65 -77.
  7. Память. Дети 7-10 лет. Ярославль, Академия развития: Академия Холдинг, 2002, 2007
  8. Психология памяти. Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  9. Профессиональные способности. Память и представление // главы в учебнике «Психология труда». М.: 2002, 2003, 2014, 2016
  10. Развитие памяти у детей. Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  11. Психология памяти. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2009.
  12. Память: закономерности воспроизведения учебного материала. М.: Прометей , 2012, ( в соавт.)
  13. Влияние  Интернет – активности  на когнитивные способности школьника //  Современная русская педагогика.  Аграрное издательство Китая,  2015, с.105-115 ( монография  на китайском языке).

Повышение квалификации

1991 г. - курсы подготовки тренеров-консультантов, ЛГУ.
2002 г. - краткосрочное обучение в Государственном координационном центре информационных технологий Минобразования России по программе "Современные требования к организации учебного и воспитательного процесса в вузе", 72 ч.
2003 г. - "Управление и администрирование в системе образования", РГСУ, 72 ч.
2009 г. - "Усиление потенциала гуманитарных университетов ШОС: разработка и внедрение совместной инновационной ИКТ - инфраструктуры, используя преимущества стратегического международного сотрудничества", МГЛУ.

Государственные и ведомственные награды

Грамоты Правительства Ярославской области и Правительства Москвы за подготовку высококвалифицированных специалистов.

Достижения и поощрения

2011 г. - статья Cheremoshkina L. V. Influence of internet – activity for people’s cognitive abilities. (The 2nd International Conference on Education and Educational Psychology 2011 (ICEEPSY 2011). Elsevier Procedia - Social and Behavioral Sciences, Volume 29 (2011), p. 1625 – 1634) была отобрана в Библиотеку Конгресса США.
2014 г. - опубликована биография в энциклопедии Who's Who in the World (32 том).
2014 г. - приглашенный редактор серии статей Журнала The Open Social Science Journal.

Грамоты внутриуниверситетского уровня за победы в конкурсах научно-методических работ.

Архив учебных курсов

Психология
Методология психологии
Возрастная психология
Педагогическая психология
Развитие памяти
Активные методы воспитания
Психодиагностика
Психологическое тестирование
Психологические основы профессионального общения
Психологические основы профессионального становления личности
Развитие психолого-педагогической компетентности

Профессиональная деятельность

1998 – 1999 гг. – член экспертного совета  Министерства образования РФ по программе « Одаренные дети».
2001 – 2002 гг. – член научно-методического совета  МО РФ  по дифференциальной психологии.
2001 – 2005 гг. – основатель и заведующая кафедрой  психологии труда в РГСУ.
2002 – 2005 гг. – основатель и руководитель лаборатории  психологии профессиональной деятельности при кафедре психологии труда РГСУ
2002 – 2005 гг. –  участвовала  в подготовке и открытии магистратуры по психологии труда и организационной психологии в РГСУ.
2001 – 2006 гг. – член диссертационных советов при РГСУ и ЯрГУ.
2010 -2011 гг. – руководитель и психолог-консультант  психологической службы факультета ИТ МГППУ.

Исследовательские проекты и гранты

2005 г. - Гранты университетские: "Диагностика профессиональных способностей", "Структура профессионально-важных качеств и способностей социального работника", " Психологический анализ педагогической деятельности", "Компетентностный подход в современной подготовке психологов", " Трудовая занятость лиц с ОВЗ" ( руководитель проектов).
2004 - 2006 гг. - Грант РГНФ " Особенности картины мира и когнитивной сферы "жителя" интернета" (руководитель проекта).
2008 - 2010 гг. - Грант РГНФ " Влияние интернет-деятельности на когнитивные способности субъекта" (руководитель проекта).

Дополнительная информация

Руководитель научной школы «Психология памяти и мнемических способностей». В рамках данного направления под руководством Л.В. Черемошкиной выполнено 8 кандидатских диссертаций, около 160 дипломных работ, 5 магистерских диссертаций.

В настоящее время   проводятся исследования в следующих направлениях:

  1. Психология воспроизведения.
  2. Природа когнитивной активности в процессе запоминания и воспроизведения.
  3. Генезис мнемических способностей.
  4. Мнемические способности как подструктура интеллекта.
  5. Строение мнемических способностей.
  6. Мнемические способности детей с проблемами развития.
  7. Мнемические способности в структуре  музыкальных и психомоторных способностей.

Член диссертационных советов при МПГУ и НИИ ВШЭ.

Авто системы  игр, заданий и упражнений для развития памяти дошкольников, младших школьников и подростков.

В течение последних 25 лет консультирует психологов, педагогов, родителей по вопросам психологии когнитивной сферы личности (отставание в учебе, задержка психического развития, влияние соматических процессов на познавательные способности и др.)


Профессор

Профессор

Доктор психологических наук


Профессиональные интересы

Психология памяти и мнемических способностей, проблема закона и закономерности в психологии, влияние интернет- деятельности на когнитивные процессы субъекта, психология и педагогика развития когнитивных способностей личности, закономерности депрофессионализации и дизонтогенеза профессионального становления субъекта деятельности.


Контактная информация

Москва, М. Сухаревский пер., д. 6, каб. 46
+7 (495) 912-46-27
lv.cheremoshkina@mpgu.su