Навигация по сайту

Владимир Леонидович

Кляус

Образование

Аспирантура: Институт славяноведения и балканистики АН ССР, фольклористика, 1991.
Высшее: Дальневосточный государственный гуманитарный университет. Филологический факультет. Филолог, преподаватель русского языка и литературы, 1985.

Тема кандидатской диссертации

"Заговоры восточных и южных славян: Опыт систематизации повествовательных элементов" (1994)

Тема докторской диссертации

"Сюжетика заговорно-заклинательных текстов славян и коренных народов Сибири в сравнительном (межславянском и славяно-сибирском) освещении" (2001)

Курсы текущего учебного года

Визуальные методы исследования детства (магистратура)

Публикации

 

 

 

Указатель сюжетов и сюжетных ситуаций заговорных текстов восточных и южных славян. М., Наследие, 1997. 464 с (ссылка)

Сюжетика заговорно-заклинательных текстов славян и коренных народов Сибири (в сравнительном межславянском и славяно-сибирском освещении. К постановке проблемы. М., Наследие, 2000 191 с. (ссылка в ЭБ ИМЛИ)

Песенный фольклор русскоустьинцев Якутии и семейских Забайкалья: материалы к изучению бытования в иноэтническом окружении. Материалы к изучению бытования в иноэтническом окружении. Курск, РОСИ, 2006. 183 с. (в соавторстве с С.В. Супряга) (ссылка в ЭБ ИМЛИ)

“Русское Трёхречье” Маньчжурии. Очерки фольклора и традиционной культуры. М., ИМЛИ РАН, 2015. 384 с.

Статьи в журналах

Video-Recording of Ritual Incantations and Folk Cures // SEEFA Journal. 2001. Vol. VI. № 1. S. 28-34.

«Баяния» в записях М. Цепенкова на фоне южнославянских и восточнославянских заговорных традиций // Македонски фольклор. 2001. № 56-57. С. 395-400.

Поселения старообрядцев (семейских) на картах путешественников по Забайкалью // Russian Literature. LIII-II/III. 15 February – 1 April 2003. P. 203-216.

“Вы чё думаете, нарошно што ли икону ставила?…” // Живая старина. 2003 № 4. С. 28-29.

“Я не поэт хочу промолвить…” // Europa orientalis. XXII. 2003: 1. P. 43-57.Русский фольклор в Трехречье (КНР) // Сибирские чтения в РГГУ. Альманах. Вып. 3. М., 2008. С. 5-21 (ссылка)

Русская” деревня на карте этнотуристического маршрута в Маньчжурии (КНР) // Новый исторический вестник. № 26 (4). 2010. С. 60-72. (ссылка)

К вопросу о бытовании былины об Илье Муромце и Соловье Разбойнике и забайкальских казаков // Традиционная культура. 2011. № 1. С. 98-106 (ссылка)

Рождение и смерть русского дома в Приаргунском Трехречье (КНР) // Традиционная культура. 2011. № 2. С. 32-42. (ссылка)

Переживания Конца Света у старообрядцев российско-украинско-белорусского пограничья // Традиционная культура 2011 № 4, с. 126—132. (В соавторстве с А.С. Пригариным)

Крестовые горы в культурном пространстве Трехречья (КНР) // Традиционная культура. 2012. № 3. С. 102-107. (ссылка)

«Казаченьки мои…» // Народное творчество. 2013. № 2. С. 47.

Христианские сектанты в рассказах русско-китайских метисов Трехречья (КНР) // Традиционная культура. 2014. № 1. С. 88-96 (ссылка)

The Birth and Death of the Russian House in the Priargun’ie Three Rivers Area (PRC) // Folklrica. 2014, Vol. XVIII.

Церкви Трехречья // Традиционная культура. 2014. № 4. С. 25-34. (ссылка)

Русский фольклор на китайском языке: опыт полевого исследования в Трехречье // Традиционная культура. 2014. № 4.С. 41-50 (в соавторстве с А.А. Острогской) (ссылка)

Об одном обычае традиционной русской свадьбы “Большого Приаргунья // Традиционная культура. 2015. № 4. С.9-17.

Статьи в сборниках

Скоморохи в поминальном обряде (к проблеме происхождения скоморохов) // Проблемы жанра и стиля художественного произведения: Межвуз. сб. Владивосток, 1988.

Повторяемость мотивов в заговорах // Русский фольклор Сибири. Элементы архитектоники. Новосибирск, Наука, 1990, С.105-112.

Движение людей / движение предметов в забайкальском святочном обряде заваливания ворот // Концепт движения в языке и культуре. М., Индрик, 1996. С.271-283.

 

Образ заговаривающего в русских заговорах Восточной Сибири и Забайкалья // Художественный образ в фольклоре. Улан-Удэ, БИОН, 1997. С. 53-57.

К изучению локальной заговорной традиции семейских Забайкалья (на материале записей в д. Укыр Красночикойского р-на Читинской обл.) // Старообрядчество: История и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи. Мат-лы III Международ. научно-практ. конференции. 2001, Улан-Удэ.  Улан-Удэ, ИМБИТ, 2001. С. 256-259.

Что говорил Черный Лось? (Характеристика заговорно-заклинательного репертуара по материалам книг Д.Нейхардта и Д.Брауна) // История и семиотика индейских культур Америки. М., Наука, 2002. 436-443.

Заговоры в видеофиксации. К проблеме вариатизации текста // Заговорный текст: генезис и структура. Материалы круглого стола. М., ИС РАН, 2002. С. 24-32.

Русские заговоры на «хорошую дорогу» // Этнопоэтика и традиция. М., Наследие, 2004. С. 189-197.

Видение св. Николы у старообрядцев Свенчениса (Литва) в этнокультурном и психологическом аспектах // На перекрестке культур: русские в Балтийском регионе. Часть1. Калининград, МИОН, 2004. С.154-166 (в соавторстве с М.Ю. Щаповой).

Образ старообрядцев (семейских) Забайкалья в записках путешественников и исследователей // Геопанорама русской культуры. Провинция и ее локальные тексты. М., Языки славянских культур, 2004. С.23-42.

Заговоры и рушники Ветковского региона: опыт сопоставления и выявления фольклорно «модели мира» // Заговорный текст. Генезис и структура. М., Индрик, 2005. С. 452-465. (в соавторстве с Г.И. Лопатиным, Г.Р. Нечаевой

Праздники и обряды годового круга. Раздел 2.7. Забайкальское казачество // Очерки традиционной культуры казачеств России. Краснодар, 2005. С. 180-192.

Обряды жизненного круга. Раздел 3.6. Забайкальское казачество // Очерки традиционной культуры казачеств России. Краснодар, 2005. С. 355-359.

Притчи старообрядцев Литвы: функциональные аспекты бытования (из опыта полевых фиксаций) // Балтийские перекрестки: этнос, конфессия, миф, текст. Спб., Наука, 2005. С. 338-343. (ссылка)

К проблеме видеофиксации фольклора // Первый Всероссийский конгресс фольклористов. Сборник докладов. Том. 2. М., ГЦРФ, 2006. С. 83-97.

Заговорно-заклинательные обряды удмуртской знахарки с. Багыр в видеофиксации // Русский Север и восточные финно-угры: проблемы пространственно-временного фольклорного диалога / Отв. ред. В.М. Гацак, Т.Г. Владыкина Ижевск, 2006. С.246–275. (в соавторстве с Н.А. Антроповой).

Троица в деревнях Волконского сельсовета Козельского района: опыт наблюдения современного состояния народной обрядности // Морфология праздника. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. С. 277-287 (в соавторстве с С.В. Бутузовой).

Образы иноэтнических соседей в фольклоре русскоустьинцев Якутии и семейских Забайкалья // «На меже меж Голосом и Эхом». Сборник статей в честь Татьяны Владимировны Цивьян. М.: Новое издательство, 2007. С. 289-307.

Сюжетика текста и акциональная сюжетика русских заговоров “от порчи” // Труды отделения историко-филологических наук. 2006. М., 2007. С. 328-348.

К вопросу об авангардизме традиционной культуры (алтайское женское горловое пение – кай) // Дело авангарда. The Deal the Avant-garde / W. Weststejn ed. Amsterdam, 2008. P. 475-487 (в соавторстве с М.Ю. Щаповой)

Теоретические проблемы систематизации заговорно-заклинательного фольклора // Фольклористика в контексте наук о традиционной духовной культуре. Вопросы теории и методологии М., ГРЦРФ, 2008. С. 76-86.

Spell and Charm Traditions of the Argun River Region: Transformation and Evolution aver Time // Заговорные тексты в структурном и сравнительном освещении. М., 2011. С. 91-99.

К истории собирания и публикаций болгарских заговорных текстов (XIX-XX вв.) // Человек в истории и культуре. Одесса, 2012. С. 360-365.

Видеосъемки обрядовых традиций метисов Трехречья // Визуальная антропология: российское поле. М., 2012. С. 84-98.

Абхазский заговор от ранения в свете сюжетики славянских заговорных традиций // Национальные культуры в современном мире. Литература. Фольклор. Москва–Сухум, 2012. С. 295-304.

В поисках эпической основы «Слова о полку Игореве». Сюжет о соревновании Молодца с Солнцем // Историк в России: между прошлым и будущем // М., 2012. С. 254-276.

Светлогорск (Калининградская обл.) // Мы здесь живем. Социальная антропология малого российского города // М., 2013. С. 77-120 (в соавторстве с П. Рахмановым)

Балтийск (Калининградская обл.) // Мы здесь живем. Социальная антропология малого российского города) // Мы здесь живем. Социальная антропология малого российского города // М., 2013. С. 121-144 (в соавторстве с П. Рахмановым)

Камень на могиле: обычай, его истоки и современное бытование в Восточном Забайкалье // Народная культура Сибири. Материалы XIII научно-практического семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору. Омск, 2015. С. 47-60.

«Живой» камень в заговорно-заклинательных текстах славян и коренных народов Сибири // Живой камень: от природы к культуре /Отв. ред и сост. Л.О. Зайонц. Москва, 2015. С. 146-153

Микролокальные особенности обрядовой жизни русских Трехречья // Традиции и инновации в истории и культуре: программа фундаментальных исследований Президиума РАН ” Традиции и инновации в истории и культуре” / отв. ред. А. П. Деревянко, В. А. Тишков. М., 2015.  330-340, илл. 599-600.

 

Дополнительная информация

Руководитель магистерской программы “Визуальная антропология детства”. Заведующий отделом фольклора ИМЛИ РАН (с 2012 г.). Главный редактор научного альманаха “Традиционная культура” (Государственный республиканский центр русского фольклора). Профессор Учебно-научного центра социальной антропологи Российского государственного гуманитарного университета.

Член диссертационного совета Д 501.001.26. в МГУ им. М.В. Ломоносова.


Ведущий научный сотрудник

Доктор филологических наук


Профессиональные интересы

Устное народное творчество, визуальная антропология, ИКТ в фольклористике.


Контактная информация

119571, город Москва, проспект Вернадского, дом 88
+7 (495) 438-18-15
vl.klyaus@mpgu.su; v.klyaus@mail.ru

Портал ИСТИНА МГУ

РИНЦ (Научная электронная библиотека Elibrary.ru)