Навигация по сайту

Михаил Львович

Лазарев

Образование

Высшее медицинское (педиатрия, детская хирургия). 2-й МОЛГМИ им Н.И.Пирогова (1976-1982).
Среднее музыкальное (дирижер-хоровик). Магнитогорское музыкальное училище им.М.И.Глинки (1970-1972).

Тема кандидатской диссертации

«Воздействие психологических факторов на физическое здоровья детей» (1997)

Курсы текущего учебного года

Наименование: Патология и тератология
Уровень: бакалавриат

Институт: Институт физической культуры, спорта и здоровья

Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: Физическая культура

Курс: 2-й

Форма обучения: очная.

Наименование: Физическая реабилитация при заболеваниях и травмах у спортсменов
Уровень: бакалавриат

Институт: Институт физической культуры, спорта и здоровья

Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: Физическая культура

Курс: 2-й

Форма обучения: очная.

Наименование: Коррекция нарушения опорно-двигательного аппарата
Уровень: бакалавриат

Институт: Институт физической культуры, спорта и здоровья

Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: Физическая культура

Курс: 4-й

Форма обучения: очная.

Наименование: Современные методы мониторинга состояния здоровья субъектов образовательного процесса
Уровень: бакалавриат

Институт: Институт физической культуры, спорта и здоровья

Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: Физическая культура

Курс: 4-й

Форма обучения: очная.


Наименование: Деятельность семейного тренера(ЛК)
Уровень: бакалавриат
Институт: Институт физической культуры, спорта и здоровья

Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: Физическая культура

Курс: 5-й

Форма обучения: заочная.

Наименование: Современные методы мониторинга состояния здоровья
Уровень: бакалавриат

Институт: Институт физической культуры, спорта и здоровья

Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: Физическая культура

Курс: 5-й

Форма обучения: заочная.

Публикации

  1. Лазарев М.Л. Комплексное морфофункциональное исследование детей с бронхиальной астмой. II-й Всероссийский симпозиум «Морфологические и экологические проблемы пульмонологии» // Журнал «Морфология», 2001, Т.120, № 4, С.-69 (Соавторы: Гурова О.А., Алексеева О.В.).
  2. Лазарев М.Л. «СОНАТАЛ»- метод восстановительной медицины в перинатологии. Журнал «ЛФК и массаж», 2002, № 3(3), С.- 13-17.
  3. Лазарев М.Л. Исследования микроциркуляции у детей дошкольного возраста. II Всероссийская научная конференция //Журнал «Ангиология и сосудистая хирургия», 2006, С. -39-40. (Соавтор – Гурова О.А.).
  4. Лазарев М.Л. Мамалыш или рождение до рождения. М.: Олма Медиа групп. – 2007. 842с.
  5. Лазарев М.Л. Нейрофизический статус детей первого года жизни, прошедших курс пренатальных занятий по методу «СОНАТАЛ». Международная научно-практическая конференция «Достижения фундаментальных наук в решении актуальных проблем медицины». Астраханский медицинский журнал (приложение), №1, 2010, С. 306-309.
  6. Лазарев М.Л. Влияние занятий по методу «СОНАТАЛ» на показатели сердечно-сосудистой системы беременных женщин»//Журнал «Новые исследования»/Институт возрастной физиологии, № 2, 2011, С. 84-89  (соавтор – Гурова О.А.).
  7. Лазарев М.Л. Система медицинского, психологического и педагогического сопровождения развития ребенка до и после рождения//Журнал «Вопросы современной педиатрии»/ Том 10/№2, 2011, С. 120-124.
  8. Лазарев М.Л. Влияние занятий с  беременными женщинами по методу «СОНАТАЛ» на развитие детей первого года жизни»//Журнал «Новые исследования»/Институт возрастной физиологии, 2011. – С. 84-89 (соавтор – Гурова О.А.).
  9. Лазарев М.Л. Организационно-методологическая модель службы медико-психолого-педагогического сопровождения развития ребенка от зачатия до 10 лет. // Журнал «Проблемы управления здравоохранением. №1. – 2012,  – С.40-45.
  10. Лазарев М.Л. Музыкальный интеллект как основа модели гармонизации развития ребенка на разных стадиях онтогенеза, включая  пренатальный возраст. Вестник МГУКИ. – 2012, №4.  – С. 158-164.
  11. Лазарев М.Л. Современные аспекты изучения когнитивной сферы в развитии ребенка. Педиатрическая фармакология. 2012. 9 (6): 72-78 (Маслова О.И., А.А.Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Каркашадзе Г.А., Мамадьяров А.М., …..Лазарев М.Л.)
  12. Лазарев М.Л. Когносомное развитие ребенка. Вестник РГГУ. – №18 (119). – 2013. – С.118-142.
  13. Лазарев М.Л. Роль медицинской сестры в реализации системы медико-психолого-педагогического сопровождения развития ребенка по методу «СОНАТАЛ». Педиатрическая фармакология. – 2012.- Т.9, №6,- С.122-126.
  14. Лазарев М.Л. Немедикаментозные методы пренатальной профилактики (медико-психолого-педагогическое сопровождение  развития ребёнка в пренатальном онтогенезе). Глава в учебно-методическом пособии для студентов медицинских вузов «Профилактическая педиатрия». – М. – 2012. – С. 219-229.
  15. Лазарев М.Л. Поверить алгеброй гармонию. Проблемы музыкальной науки. 2013, № 1 (12), – С. 27-30.
  16. Лазарев М.Л. Регулируемая сенсорная IT-среда как психолого-педагогическая реальность. Вестник МГУКИ. – 2013, №1.  – С. 215-222. (соавтор – И.М.Лазарев).
  17. Лазарев М.Л. СОНАТАЛ-педагогика как одно из направлений социальной и профилактической педиатрии в России. Здравоохранение Российской Федерации. – 2013, №4. – С. 10-14.
  18. Лазарев М.Л. Пренатальный ребенок и общество (социальная парадигма пренатального детства) // Ученые записки РГСУ. Т. 14. 2015. № 6 (133). С. 42–49 (соавтор – И.М.Лазарев.
  19. Лазарев М.Л. Метод когносомного моделирования и его применение в дошкольном детстве (на примере реабилитации детей с РАС)//Вестник РГГУ. 2016, № 1/ 3  , С.76-93.
  20. Лазарев М.Л. Концепция музыкальной гармонизации развития ребенка до и после рождения (психолого-медико-педагогические аспекты)// Ученые записки РГСУ. Т.  15. 2016, №  2   (135). С. 56-72.
  21. Лазарев М.Л. Образование личности до и после рождения (теория и практика СОНАТАЛ-педагогики)//Наука и школа. 2016, №    . – С.
  22. Lazarev M. Controlled Assessment of Fetal Sonic Stimulation Comparing Music and Cardiac Progressions, 1992–2001, Int. J. Prenatal and Perinatal Psychology and Medicine Vol. 14 (2002) No. 1/2, p. 69–75.
  23. Lazarev M. A theory of prenatal personality.1-st International Congress of Child and Adolescent Psychology (ICCAP), 27-30 Sep. 2011, -P. 463.
  24. Lazarev M. SONATAL&Inonics. Camdiabooks. Greece. – 2011. – 52 p.

ПРОДУКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА

  1. Лазарев М.Л. Детская (музыкальная) соска. Патент № 4075494/28-14, 11.06.86.
  2. Лазарев М.Л. Способ снижения стрессового воздействия окружающей среды на новорожденного. Патент № 2118180, 27.08.1998.
  3. Лазарев М.Л. Акустический стимулятор развития ребенка в пренатальном периоде. Патент № 2232607, 20.06.2004.
  4. Лазарев М.Л. Способ сенсорно-моторной стимуляции развития ребенка в пренатальном периоде. Патент № 2234949, 27.08.2004.
  5. Лазарев М.Л. Интерактивный музыкальный конструктор. Патент на полезную модель № 52507 от 27.03.06.
  6. Лазарев М.Л. Способ стимулирования развития голосовой активности ребенка. Патент № 2481644 от 10.05.2013.
  7. Лазарев М.Л. Информационная карта для занятий по стимулированию развития голосовой активности ребенка. Патент  на полезную модель №119920 от 27.08.2012.

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

  1. Лазарев М.Л. Метод пренатальной профилактики и оздоровления беременной жензины и плода «СОНАТАЛ». Методические рекомендации для врачей. Приняты на заседании Ученого совета НЦЗД РАМН. Протокол №4 от 25.04.2012.
  2. Лазарев М.Л. Когнитивно-соматическая гимнастика для детей грудного и раннего возраста (метод «Интонинг»). Методические рекомендации для врачей. Приняты на заседании Ученого совета НЦЗД РАМН. Протокол №4 от 25.04.2012.
  3. Лазарев М.Л. Оптимизация грудного вскармливания детей, родившихся недоношенными с очень низкой и экстремально низкой массой тела, с использованием материнского молока и донорского молока, и управляемой сенсорно-музыкальной среды (соавторы: Бомбардирова Е.П., Митиш М.Д., Зайниддинова Р.С., Харитонова Н.А., Потехина Т.В., Евдокимова А.Н.) – ФГБУ «НЦЗД» МЗ РФ, 2015.

Повышение квалификации

2006 - аттестован Московским департаментом образования по должности – «методист», в соответствии с требованиями, предъявляемыми к высшей квалификационной категории
2008 - курсы повышения квалификации при ФГУ «Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии» по программе «Восстановительная медицина»
2009 – курсы повышения квалификации при Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова по программе «Восстановительная медицина»
2010 – курсы повышения квалификации в Научном центре здоровья детей РАМН по программе «Педиатрия»
2010 – курсы повышения квалификации в ГОУВПО «Российский государственный медицинский университет Росздрава» - «Методика организации и проведения клинических исследований лекарственных средств»
2011 – аттестован Московским департаментом образования по должности – «методист», в соответствии с требованиями, предъявляемыми к высшей квалификационной категории
2014 – курсы повышения квалификации в ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И.Пирогова» - «Методика организации и проведения клинических исследований лекарственных средств»

Достижения и поощрения

По результатам 20-летней научно-практической работы в области программ по оздоровлению детей в 2004 году получил Почетный диплом Национального Фонда «Общественное признание», Национального гражданского комитета по взаимодействию с правоохранительными, законодательными и судебными органами, Гражданского общества независимых организаций.
Эксперт Общественной палаты РФ по детству (с 2010года)
Эксперт Рабочей группы Министерства культуры и Министерства образования РФ по разработке программы «Музыка в школе» (2013)

Исследовательские проекты и гранты

«Педагогика пренатального и раннего развития»
«Предшкольный стандарт норм ГТО на основе теста «Здравик»
Программа «Юные учителя здоровья» как ранняя профориентации детей в рамках Российского движения школьников.

Участие в конференциях

II-й Всероссийский симпозиум «Морфологические и экологические проблемы пульмонологии», 2001 г.

II Всероссийская научная конференция, 2006 г.

Международная научно-практическая конференция «Достижения фундаментальных наук в решении актуальных проблем медицины», 2010 г.

1-st International Congress of Child and Adolescent Psychology (ICCAP), 2011.

 

Дополнительная информация

  • В 1984 году создал первую в России Школу здоровья для детей, страдающих бронхиальной астмой при Врачебно-физкультурном диспансере № 4 г. Москва и руководил ею до 1990г (метод музыкальной психорегуляции дыхания).
  • В том же (1984) году основал первые в России: дородовую Школу здоровья (музыкальный метод «Сонатал») и Школу здоровья для детей раннего возраста (музыкальная программа «Интоника»). В период до настоящего времени по этим программам прошло подготовку более 50 тысяч детей в городах: Набережные Челны, Сыктывкар, Москва, Соликамск, Магнитогорск, Самара и др. (более 150 городов).
  1. В январе 1989 года основал ассоциацию «Учителя здоровья» при международном движении «Педагоги за мир и взаимопонимание».
  2. В1990 году – создал первый в России Центр восстановительного лечения для детей с бронхиальной астмой (с применением метода дыхательной музыкотерапии), которым руководил по 1995 год.
  3. В рамках работы Школы здоровья и Центра восстановительного лечения для детей были проведены российско-американские астма – лагеря в США (1990, 1996, 2004 г.г.) и лагеря здоровья в Артеке (1989-1992 г.г.), Болгарии (1998-2002 г.г.). и др.городах.
  4. Один из инициаторов создания Российского отделения Европейской сети школ формирования здоровья ВОЗ/ЕС/КЕС. В январе 1994 года решением МЗ и МО РФ был назначен национальным координатором этой организации.
  5. В 1996 году разработал музыкальную программу формирования здоровья детей «Здравствуй!», которая в 2003 году разрешена Министерством образования России к использованию в дошкольных образовательных учреждениях РФ. В настоящее время по данной программе работают более 2 тысяч детских садов в более чем 60 городах России.
  6. С 1998 года по 2007 г.г. руководил лабораторией формирования здоровья детей Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии Министерства Здравоохранения Российской Федерации (музыкальные программы СОНАТАЛ-педагогики).
  7. С 2009 года – заведующий отделением пре- и перинатального здоровья детей НЦЗД РАМН (музыкальные программы СОНАТАЛ-педагогики).
  8. Автор теории здоровьеразвивающей деятельности и нового метода формирования здоровья на всех этапах онтогенеза – метода музыкальной психорегуляции дыхания.
  9. Автор Сонатал-педагогики – педагогики здорового поведения, формируемого с пренатального возраста. Центры Сонатал-педагогики с различными аспектами оздоровительной деятельности (музыкальные программы для детей пренатального, раннего, дошкольного и школьного возрастов, школа здоровья для детей с бронхолегочной патологией, летние лагеря здоровья) работают сегодня в различных территориях Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Поволжье, Дальний Восток, Север, Сибирь, Урал, Краснодарский край, Удмуртия и др.) и за рубежом (Литва, Эстония, Латвия, Англия, США, Греция и др.).
  10. Организовал Федерацию детских игр здоровья – Здравиаду. Под патронажем Комитета национальных и неолимпийских видов спорта России в рамках спортивных фестивалей молодежи с 1999 по 2004 годы проводил Московские, Всероссийские и Международные детские игры здоровья – Здравиаду в городах Москва, Сызрань, курортный комплекс Албена (Болгария), детский лагерь Киллоква (США).
  • Автор проекта «Дети-звезды». Проект предполагает создание культурных эталонов в области детского здоровья, в том числе образы положительных героев сказок о здоровье. Написаны серии сказок «Дети – звезды, или Фырка на Планете здоровячков».
  • Автор нового жанра в музыкальном искусстве – развивающей музыки «Музыка детства и материнства». Написал более 1000 песен для беременных женщин и детей раннего возраста.
  • В 1996 году метод «Сонатал» (метод оптимизации психофизиологического развития плода с помощью музыки) был рекомендован Минздравом РФ (№ 13-03/10-279 от 30.09.96 года). В 2001 году по заказу Минздрава РФ в рамках Федеральной программы «Безопасное материнство» по методу «Сонатал» был снят методический видеофильм «Сонатал. Музыка рождения».
  • В 2004 году выиграл тендер Министерства образования Республики Татарстан по программе «Образование и здоровье детей в дошкольных учреждениях РТ», на основании которого был заключен Государственный контракт между Министерством образования Республики Татарстан и Российским научным центром восстановительной медицины и курортологии МЗ РФ. В рамках данного контракта обучил более 1000 педагогов и медиков дошкольных образовательных учреждений РТ по программе формирования здоровья дошкольников «Здравствуй!». Использование оздоровительных программ М.Л. Лазарева в городе Набережные Челны на уровне большой популяции детей, начиная с пренатального возраста (более 5 тысяч человек) позволило на 8 промилей снизить младенческую смертность в городе.
  • В 2004 году разработал музыкальную программу формирования здоровья младших школьников «Цветок здоровья», получившую гриф Министерства образования и науки Российской федерации «Допущено к использованию в начальных классах образовательных школ РФ».
  • Автор десяти патентов, изобретений, продуктов авторского права в области развития и оздоровления детей с пренатального возраста (серия музыкальных и сенсорных тренажеров «СОНЕЙРОН»).

www.sonatal.ru


Профессор

Кандидат психологических наук


Профессиональные интересы

Педагогика пренатального и раннего развития; современные методы гармонизации развития детей до и после рождения; музыка как фактор гармонизации развития ребенка в ходе онтогенеза; теория и методика физической культуры и спорта;
физическое воспитание детей раннего, дошкольного, школьного возраста.


Контактная информация

119571, город Москва, проспект Вернадского, дом 88, кабинет 101
8-903-296-7771
ml.lazarev@mpgu.su