Навигация по сайту

ОСТАЁМСЯ ДОМА

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ОНЛАЙН

Тамара Михайловна

Лифанова

Образование

Аспирантура: МГПУ, олигофренопедагогика и логопедия, 1973 г.
Высшее: Минский государственный педагогический институт им.А. М.Горького, дефектологический факультет, по специальности «дефектология», квалификация «учитель и логопед вспомогательной школы», 1969 г.

Тема кандидатской диссертации

«Проблемы дефектологии в научном творчестве Л.С. Выготского» (1986)

Курсы текущего учебного года

Методика обучения природоведению в специальных (коррекционных) школах,
Методика обучения географии в специальных (коррекционных) школах,
Методика обучения естествознания в специальных (коррекционных) школах,
Методика обучения истории в специальных (коррекционных) школах,
Технология обучения и воспитания детей с недостатками умственного и физического развития,
Методика обучения естественнонаучным дисциплинам детей с интеллектуальными нарушениями,
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях.

Публикации

Всего 148 работ.

Природоведение.5класс.Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. М.:Просвещение, 2012.

География.6 класс.Учебник для специальных (коррекционных) образовательных     учреждений VIII вида : с приложением / Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. М.: Просвещение,   2012

География.7класс.Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида : с приложением / Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. М.: Просвещение, 2012.

География .8 класс.Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида : с приложением / Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. М.: Просвещение, 2011.

Гография.9 класс.Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида : с приложением / Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. М.: Просвещение, 2011.

География. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2011.

География. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2013.

География. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2014.

География. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2009.

Природоведение.Рабочая тетрадь. Учебное пособие для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Т.М.Лифанова,О.А.Дубровина. М.: Просвещение, 20012.

Программы по курсу «Естествознание».// Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. /под ред.И.М.Бгажноковой.- М.:Просвещение,2013.Совместно с С.А. Кустовой.

Программы по курсу «Природоведение».// Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. /под ред.И.М.Бгажноковой М.:Просвещение,2013.Совместно с Е.Н.Соломиной.

Программы по курсу «География».// Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. / под ред. И. М. Бгажноковой.- М.:Просвещение,2013.

Программы по курсу «География».// Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. / под ред.В. В.Воронковой – М.:Владос,2012.

Дидактические игры на уроках естествознания. (Методические рекомендации .Неживая природа. Растения. Животные. Человек. В 5 книгах.). М., Гном и Д., 2001

Дифференцированный подход к учащимся с нарушением интеллектуального развития на уроках географии Научно-методический журнал ВАК “Специальное образование” № 2,2015 Совместно с Е.Н.Соломиной

Знаешь ли ты географию? Учебное пособие. М.: Просвещение, 2002 Совместно с Пшеничной Н.Б.

Лифанова Т.М.,Соломина Е.Н.Природоведение. 5 класс.  ФГОС. ОВЗ. Учебник для общеобразовательных  организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Рекомендован Министерством образования и науки.-М.: Просвещение.-2018.-157 с.   РИНЦ.

Лифанова Т.М.,Соломина Е.Н.Природоведение.6 класс.  ФГОС. ОВЗ.  Учебник для общеобразовательных  организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Рекомендован Министерством образования и науки.-М.:Просвещение.-2018.- 191 с.  РИНЦ

Лифанова Т.М.,Соломина Е.Н.География. 6 класс.  Учебник для общеобразовательных  организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Рекомендован Министерством образования и науки.-М.:Просвещение.-2018.- 184 с.  РИНЦ

Лифанова Т.М.,Соломина Е.Н.География. 7 класс.  Учебник для общеобразовательных  организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Рекомендован Министерством образовагия и науки. РФ.-М.:Просвещение.-2018.- 176 с.  РИНЦ

Лифанова Т.М.,Соломина Е.Н.География.  8 класс.  Учебник для общеобразовательных  организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Рекомендован Министерством просвещения РФ.-М.:Просвещение.-2019.- 208 с.  РИНЦ

Лифанова Т.М.,Соломина Е.Н.География.  9 класс.  Учебник для общеобразовательных  организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Рекомендован Министерством просвещения РФ.-М.:Просвещение.-2019.- 207 с.  РИНЦ

Лифанова Т.М.,Соломина Е.Н.Природоведение.5 класс.  ФГОС.

ОВЗ.Учебник для общеобразовательных  организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Рекомендован Министерством просвещения РФ.-М.: Просвещение.- 2019-157 с.   РИНЦ.

Лифанова Т.М.Соломина Е.Н.Природоведение.6 класс. Учебник с приложением для общеобразовательных  организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Рекомендован Министерством просвещения РФ.- М.,Просвещение.-2019 – 184 с.  РИНЦ

Лифанова Т.М.Соломина Е.Н.География.7 класс.   Учебник с приложением  для общеобразовательных  организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Рекомендован Министерством просвещения РФ.-М.:Просвещение.-2019.- 176 с.  РИНЦ

Лифанова Т.М.Соломина Е.Н.География. 8 класс.   Учебник с приложением  для общеобразовательных  организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Рекомендован Министерством просвещения РФ.-М.:Просвещение.-2019.- 208 с.  РИНЦ

Лифанова Т.М.Соломина Е.Н.География. 9 класс.  Учебник  с приложением для общеобразовательных  организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Рекомендован Министерством просвещения РФ.-М.:Просвещение.-2019.- 207 с.  РИНЦ

Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по географии.  6 класс.Учебное пособие для учащихся (специальных) коррекционных образовательных  учреждений.-М.: Просвещение .-2018.-160 с.

Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по географии.  7 класс.Учебное пособие для учащихся (специальных) коррекционных образовательных  учреждений.-М.: Просвещение .-2018.-128 с.

Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по географии.  8 класс.Учебное пособие для учащихся (специальных) коррекционных образовательных  учреждений.-М.: Просвещение .-2018.-176 с.

Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по географии.  9 класс.Учебное пособие для учащихся (специальных) коррекционных образовательных  учреждений.-М.: Просвещение .-2018.-  167с.

Лифанова Т.М., Дубровина О.А. Рабочая тетрадь по природоведению.  5 класс.Учебное пособие для учащихся (специальных) коррекционных образовательных  учреждений.-М.: Просвещение .-2019.-  144 с.

 

Статьи:

Лифанова Т.М., Дроздова А.Ю. Изучение особенностей природоведческой лексики у учащихся младших классов с интеллектуальными нарушениями развития // Просвещение. Всероссийский сборник педагогических публикаций. – 2018.- №12. – С.312-317.

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Изучение природоведческой лексики учащимися с интеллектуальными нарушениями.// «Обеспечение качества образования и успешной социализации обучающихся с ОВЗ» . Материалы Межрегиональной научно-практической конференции , 30 мая 2018г. Липецк, с.133-137.

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Особенности природоведческой лексики  учащихся с  интеллектуальными    нарушениями // Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия: Методический сборник по материалам Международного симпозиума, 23-26 августа 2018 г. / Под общ. ред. А.А. Алмазовой, А.В. Лагутиной, Л.А Набоковой, Е.Л. Черкасовой — М., 2018.- С. 207-209.

Лифанова Т.М. Разработка критериальной оценки усвоения     умственно отсталыми учащимися АООП по географии в соответствие с требованиями ФГОС //Коррекционная     педагогика. -2018.- №2.- С.24-32. РИНЦ.

Программы:

Лифанова Т.М. Раздел География» // Программы специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII  вида.  5-9  классы. Сборник 1./ Под ред.В.В.Воронковой. Допущено Министерством образования и науки РФ.Владос.-2018.-с.66-92.       

Лифанова Т.М., Подвальная Е.В. Рабочая программа по  учебному предмету «География» для 6-9 классов // Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. Просвещение -2018.-с.166-310.    

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Рабочая программа по  учебному предмету «Природоведение»для 5-6 классов  // Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. Просвещение -2018.-с. 4- 82.    

 

Педагогические технологии коррекции недостатков природоведческой лексики учащихся с нарушениями интеллектуального развития// Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: Монография – М.: “Спутник+”, 2014. .: ф (+эл). Совместно с Е.Н.Соломиной.

Биография и библиография трудов Л.С.Выготского/ / Л.С.Выготский. Проблемы дефектологии. М., Просвещение, 1995

Лев Семёнович Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету.

Монография М., Смысл, 1996 .Совместно с Выгодской Г.Л.

Повышение квалификации

Российский конгресс с международным участием «Физическая и реабилитационная медицина» 18-19 декабря 2019 г. Москва .12 часов. Удостоверение № Х654-ЕG3EDJRS.

ИКП РАО. Серия научно-методических семинаров для специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. М., 9-20 декабря 2019 г. 44 часа.

МГГУ. Диплом ПП№08819 . Декабрь 2014 - июнь 2015тг. МГГУ. .Преподаватель высшей школы 506 часов.

Издательство «Просвещение» .Курсы повышения квалификации «Обеспечение реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ через вариативность АОО программ в условиях общего образования и развития инклюзивного образования. Сертификат ПК № 789653. 12 часов,16-17 апреля 2016 г.

МПГУ. Научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».19-21 апреля 2018 г.Сертификат на 24 часа.

МПГУ. Оказание первой помощи в условиях учебно-воспитательного процесса» 5 марта-6 апреля 2020 г. Удостоверение №772411319159

«Инновации в организации и содержании специального образования на современном этапе»(144 часа) и «Методология отклоняющегося развития и вопросы подготовки современных психологов» (72 часа)в Академии повышения квалификации и проф.подготовки работников образования»,
«Новые информационные технологии в работе учителя/преподавателя (24 часа),
«Повышение квалификации педагогов, работающих с глухими детьми после кохлеарной имплантации в условиях инклюзивного образования» (72 часа) в МГГУ им. М.А.Шолохова,
курсы по программе «Преподаватель высшей школы» (500 часов),
курсы повышения квалификации по программе «Проектирование и реализация основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель-дефектолог)» (72 часа).

Государственные и ведомственные награды

Медаль К.Д. Ушинского.
Медаль «В память 850-летия Москвы».
Знак «Почетный работник высшего профессионального образования РФ».
Памятная медаль « К 100-летию М.А. Шолохова».
Знак «За вклад в дефектологию».
2015 г. Знак «Почетный профессор МГГУ им.М.А.Шолохова»
2016 г. Медаль Л.С.Выготского. К 120-летию со дня рождения.1896-1934.
2017 г. Медаль Министерства образования и науки РФ. «За личный вклад в развитие дефектологии».


Исследовательские проекты и гранты

Разработка и научно-методическое обоснование системы профориентационной
работы и моделей социализации (сопровождаемого проживания) для обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом.
Профессиональный стандарт педагога-дефектолога.

Участие в конференциях

VII Международная научно-практическая конференция «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса : проблемы, перспективы, технологии. г.Орёл. Февраль 2020 Сертификат участника.

МПГУ. Научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».19-21 апреля 2018 г.

III Всероссийский научно-практический проблемный семинар «Теоретические и практические основы образования лиц с выраженными интеллектуальными нарушениями» Сопровождаемое взросление. –МПГУ – март 2018 г.

Международный  симпозиум  «Специфические языковые   расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно- развивающего воздействия».- 23-26 августа 2018 г.Москва.МПГУ

Международная научно-практическая  конференция «Дети в душевной беде.Травмапедагогика». 15-17 ноября 2018 г. Сертификат участника.

МПГУ.Научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы образования лиц с ОВЗ.19-21 апреля 2018 г. сертификат участника.

МПГУ. Всероссийская научно-практическая конференция «Образование лиц с нарушением слуха: достижения и актуальные проблемы».23 ноября 2018.Сертификат участника.

Всероссийская конференция «Внедрение компетентностного              подхода  при разработке и апробации основных профессиональных             образовательных программ по направлению «Специальное            (дефектологическое) образование. Октябрь.2017 г.Сертификат участника

XVIII Международные чтения памяти Л.С.Выготского.«Теория и практика культурно-исторической психологии». Доклад  «Между прошлым и будущим»   17 ноября 2017 г.

Всероссийская научно-практическая конференция «Инновации и педагогическое творчество в образовании детей с различными возможностями».г.Саратов.29-30 марта,2016.Сертификат участника.

Международная научно-практическая конференция «Теория и практика воспитания: педагогика и психология», посвященная 120-летию со дня рождения Л.С.Выготского. Круглый стол «Идеи Л.С. Выготского и современная дефектология». – М.: ИКП РАО. Июнь 2016. Доклад «Л.С.Выготский глазами его коллег и учеников. Штрихи к портрету».

Всероссийская  научно-практическая конференция «Инновации и педагогическое творчество в образовании детей с различными возможностями». Саратов. Доклад «Разработка критериальной оценки усвоения умственно отсталыми учащимися ООП по географии в соответствии с   требованиями нового ФГОС». Доклад «Организация речемыслительной деятельности школьников  с нарушениями интеллектуальной сферы на уроках природоведения»

Практико-ориентированная конференция «Обеспечение реализации Федеральных государственных образовательных стандартов для   обучающихся с ОВЗ через вариативность адаптированных основных общеобразовательных программ в условиях общего образования и   развития       инклюзивного образования». Москва. Апрель. Доклад «Методика преподавания предметов области «Естествознание» (география,      природоведение) для учащихся с нарушением интеллекта по учебникам нового поколения».

Международная научно-практическая конференция “Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья”, г. Москва, МГГУ им. им. М.А. Шолохова, 26-27 июня 2014 г. Доклад: «Внеучебная деятельность краеведческого характера  в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида»

Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы специального образования: тенденции, противоречия, приоритеты». Москва. Доклад «Развитие диалогической формы речи у учащихся с нарушениями интеллекта на уроках природоведения»


Профессор

Профессор

Кандидат педагогических наук


Профессиональные интересы

Технологии обучения детей с интеллектуальными нарушениями природоведению, окружающему миру, географии. Творческая деятельность Л.С. Выготского


Контактная информация

119571, город Москва, проспект Вернадского, дом 88, этаж 7, аудитория 711
8(495)438-17-81
tm.lifanova@mpgu.su

РИНЦ (Научная электронная библиотека Elibrary.ru)