Навигация по сайту

Тамара Михайловна

Лифанова

Образование

Аспирантура: МГПУ, олигофренопедагогика и логопедия, 1973 г.
Высшее: Минский государственный педагогический институт им.А. М.Горького, дефектологический факультет, по специальности «дефектология», квалификация «учитель и логопед вспомогательной школы», 1969 г.

Тема кандидатской диссертации

«Проблемы дефектологии в научном творчестве Л.С. Выготского» (1986)

Курсы текущего учебного года

Методика обучения природоведению в специальных (коррекционных) школах,
Методика обучения географии в специальных (коррекционных) школах,
Методика обучения естествознания в специальных (коррекционных) школах,
Методика обучения истории в специальных (коррекционных) школах,
Технология обучения и воспитания детей с недостатками умственного и физического развития,
Методика обучения естественнонаучным дисциплинам детей с интеллектуальными нарушениями,
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях.

Публикации

Всего 148 работ.

  • Природоведение.5класс.
    Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. М.:Просвещение, 2012.
  • География.6 класс.

Учебник для специальных (коррекционных) образовательных     учреждений VIII вида : с приложением / Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. М.: Просвещение,   2012

  • География.7класс.
    Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида : с приложением / Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. М.: Просвещение, 2012.
  • География .8 класс.

Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида : с приложением / Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. М.: Просвещение, 2011.

  • Гография.9класс.
    Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида : с приложением / Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. М.: Просвещение, 2011.
  • География. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2011.
  • География. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2013.
  • География. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2014.
  • География. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2009.
  • Природоведение.Рабочая тетрадь. Учебное пособие для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Т.М.Лифанова,О.А.Дубровина. М.: Просвещение, 20012.
  • Программы по курсу «Естествознание».// Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. /под ред.И.М.Бгажноковой.- М.:Просвещение,2013.Совместно с С.А. Кустовой.
  • Программы по курсу «Природоведение».// Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. /под ред.И.М.Бгажноковой М.:Просвещение,2013.Совместно с Е.Н.Соломиной.
  • Программы по курсу «География».// Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. / под ред. И. М. Бгажноковой.- М.:Просвещение,2013.
  • Программы по курсу «География».// Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. / под ред.В. В.Воронковой – М.:Владос,2012.
  • Дидактические игры на уроках естествознания. (Методические рекомендации .Неживая природа. Растения. Животные. Человек. В 5 книгах.). М., Гном и Д., 2001
  • Дифференцированный подход к учащимся с нарушением интеллектуального развития на уроках географии Научно-методический журнал ВАК “Специальное образование” № 2,2015 Совместно с Е.Н.Соломиной
  • Знаешь ли ты географию? Учебное пособие. М.: Просвещение, 2002 Совместно с Пшеничной Н.Б.
  • Педагогические технологии коррекции недостатков природоведческой лексики учащихся с нарушениями интеллектуального развития// Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: Монография – М.: “Спутник+”, 2014. .: ф (+эл). Совместно с Е.Н.Соломиной.
  • Биография и библиография трудов Л.С.Выготского/ / Л.С.Выготский. Проблемы дефектологии. М., Просвещение, 1995
  • Лев Семёнович Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету.

Монография М., Смысл, 1996 .Совместно с Выгодской Г.Л.

Повышение квалификации

• «Инновации в организации и содержании специального образования на современном этапе»(144 часа) и «Методология отклоняющегося развития и вопросы подготовки современных психологов» (72 часа)в Академии повышения квалификации и проф.подготовки работников образования»,
• «Новые информационные технологии в работе учителя/преподавателя (24 часа),
• «Повышение квалификации педагогов, работающих с глухими детьми после кохлеарной имплантации в условиях инклюзивного образования» (72 часа) в МГГУ им. М.А.Шолохова,
• курсы по программе «Преподаватель высшей школы» (500 часов),
• курсы повышения квалификации по программе «Проектирование и реализация основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель-дефектолог)» (72 часа).

Государственные и ведомственные награды

Медаль К.Д. Ушинского.
Медаль «В память 850-летия Москвы».
Знак «Почетный работник высшего профессионального образования РФ».
памятная медаль « К 100-летию М.А. Шолохова».
Знак «За вклад в дефектологию» 2015.

Исследовательские проекты и гранты

Разработка и научно-методическое обоснование системы профориентационной
работы и моделей социализации (сопровождаемого проживания) для обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом.
Профессиональный стандарт педагога-дефектолога.

Участие в конференциях

Международная научно-практическая конференция «Теория и практика воспитания: педагогика и психология», посвященная 120-летию со дня рождения Л.С.Выготского. Круглый стол «Идеи Л.С. Выготского и современная дефектология». – М.: ИКП РАО. Июнь 2016.

Доклад «Л.С.Выготский глазами его коллег и учеников. Штрихи к портрету».

Всероссийская  научно-практическая конференция «Инновации и педагогическое творчество в образовании детей с различными возможностями». Саратов.

Доклад «Разработка критериальной оценки усвоения умственно отсталыми учащимися ООП по географии в соответствии с   требованиями нового ФГОС».

Доклад «Организация речемыслительной деятельности школьников  с нарушениями интеллектуальной сферы на уроках природоведения»

Практико-ориентированная конференция «Обеспечение реализации Федеральных государственных образовательных стандартов для   обучающихся с ОВЗ через вариативность адаптированных основных общеобразовательных программ в условиях общего образования и   развития       инклюзивного образования». Москва. Апрель.

Доклад «Методика преподавания предметов области «Естествознание» (география,      природоведение) для учащихся с нарушением интеллекта по учебникам нового поколения».

Международная научно-практическая конференция “Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья”, г. Москва, МГГУ им. им. М.А. Шолохова, 26-27 июня 2014 г.

Доклад: «Внеучебная деятельность краеведческого характера  в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида»

Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы специального образования: тенденции, противоречия, приоритеты». Москва.

Доклад «Развитие диалогической формы речи у учащихся с нарушениями интеллекта на уроках природоведения»


Профессор

Профессор

Кандидат педагогических наук


Профессиональные интересы

Дефектология, олигофренопедагогика, методики преподавания в коррекционных учреждениях, технологии обучения детей с нарушениями интеллектуального развития, творчество Л.С. Выготского.


Контактная информация

119571, город Москва, проспект Вернадского, дом 88, этаж 7, аудитория 711
8(495)438-17-81
tm.lifanova@mpgu.su

РИНЦ (Научная электронная библиотека Elibrary.ru)