Навигация по сайту

ОСТАЁМСЯ ДОМА

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ОНЛАЙН

НАВСТРЕЧУ 150-ЛЕТИЮ МПГУ

Елена Валентиновна

Мурюкина

Образование

Ученая степень: кандидат педагогических наук
Высшее: Таганрогский государственный педагогический институт, факультет педагогики и методики воспитательной работы
Специальность: Воспитатель. Методист. Учитель истории

Тема кандидатской диссертации

«Формирование медиакультуры старшеклассников (на материале кинопрессы)» (специальность – 13.00.01, место защиты: Белгородский государственный университет, 2005 г.)

Курсы текущего учебного года

Наименование: ИКТ и медиаинформационная грамотность (Модуль Основы медиаинформационной грамотности)
Уровень: бакалавриат
Направление подготовки: журналистика
Курс: 1-й

Публикации

Статьи в журналах, сборниках научных трудов

Мурюкина Е.В. Психологическая характеристика показателей развития аудитории в области медиакультуры // Дополнительное образование. – 2005. – № 3. С. 12-17

Мурюкина Е.В. Анализ медиаобразовательных возможностей факультативных программ для старшеклассников на материале телевидения и кинематографа // Инновации в образовании. 2012. № 12. С. 99-115.

Мурюкина Е.В. Медиаобразование в Сербии // Дистанционное и виртуальное обучение. 2013.№ 7. С. 66-75.

Мурюкина Е.В. Медиаобразование в странах Балтии // Исследователь. 2012. № 12. С. 9-17.

Мурюкина Е.В. Медиаобразование в Словакии // Инновации в образовании. 2013. № 4. С.110-119.

Мурюкина Е.В. Модель НОЦ в области медиаобразования, реализуемая в Таганрогском государственном педагогическом институте им. А.П. Чехова    // Дистанционное и виртуальное обучение. 2013. № 1. С.88-98.

Мурюкина Е.В. Медиаобразование в Армении // Дистанционное и виртуальное обучение. 2013. № 2. С.106-112.

Мурюкина Е.В. Медиаобразование в Словакии // Инновации в образовании. 2013. № 4. С. 110-119.

Мурюкина Е.В. Практика медиаобразования: эстетический анализ аудиовизуальных и печатных медиатекстов в процессе выполнения театрализованно-имитационных творческих заданий // Инновации в образовании. 2013. № 1-3. С.9-14.

Мурюкина Е.В. Cинтез медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов в Казахстане // Дистанционное и виртуальное обучение. 2014. № 12 (90). С. 23-34.

Мурюкина Е.В. Медиакритика и медиаобразование в процессе обучения школьников и студентов в странах Северной Европы // Дистанционное и виртуальное обучение. 2015. № 3 (93). С. 99-109.

Мурюкина Е.В. Медиакритика и медиаобразование в процессе обучения школьников и студентов в странах Балтии // Дистанционное и виртуальное обучение. 2015. № 2 (92). С. 70-80.

Мурюкина Е.В. Синтез медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов в странах Восточной Европы // Дистанционное и виртуальное обучение. 2015. № 4.

Мурюкина Е.В. Роль спорта и медиа в семейном воспитании подростков // Медиаобразование, 2015. №. 4. С. 25 – 30.

Мурюкина Е.В. Творческий портрет кинокритика М.С. Трофименкова  // Медиаобразование, 2015. №. 4. С.  86 – 98.

Мурюкина Е.В. Творческий портрет медиакритика В. Кичина // Медиаобразование, 2015. №. 4. С. 99 – 109.

Мурюкина Е.В. Творческий портрет кинокритика С. Кудрявцева // Медиаобразование, 2015. №. 4. С. 110 – 121.

Мурюкина Е.В., Челышев К.А. Теория и практика синтеза медиакритики и медиаобразования в Финляндии и Франции           // Alma Mater. Вестник высшей школы. 2015. № 11 (ноябрь). С. 90 – 95.

Мурюкина Е.В. Семейное воспитание спортивной культуры подростков с использованием медиа         // Вестник Саратовского областного института развития образования. Саратов, 2015. № 4 (декабрь). С. 60 – 67.

Мурюкина Е.В. Сравнительный анализ российских сайтов по медиакритике            // CredeExperto: транспорт, общество, образование, язык. 2016, № 2,URL: // http://ce.if-mstuca.ru/index.php/2016-3/muryukina.pdf 1,5

Мурюкина Е.В. Сравнительный анализ украинских и белорусских сайтов по медиакритике и медиаобразованию //           Медиаобразование. 2016. №. 2. С.  80 – 96.

Мурюкина Е.В. Творческий портрет медиакритика А.А. Плахова // Медиаобразование, 2016. №. 2. С.  97 – 111.

Мурюкина Е.В. Творческий портрет медиакритика А.М. Шемякина // Медиаобразование, 2016. №. 3. С.  180 – 189.

Мурюкина Е.В. Творческий портрет медиакритика А.А. Тимофеевского             // Медиаобразование, 2016. №. 3. С.  190 – 198.

Мурюкина Е.В. Синтез медиаобразования и медиакритики: результаты формирующего эксперимента со студентами // Дистанционное и виртуальное обучение. 2016. № 7. С. 90- 110.

Мурюкина Е.В. Технология проведения занятий со студентами по тематике синтеза медиакритики и медиаобразования // Дистанционное и виртуальное обучение. 2016. № 8. С. 47- 56.

Мурюкина Е.В. Медиаобразовательный анализ террористических сайтов для молодежи    // Медиаобразование, 2017. №. 1. С.  198 – 212.

Челышева И.В., Мурюкина Е.В. Изучение традиций эстетического воспитания в медиаобразовательной подготовке школьных учителей // Искусство и образование, 2017. № 3(17). С. 65-78.

Мурюкина Е.В., Князев А.А. Медиаобразование как средство нравственного воспитания: практический аспект // Медиаобразование, 2017. №. 2. С.  74 – 85.

Мурюкина Е.В. Герменевтический анализ советских документальных фильмов и телепередач на школьную и студенческую тему // Медиаобразование. 2017. № 3. С. 118 – 133.

Мурюкина Е.В. Герменевтический анализ российских телепередач (1992-2017) на школьную и студенческую тему //Медиаобразование. 2017. № 4. С. 148 – 157.

Mavropulo O., Muryukina E. Psychological characteristics indicators of media competence // Media Education.  2018.  N 1 (Volume 56) P/ 95-100

Muryukina E.  Winter school Support of the Competence of Visual Literacy  for Consolidation of Democracy  Статья         Media Education.  2018.  N 1 (Volume 56). P44-46.

Muryukina E. Transformation of theoretical and methodological foundations of Russian media education in the “perestroika” period (1984 – 1991) // Media Education. 2019. № 3. С. 35-51.

 

Монографии

 Мурюкина Е.В. Медиаобразование старшеклассников на материале кинопрессы. Таганрог: Изд-во Кучма, 2006.

Федоров А.В., Челышева И.В., Мурюкина Е.В.  Новикова А.А., Федорцова С.С. Эстетическая концепция в российском медиаобразовании и творческое наследие Ю.Н.Усова. Таганрог: Изд-во Кучма. 2007.

Федоров А.В., Челышева И.В., Новикова А.А., Мурюкина Е.В.         Проблемы медиаобразования под руководством А.В.Федорова.  Таганрог: Изд-во Кучма. 2007.

Мурюкина Е.В.         Диалоги о киноискусстве: практика студенческого медиаклуба     / Под ред. А.В.Федорова. Таганрог: Изд. Центр  ГОУВПО «Таганрогский государственный педагогический институт». 2009. 208 с.

Челышева И.В.,  Мурюкина Е.В., Рыжих Н.П. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпетентность»: подготовка будущих педагогов. Таганрог. Изд. центр.Гос. пед. инст.: 2010. 220 с.

Мурюкина Е.В. Развитие медиакультуры старшеклассников на материале прессы. Saarbrucken (Germany):  Lambert Academic Publishing, 2011. 200 с.

Мурюкина Е.В. Медиаобразовательные практики: медиаклуб для студентов.        Saarbrucken (Germany):  Lambert Academic Publishing, 2011. 200 с.

Челышева И.В., Мурюкина Е.В., Лысенко Л.И., Мышева Т.П. Подготовка будущих педагогов к организации социокультурной деятельности. Таганрог. Изд-во Ступин А.Н. 2011. 192 с. С. 102-133.

Федоров А.В., Левицкая А.А., Челышева И.В., Мурюкина Е.В.,  Колесниченко В.А.,  Михалева Г.В., Сердюков Р.В. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпетентность». М.: МОО «Информация для всех», 2012. 614 с.

Челышева И.В., Мурюкина Е.В., Рыжих Н.П. Игровые технологии: теория и практика. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та им .А.П. Чехова, 2013. 188 с.

Федоров А.В.,  Челышева И.В., Мурюкина Е.В., Горбаткова О.И.,  Ковалева М.Е., Князев А.А. Массовое медиаобразование в СССР и России: основные этапы       / Под ред. А.В. Федорова. М.: МОО «Информация для всех», 2014. 267 c.

Федоров А.В., Левицкая А.А., Мурюкина Е.В., Челышева И.В.,   Григорова Д.Е. Медиаобразование в странах Восточной Европы. МОО «Информация для всех», 2014. 140 c.

Мурюкина Е.В., Челышева И.В. Развитие медиакомпетентности: работа со студентами и преподавателями вузов. Таганрог. Изд-во Таганрог. Ин-та им. А.П. Чехова, 2014. 228 с.

Мурюкина Е.В. Эстетические традиции медиаобразования в современных киноклубах для школьников и студентов. Таганрог. Изд-во Таганрог. Ин-та им. А.П. Чехова, 2014. 200 с.

Fedorov А., Muryukina Е. MediaEducation in Serbia.         ZNANJE. OBRAZOVANJE. MEDIJI. Publisher: Faculty of Management, SremskiKarlovci. 2013. 163 p. рp. 143 – 150.

Левицкая А.А., Федоров А.В., Мурюкина Е.В., Селиверстова Л.Н., Горбаткова О.И., Подлесный К.А., Сальный Р.В., Чумаколенко Н.А., Челышев К.А. Синтез медиаобразования и медиакритики в процессе подготовки будущих педагогов. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2016. 574 с.

А.А. Левицкая, А.В. Федоров, Мурюкина Е.В., Р.В. Сальный, О.И. Горбаткова, К.А.Челышев Медиакритика в России: творческие портреты / Под ред. А.А. Левицкой. М.: МОО «Информация для всех»,  2016.  288  с.

Челышева И.В., Мурюкина Е.В. Использование игровых технологий в социально- культурной деятельности на материале медиакультуры. М.; Берлин, 2017. 145 с.

Федоров А. В., Левицкая А.А., Челышева, Мурюкина Е.В., Григорова Д.Е. Медиаобразование в странах Восточной Европы. Изд. 2-е.  М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. 189 с.

Федоров А.В., Левицкая А.А., Горбаткова О.И., Челышева И.В., Мурюкина Е.В., Михалева Г.В., Сальный Р.В., Шаханская А.Ю. Школа и вуз в зеркале советского и российского кинематографа. М.: Изд-во МОО «Информация для всех», 2018. 224 c.

Федоров А.В., Челышева И.В., Мурюкина Е.В. Медиаобразование в СССР и России монография     Scholars’ Press. 2018. https://www.morebooks.de/bookprice_offer_783ddd2ce4d89add124be3786840498ed741296a?auth_token=d3d3LnNjaG9sYXJzLXByZXNzLmNvbTplOGI5NzdiZTdhZjdiYmIwZDEyY2IxYTMwMDNiMWJlZQ%3D%3D&locale=gb&currency=EUR 329 с.

Федоров А.В., Челышева И.В., Мурюкина Е.В. Медиаобразование будущих магистров         монография     Scholars’ Press. 2018. 136 с.

Левицкая А.А., Федоров А.В., Мурюкина Е.В., Сальный Р.В. Медиакритики России.pdf (40.1 Мб)      монография     Scholars’ Press. 2018. https://cloud.mail.ru/stock/eQ1DRZckdGoUJPanpMD1iiJu     3,5 п.л.

Левицкая А.А., Федоров А.В., Мурюкина Е.В., Колесниченко В.Л., Михалева Г.В. Медиаобразование и медиакомпетентность: научные центры    монография     Scholars’ Press. 2018. file://Центры%20978-613-7-47284-2.pdf

Мурюкина Е.В. Практика современного студенческого киноклуба         монография     Lambert Academic Publishing, https://www.lap-publishing.com/extern/listprojects. 157 с.

Мурюкина Е.В. Эстетические традиции современного медиаобразования в России   монография     Lambert Academic Publishing, https://www.lap-publishing.com/extern/listprojects

Челышева И. В., Мурюкина Е. В., Челышев К. А. Зарубежное медиаобразование: современные тенденции развития         монография         – М. ; Берлин, 2018 – 186 с.

Федоров А.В., Левицкая А.А., Горбаткова О.И., Челышева И.В., Мурюкина Е.В., Михалева Г.В., Сальный Р.В., Шаханская А.Ю. Школа и вуз в зеркале советского и российского кинематографа. Москва. Издательство: Межрегиональная общественная организация в поддержку построения информационного общества «Информация для всех». 2018. 224 с.

Федоров А.В., Левицкая А.А., Горбаткова О.И., Челышева И.В., Мурюкина Е.В., Михалева Г.В., Сальный Р.В., Шаханская А.Ю., Селиверстова Л.Н. Школа и вуз в зеркале западного и отечественного кинематографа. М.: МОО «Информация для всех», 2019.  398c.

Федоров А.В., Левицкая А.А., Горбаткова О.И., Челышева И.В., Мурюкина Е.В., Михалева Г.В., Сальный Р.В., Шаханская А.Ю., Селиверстова Л.Н.Школа и вуз в зеркале советских, российских и западных медиатекстов         монография              /А.В. Федоров отв. Редактор. – Bookscriptor, 2019. – 1839 с.

Челышева И.В., Мурюкина Е.В., Шаповалова В.С. Теория и методика развития социальной активности школьников с использованием элементов медиаобразования. Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2019, 138 с.

 

Методические пособия

Федоров А.В., Челышева И.В., Мурюкина Е.В. Медиаобразовательный компонент в реализации магистерских программ. – Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та имени А.П. Чехова. 2015. 183 с.

Мурюкина Е.В., Челышева И.В. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование». Учебное пособие для вузов/ Отв. ред. А.В.Федоров. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2007.    152 с.

Мурюкина Е.В.   Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов в процессе анализа прессы. Таганрог: НП «Центр развития личности», 2008. 298 c.          15

Мурюкина Е.В. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпетентность»: работа со студентами и аспирантами. Таганрог: Изд-во ГОУВПО «Таганрогский государственный педагогический институт, 2011. 152 с.

Повышение квалификации

«Дидактика высшей школы: современные педагогические технологии», Российский государственный педагогический университет им А.И. Герцена, 2006г.
«Психолого-педагогическая компетентность преподавателя высшей школы», Московский государственный педагогический университет, 2011 г.
«Социология массовой коммуникации», Учреждение РАН институт социологии РАН, Центр социологического и политологического образования, 2011 г.
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» ДонГАУ, 2017г.
«Современные образовательные технологии в работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья», 72ч, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет», 2017г., удостоверение №782400002691
«Оказание первой помощи детям и взрослым», 180ч, ООО Учебный центр «Профессионал», 2017г., удостоверение ПК №00160005
«Компьютерные технологии в образовательной среде вуза», 36 ч., ФГБОУ ВО «Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II», 2018г., удостоверение №240008854
«Цифровые образовательные инструменты на занятиях в высшей школе», 36ч., ФГБОУ ВО МПГУ, 2020г., удостоверение №772409673077

Государственные и ведомственные награды

• Лауреат премии Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области представителям творческой интеллигенции (выписка из Распоряжения администрации Ростовской области от 20.03.2009 г.);
• Диплом лауреата всероссийского конкурса на лучшую научную книгу Российской коммуникативной ассоциации (2009);
• Премия Президента РФ Д.А. Медведева представителям творческой интеллигенции (2010);
• Лауреат премии Гильдии кинокритиков РФ (2015);
• Почетные грамоты и благодарности Таганрогского государственного педагогического института.

Достижения и поощрения

Член Российской Ассоциации кинообразования и медиапедагогики.

Профессиональная деятельность

2019 – по наст. вр. – доцент кафедры медиаобразования Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ.

2018 – по наст. вр. – аналитик научно-образовательного центра «Кафедра ЮНЕСКО по медийно-информационной грамотности и медиаобразованию граждан» при МПГУ.

2018 – 2019 – начальник отдела организации и сопровождения научной деятельности, Таганрогского института им. А.П. Чехова РГЭУ (РИНХ).

2016 – 2018 – доцент, институт физической культуры и спорта, Донской государственный технический университет.

2007 – 2016 – доцент, факультет «Социальной педагогики и психологии» Таганрогского государственного педагогического института.

2005 – 2007 – ассистент, факультет «Социальной педагогики и психологии» Таганрогского государственного педагогического института.

2001 – 2005 – аспирант очной формы обучения Таганрогского государственного педагогического института.

1997 – 2001 – завуч по внеклассной работе Николаевской средней школе Ростовской области.

Исследовательские проекты и гранты

Гранты, в выполнении которых принимает участие Е.В. Мурюкина в настоящее время:
- РГНФ 19-013-00597/19 “Трансформационные процессы в отечественной медиаобразованию периода перестройки” (2019-2021);

- Российского фонда фундаментальный исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 18-013-00022 «Массовое медиаобразование в странах СНГ (1992-2020)», выполняемого в Ростовском государственном экономическом университете (научный руководитель – д.п.н., профессор, А.В. Федоров).

Участие в грантах в качестве исполнителя или руководителя:

Грант «Поддержка компетенций визуальной грамотности для укрепления демократии» в Германии (Лейпциг, Берлин, 2017);
Грант “Критическая презентация истории - укрепление демократии” в Германии (Лейпциг, Брауншвейг, 2018) и др.
Руководитель научно-исследовательского проекта при поддержке гранта РГНФ по теме "Трансформация развития эстетической концепции в российском медиаобразовании (1960-2011)", 2012-2014. Проект №:12-06-00139а.
Участие в государственных научных программах и грантовых исследованиях в качестве ведущего исполнителя:
- Проект по Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по мероприятию 1.1. (III очередь) – «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров» по лоту № 5. 2010-1.1-305-021 «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области психологических и педагогических наук», ГК 02.740.11.0604 по теме «Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами». Время действия проекта: 3 года (2010-2012). Основной научный результат: типология НОЦ медиаобразования, теоретическая модель НОЦ медиаобразования, анализ результатов ее внедрения. Две успешно защищенных и утвержденных ВАК РФ диссертации по теме проекта. Полученные конкретные результаты по данному проекту - серия публикаций: монографии, статьи в ведущих журналах, из них - 42 статьи в журналах, входящих в список ВАК.
- Проект по Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по мероприятию 1.1. (III очередь) – «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров» по лоту № 5. 2010-1.1-305-021 «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области психологических и педагогических наук», ГК 02.740.11.0604 по теме «Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами». Время действия проекта: 3 года (2010-2012). Основной научный результат: типология НОЦ медиаобразования, теоретическая модель НОЦ медиаобразования, анализ результатов ее внедрения. Полученные конкретные результаты по данному проекту - серия публикаций: монографии, статьи в ведущих журналах, из них - 42 статьи в журналах, входящих в список ВАК.
- Проект при финансовой поддержке НИР по государственному заданию Министерства образования и науки Российской Федерации (2012), Наименование НИР: «Сравнительный анализ развития медиаобразования в странах Восточной Европы (1992-2012)», № 6.377.2011. Время действия проекта – 2012 год. Основные результаты проекта: теоретические модели, выводы из сравнительного анализа развития медиаобразования в странах Восточной Европы (анализа этапов исторического развития, теоретических моделей, эффекта внедрения, рекомендации по адаптации в российских условиях). Серия публикаций: статьи в ведущих журналах.
- Проект «Медиаобразование и медиакомпетентность»: всероссийская научная школа для молодежи», при поддержке при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» (Мероприятие 2.1. «Организация и проведение всероссийских и международных молодежных научных конференций и школ») Министерства образования и науки РФ. ГК № 02.741.11.2096. Время действия проекта: 2009 год. Основной научный результат: организована и проведена всероссийская научная школа для молодежи «Медиаобразование и медиакомпетентность» с участим (с функциями лекторов, организаторов мастер-классов) ведущих ученых России в области медиаобразования. Серия публикаций (сборник трудов молодых ученых, сборник учебных программ по медиаобразованию и др.).
- Проект «Сравнительный анализ развития медиаобразования в ведущих странах Запада». Российский гуманитарный научный фонд - РГНФ. № 04-06-00038а. Время действия проекта: 2004-2006 годы. Основные результаты проекта: теоретические модели, выводы из сравнительного анализа развития медиаобразования в ведущих странах Запада (анализа этапов исторического развития, теоретических моделей, эффекта внедрения, рекомендации по адаптации в российских условиях). 1 успешно защищенная и утвержденная ВАК РФ кандидатская диссертация по теме проекта. Серия публикаций: монография, статьи в ведущих журналах.
- Проект «Подготовка и создание электронной научной библиотеки «Медиаобразование». Российский гуманитарный научный фонд – РГНФ,. № 08-06-12103в. Время действия проекта: 2008-2009 годы. Основные результаты проекта: создание структуры электронной библиотеки, размещение ее разделов, компонентов в общедоступной системе интернет, серия статей в научных журналах.
- 2006 – 2012 - Лауреат научно-исследовательских индивидуальных грантов по тематике медиаобразования ТГПИ.

доцент

кандидат педагогических наук


Контактная информация

+7 (495) 915-55-33
ev.murukina@mpgu.su