Навигация по сайту

Лариса Алексеевна

Парамонова

Образование

Высшее: МГЗПИ, дошкольный факультет, дошкольная педагогика и психология, 1964.

Тема кандидатской диссертации

Конструирование из строительного материала как средство умственного воспитания детей дошкольного возраста (1979)

Тема докторской диссертации

Система формирования творческого конструирования у детей 2-7 лет (2001)

Публикации

Основные публикации (более 100 работ):

Монографии и учебные пособия.

Типовые методические рекомендации к Программе подготовительной к школе группы: Обучение конструированию. – Алма-Ата: Мектеп, 1983. – 37 с.

Конструирование // Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой. М.: Просвещение, 1979. – С.198-227.

Базисная программа развития ребенка-дошкольника «Истоки»: Концепция (соавторы: С.Л.Новоселова, Л.Ф.Обухова, К.В.Тарасова). – М., 1995. – 34 с.

Парамонова Л.А., Алиева Т.И., Антонова Т.В., Арушанова А.Г. и др. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника. / Под ред. Л.А.Парамоновой – 1-е издание – М.: Карапуз, 1997; 2-е издание – М.: Карапуз, 2001; 3-е издание – М.: Просвещение, 2003. – 335 с.; 4-е издание – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 320 с.; 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 192 с.

Парамонова Л.А., Алиева Т.И., Арушанова А.Г. и др. Обеспечение готовности детей к школьному обучению.//Серия: “Готовность ребенка к школе”. Отв. ред. Курнешова Л.Е. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1998.

Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. – М.: Карапуз, 1999. – 239 с.

Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное школьное образование за рубежом: история и современность.- М.: Изд-во Академия, 2001. – 240 с.

Парамонова Л.А. Теория и методика формирования творческого конструирования в дошкольном возрасте. – М.: Изд-во Академия, 2002. – 192 с.

Парамонова Л.А.,  Алиева Т.И., Арушанова А.Г. / Богина Т.Л. / Волкова Е.М. и др. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет / Под ред. Парамоновой Л.А. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 512 с.

Парамонова Л.А., Алиева Т.И., Арушанова А.Г., Васюкова Н.Е. и др. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет / Под ред.Парамоновой Л.А. – 2-е изд. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 944 с.

Парамонова Л.А.,  Алиева Т.И., Арушанова А.Г., Васюкова Н.Е. и др. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет / Под ред. Парамоновой Л.А. – 2-е изд. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 752 с.

Парамонова Л.А., Трифонова Е.В., Алиева Т.И. и др. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы / Сост. Е.В.Трифонова. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.

 

Статьи

Парамонова Л.А. Формирование обобщенных представлений у детей дошкльного возраста в процессе конструктивной деятельности // Умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н.Поддьякова. – М.: Педагогика, 1972. – С.106-120.

Парамонова Л.А., Давидчук А.Н. Обучение конструированию // Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. – М.: Педагогика, 1976. – С. 425-432.

Парамонова Л.А. О системе обучения конструированию // Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н.Н.Поддьякова. – М.: Педагогика, 1980. – С. 184-204.

Парамонова Л.А. Особенности поисковой деятельности в конструировании // Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н.Н.Поддьякова. – М.: Педагогика, 1980. – С. 162-184.

Парамонова Л.А. Конструирование из строительного материала // Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н.Поддьякова, Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 1984. – С. 61-93.

Парамонова Л.А., Сафонова О.В. Проблема формирования обобщенных способов действий у старших дошкльников (на материале конструирования) // Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб.научн.трудов / Ред. Коллегия: Н.Н.Поддьяков, Ф.А.Сохин, В.В.Холмовская. – М., 1985. – С.308.

Парамонова Л.А., Н.Н.Поддьяков. Некоторые новые проблемы умственного воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1985. – № 2. – С. 57-63.

Парамонова Л.А., Урадовских Г.В. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей // Дошкольное воспитание. – 1985. – № 7. – С. 46-49.

Парамонова Л.А., Сафонова О.А. Формирование обобщенных способов действий // Дошкольное воспитание. – 1985. – № 9. – С.48-49.

Парамонова Л.А. Научные основы «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду» // Советская педагогика. – 1985. – № 11. – С. 41-45.

Парамонова Л.А. Конструирование // Воспитание и обучение детей пятого года жизни / Под ред. В.В.Холмовской. – М.: Просвещение, 1986. – С. 93-101.

Парамонова Л.А. Конструирование // Воспитание и обучение детей  младшего возраста / Под ред. Э.Г.Пилюгиной, Г.Н.Годиной. – М.: Просвещение, 1986. – С.53-56, 133-137.

Парамонова Л.А. Конструирование // Воспитание и обучение детей шестого года жизни / Под ред. О.С.Ушаковой. – М.: Просвещение, 1986. – С.100-107.

Парамонова Л.А. Основные направления развития проблемы обучения в советской дошкольной педагогике // Повышение эффективности воспитатель-образовательной работы в дошкольных учреждения: Современные психолого-педагогические проблемы: Сб.научн.трудов / Отв. ред. Н.Н.Поддьяков, Л.А.Парамонова. – М.: 1988. – С. 14-20.

Парамонова Л.А., Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В. Игра и вопросы всестороннего воспитания // Игра дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – С. 3-16.

Парамонова Л.А., Пашилите И.Ю. Методические рекомендации к дидактическим компьютерным программам // Игра дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – С. 283-285.

Парамонова Л.А. Конструирование как средство подготовки детей к шкльному обучению // Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР / Под ред. Л.А.Парамоновой. – М.: Просвещение, 1989. – С.92-100.

Парамонова Л.А. Разработка нового содержания воспитания, обучения и развития дошкольников // Материалы научн.-практ. конф. работников дошк.учр. и нач.школ «Стратегия и тактика развития образовательных учреждений в условиях перехода к вариативности образовательных программ». – М., 1994. С. 33-37.

Парамонова Л.А., Новоселова С.Л., Обухова Л.Ф., Тарасова К.В. Теоретические основы базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки» // Психологическая наука и образование. – 1996. – № 3. – С. 64-70.

Парамонова Л.А. Общественное дошкольное воспитание: современные традиции и права ребенка // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 6. – С.76-82.

Парамонова Л.А., Новоселова С.Л., Тарасова К.В. Развивающая предметно-пространственная среда детства. – М.: Издание ВНИИТЭ, 1997. – 60 с.

Парамонова Л.А., Алиева Т.И., Арушанова А.Г. и др. Концепция преемственности в работе дошкольного учреждения и начальной школы // Обеспечение готовности детей к школьному обучению.//Серия: “Готовность ребенка к школе”. Отв. Ред. Курнешова Л.Е. – М.: Центр инноваций в педагогике.-  1998 .

Парамонова Л.А., Алиева Т.И. Арушанова А.Г. Дошкольное учреждение и начальная школа: проблема преемственности // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 4. – С. 97-104.

Парамонова Л.А., Новоселова С.Л. Информатизация дошкольного уровня образования в России: начало положено в Москве // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 9. – С. 65-71.

Парамонова Л.А., Алиева Т.И. Дошкольник в мире диалога: воспитание толерантности // Дошкольное воспитание. – 1999. . – № 5. – С. 70-73.

Парамонова Л.А. Творческое конструирование: психологические и педагогические основы // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 11. – С. 58-64.

Парамонова Л.А., Алиева Т.И., Арушанова А.Г. и др. “Карта индивидуального развития ребенка-дошкольника” и методические рекомендации по ее использованию // Система дошкольного образования и перспективы ее развития в г.Москве// Серия: “Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве”. ГОМЦ “Школьная книга”, 2000. – С.49-87.

Парамонова Л.А. Творческое конструирование: психологические и педагогические основы его формирования. Конструирование из строительного материала // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 3. – С. 66-77.

Парамонова Л.А., Алиева Т.И. Основные положения Примерных образовательных программ воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста, задающих стратегические ориентиры выстраивания вариативного дошкольного образования // Проблемы и перспективы развития дошкольных образовательных учреждений / Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве». – М.: Центр «Школьная книга», 2004. – С. 10-14.

Парамонова Л.А., Алиева Т.И., Тарасова К.В. Ребенок 5-6 лет в системе дошкольного образования (к проблеме подготовки к школе) // Психологическая наука и образование. – 2005. – № 2. – С.12-17.

Государственные и ведомственные награды

Заслуженный Учитель Российской Федерации, Отличник народного просвещения; Лауреат Премии Правительства РФ в области образования; Лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования.

Достижения и поощрения

Грамоты и благодарности Академии педагогических наук СССР, Российской академии образования, Департамента образования города Москвы.

Исследовательские проекты и гранты

Участие в проектах Федеральных целевых программ развития образования на 2001-2005 годы, ВНИКах и институциональных грантах Департамента образования города Москвы.

Профессор

Старший научный сотрудник

Доктор педагогических наук


Профессиональные интересы

Современные методологические основы дошкольного образования, разработка образовательных стандартов, программ и технологий. Теория амплификации детского развития (А.В.Запорожец). Развитие личности ребенка, поддержка его индивидуальности. Новые подходы к организации разных видов детской деятельности. Детское творческое конструирование и универсальная умственная способность Зарубежная педагогика в историческом и современном аспектах.


Контактная информация

119571, город Москва, проспект Вернадского, 88, Кафедра психологической антропологии
+7 (495) 438-18-15
la.paramonova@mpgu.su