Навигация по сайту

Людмила Владимировна

Попова

Образование

Окончила физический факультет МГПИ им. В.И. Ленина по специальности "учитель физики на английском языке" . С 1977 по 1980 годы училась в аспирантуре на кафедре психологии МГПИ им. В.И.Ленина.
В 1986 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07.

Тема кандидатской диссертации

Становление и развитие проблемы идентификации как механизма онтогенеза личности в возрастной психологии

Курсы текущего учебного года

Психология

Публикации

Опубликовано более 100 работ: статьи (включая журналы из перечня ВАК), учебные пособия, главы в учебниках.

Основные публикации:

  1. Проблемы самореализации одаренных женщин//Вопросы психологии. – 1996. – № 2 – Сс. 31-42.
  2. Russian and USA University students’ attitudes toward female social roles. Feminism and Psychology. – 1999. – 9 (1). – 75-88.
  3. Глава 3. Методы выявления одаренных детей. Первичная диагностика одаренных учителем. Глава 4. Обучение одаренных детей. Учебные программы для одаренных детей. Работа с одаренными детьми вне школы./ В книге «Психология одаренности: от теории к практике/»Под ред Д. В. Ушакова. – М.: Пер Сэ. – 2000. – Сс. 55-65, 75-87, 102-109.
  4. Глава 5. Сколько может быть видов одаренности. Главы 9, 10. Обучение одаренных. Учитель для одаренных. В главе 1 – Исключительный интеллект и особенности развития (4)./ В кн.: Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: Издат. центр “Академия”. – 2000. Сс. 86-108, 178-214, 39-41.
  5. Психология одаренности. Дифференциация работы с одаренными. Одаренные школьницы: особенности развития и содействие самореализации. Вып. 4. – М.:МИОО, 2006. – 120 с.
  6. Краткое руководство по работе с одаренными учащимися. Под ред. Л.В.Поповой и В.И.Панова. – Астана: «Дарын».- 2006. – 72 с. (Рекомендовано УМС Республиканского научно-практического центра «Дарын» Министерства образования и науки Республики Казахстан).
  7. Формы работы с одаренными учащимися. – Астана: «Дарын». – 2009. – 54 с. (Рекомендовано УМС Республиканского научно-практического центра «Дарын» Министерства образования и науки Республики Казахстан).
  8. Образовательные программы для одаренных в странах Европы/ Психологическая наука и образование. – 2009. – №4. – Сс. 101-113.
  9. Образование одаренных детей и молодежи: государственная политика Европейских стран/Психологическая наука и образование. – 2011. – № 4. – Сс. 56-62.
  10. Имплицитные представления об одаренных людях у вьетнамских студентов/Наука и школа. – 2011. – № 3. – Сс. 122-126. (В соавторстве с Фи Тхи Хиеу).
  11. Основные направления психолого-педагогической подготовки учителей для одаренных// Сб. научн. трудов 5-й Междунар. научно-практич. конф. «Обдарованi дiти – інтелектуальний потенцiал держави» («Одаренные дети – интеллектуальный потенциал государства»). Гаспра, АР Крым, Украина. – 2012. – Сс. 230-239.
  12. Программы повышенной сложности для одаренных студентов в университетах США/«Преподаватель XXI век». – 2012. – №4. – Часть 1. – Сс. 24-31. (В соавторстве с Н. С.Захаровой).
  13. Cетевые технологии в обучении одаренных детей// “Проблемы одаренности в контексте устойчивого развития природы и общества”/Отв. ред. М.В. Наянова. – Самара: ООО «Офорт»; ГБОУ ВПО «Самарская гос. областная академия». – 2014. – Сс. 224-233.
  14. Проблемы профессионального развития одаренных/ Материалы 3-ьей Всероссийской научно-практической конференции «Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса». – М., 2016 г. – С. 45-50. (7 стр).
  15. Понятие «зона ближайшего развития» в психологии одаренности/Сб. докладов по результатам научно-практич. Конференции «Человек в мире неопределенности: методология культурно-исторической», приуроченной к 120-летию Л.С.Выготского/Под ред. Т.Н.Сахаровой. – М.: МПГУ, 2016. Сс. 329-335. ISBN.
  16. Формирование умений активного слушания и правильной постановки вопросов/ Всероссийская научно-методическая конференция «Инновационные технологии в подготовке психологов». – Ярославль, 3 февраля 2017 г. (3 стр).
  17. Взаимодействие школы и семьи в развитии одаренных детей/ Международная научно-практическая конференция «Семья и дети в современном мире». – Санкт-Петербург, 13-15 апреля 2017 г. (6 с.).
  18. Гендерные аспекты выявления, развития и реализации одаренности. Сс. 52-65. В «Психология одарённости и творчества: монография»/Под ред. проф. Л.И. Ларионовой, проф. А.И. Савенкова. – М.; СПб.: Нестор-История, 2017. – 288 с. ISBN 978-5-4469-1144-8.
  19. Влияние ожиданий на взаимодействие преподавателей и одаренных студентов. Сс. 247-251. В Сборнике с научни доклади «Взаимодействието на преподавателя и студента в условията на университетското образование: проблеми и перспективи». – г. Габрово: Изд-во: «ЕКС-ПРЕС». 2017 г. – 738 с. ISBN 978-954-490-555-2/(Международната научна конференция – г. Китен, Болгария, 2–6 септември 2017 г.).
  20. Программы повышенной сложности как условие профессиональной реализации одаренных студентов// Актуальные проблемы совершенствования высшего образования. – Ярославль: ЯрГУ, 2018. – С. 53-55. – 600 с.
  21. Психолого-педагогические основы работы учителя с одаренными учащимися//Нижегородское образование, 2018. – №1. Сс. 40-46. ВАК.
  22. Будущие учителя как менторы для одаренных// Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи/ Гл. ред. Р.Е. Барабанов. – М.: МИТУ-МАСИ, 2018. – Сс. 268-273. – 351 с. Электронное издание. ISBN 978-5-94811-239-8.
  23. Отношение к дружбе и представления о друзьях современной молодежи// Современное состояние и перспективы развития психологии отношения человека к жизнедеятельности: сб. науч. тр., посвященный 125-летию со дня рождения В.Н. Мясищева/Владим. гос. ун-т им. А.Г. Столетова и Н.Г.Столетова, Гуманит. ин-т; Ин-т психологии РАН. – Владимир – М.: Изд-во ВлГУ, 2018. – Сс.188-193. – 319 с. ISBN 972-5-9984-0884-7. (в соавторстве)
  24. Особенности менторства как формы сотрудничества и развития в образовании одаренных//Нижегородское образование, 2018. – № 2. Сс. 4-9. ВАК.
  25. Онлайн менторство как технология интернет-образования//Сб. науч. докладов “Взаимодействие на преподавателя и студента в условията на университетското образование: традиции и иновации“. – Габрово: Изд-во «ЕКС-ПРЕСС», 2018 г. – Сс. 410-415. – 578 с. ISBN 978-954-490-606-1.

Повышение квалификации

С началом работы в средней общеобразоватльной школе (с 1970 г.) и затем в МГПИ (с 1977 г.) проходила повышение квалификации в соответствие с планом каждые 5 лет: в Институте повышения квалификации РАО, в Институте психологии РАН, а также зарубежом: США (в Национальном исследовательском центре по одаренным и талантливым детям, Универститет Коннектикута), Германии (Университет Кельна), Венгрии (Открытый Университет Дж. Сороса).

2014 г. - "Использование возможностей LMS Moodle для смешанного обучения", МПГУ, 72 ч. (удостоверение)

Государственные и ведомственные награды

Награждена Почетной грамотой ректората, парткома и профкома МГПИ им. В.И. Ленина (1986 г.).

Награждена Почетной грамотой ректора МПГУ за добросовестный труд, высокие профессиональные качества и безупречную работу на благо университета, г. Москва, 2017 г.

Архив учебных курсов

Общая психология
Возрастная и педагогическая психология
Психология личности
Психология творчества
Гендерные аспекты реализации личности
Основы психологии одаренности

Исследовательские проекты и гранты

Получала гранты на научные исследования от РФФИ и РГНФ.

Гранты по поддержке участия в зарубежных конференциях от Фондов: МакАртуров, Сороса, Джекобсона.

Грант от Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству "Россотрудничество" на проведение круглого стола к 120-летию со дня рождения Л.С.Выготского в Российском центре науки и культуры г. Ташкент, Узбекистан (2016 г.).

Участие в конференциях

За 2016-2017 гг.:

  1. 3-ья Всероссийская научно-практическая конференция «Ребенок в образователь-ном пространстве мегаполиса». – М., 11-13 апреля 2016 г.
  2. Круглый стол «Культур-но-историчес-кая теория и актуальные проблемы современ-ного образова-ния». – г. Ташкент, 14-15 октября 2016 г. Ведущая и докладчик.
  3. Междунар. конферен-ция «Человек в мире неопределен-ности: методоло-гия культурно-историчес-кого познания» к 120-летию со дня рождения Л.С.Выготско-го. – М., МПГУ, ноябрь, 2016.
  4. Всероссийская научно-методичес-кая конференция «Инновационные технологии в подготовке психологов». Ярославль. 3 февраля 2017 г
  5. Междунар. научно-практичес-кая конферен-ция «Семья и дети в современ-ном мире». – СПб, 13-15 апреля 2017.

За 2018 г.:

  1. Доклад на секции. XIII Всероссийская научно-методическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы совершенствования высшего образования». – Ярославль, 22-23 марта 2018 г. Сертификат.
  2. Пленарный доклад «Гендерные аспекты реализации одаренности». Челпановские чтения в Психологическом Институте РАО. – 17 апреля 2018. Сертификат.
  3. Доклад на секции. Вторая Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи». – М., 26-27 апреля 2018 года. Сертификат.
  4. Руководство секцией и доклад. XУIII Международная научно-практическая конференция „Взаимодействие на преподавателя и студента в условията на университетското образование: традиции и иновации“. Г. Китен, Болгария, 2-6 сентября 2018 г. Сертификат.

Дополнительная информация

С 1996 по 2004 годы (2 срока) избиралась и работала в генеральном комитете Европейского Совета по высоким способностям (European Council for High Ability). Являюсь национальным корреспондентом от РФ в этой организации.

Научный руководитель 7 защищенных диссертаций на соискание ученой степени кандидат наук по проблематике одаренности, включая 2-х иностранных.

Участие в федеральной программе «Россотрудничество», 2016 г., по проведению круглых столов в странах СНГ, посвященных исследованиям и практической реализации культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.

Член Ученого Совета факультета педагогики и психологии МПГУ.

С 1992 г. и по настоящее время – член Европейского Совета по высоким способностям (European Council for High Ability – ЕСНА).

С 2018 г. – член «Асоциация на професорите от славянските страни (АПСС)».


Заместитель заведующего кафедрой по научной работе, профессор

Доцент

Кандидат психологических наук


Профессиональные интересы

Психология одаренности: особенности развития и образования одаренных детей; условия реализации одаренности на разных возрастных этапах; гендерные аспекты проявления и реализации одаренности; психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся; подготовка учителей к работе с одаренными.


Контактная информация

Москва, М. Сухаревский пер., д. 6, каб. 46
+7 (910) 463-59-78
lv.popova@mpgu.su

РИНЦ (Научная электронная библиотека Elibrary.ru)