Навигация по сайту

Алексей Николаевич

Рыжов

Образование

Докторантура: Московский государственный педагогический университет, 2012, специальность "Педагогические науки".
Аспирантура: Московский государственный педагогический университет, 2004, специальность "Педагогические науки".
Московский государственный педагогический университет, Исторический факультет, 1999.

Тема кандидатской диссертации

"Концепция "нового воспитания" и ее реализация в деятельности педагогов-реформаторов в странах Запада и России конца XIX-началаXX вв.", МПГУ (2004)

Тема докторской диссертации

"Генезис педагогических терминов в России (XI-начало XXI вв.)", МПГУ (2013)

Курсы текущего учебного года

Наименование: Проектирование образовательной среды
Уровень: бакалавриат
Факультет: Исторический, Институт истории и политики
Направление: 44.04.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Курсы: 4, 5.

Наименование: История взаимовлияния науки и образования
уровень: Магистратура
Факультет: Кафедра педагогики Института "Высшая школа образования"
Направление: 44.04.01 Педагогическое образование, 44.04.02 Психолого-педагогического образование
Курс: 1.

Наименование: История общего и профессионального образования
Уровень: Магистратура
Факультет: Кафедра педагогики Института "Высшая школа образования"
Направление: 44.04.01 Педагогическое образование, 44.44.02 Психолого-педагогическое образования
Курс: 1.

Наименование: Разработка и сопровождение документации педагога
Уровень: Магистратура
Факультет: Кафедра педагогики Института "Высшая школа образования"
Направление: 44.04.01 Педагогическое образование
Курсы: 1, 2.

Наименование: Методология исследовательской деятельности
Уровень: Магистратура
Факультет: Кафедра педагогики Института "Высшая школа образования"
Направление: 44.04.01 Педагогическое образование
Курс: 1.

Наименование: Педагогическая терминология
Уровень: Магистратура
Факультет: Кафедра педагогики Института "Высшая школа образования"
Направление: 44.04.01 Педагогическое образование, 44.04.02 Психолого-педагогическое образование
Курс: 1.

Наименование: Конструирование нового содержания образования
Уровень: Магистратура
Факультет: Кафедра педагогики Института "Высшая школа образования"
Направление: 44.04.01 Педагогическое образование
Курс: 2.

Публикации

Монографии:
1. Рыжов А.Н. Генезис педагогических понятий в России в XI – XX вв.: Монография. – М.: МПГУ, 2012. – 300 с. (18,8 п.л.)
2. Рыжов А.Н. Становление и развитие педагогических понятий в России в XI-XVIII вв. – М.: Изд-во «Спутник+», 2009. – 157 с. (9,8 п.л.)
3. История российского образования в документах и материалах (XI-XVIII вв.): Научное издание / Мос. пед. гос. ун-т; [составители, авторы предисловия, вводных статей и примечаний А.Н. Рыжов, М.А. Гончаров]. – М.: Интеллект-Центр, 2012. – 592 с. (48 п.л.) / 440 с. (34,1 п.л.)
4. Рыжов А.Н. Новые подходы к воспитанию и образованию ребенка в педагогической теории и практике стран Западной Европы и России в конце XIX – начале XX вв. – М.: Прометей, 2006. – 140 с. (8,8 п.л.)
Работы в изданиях, включенных в перечень ВАК РФ:
5. Рыжов А.Н. Из истории становления основных педагогических понятий в России (XI-XVII вв.) // Вопросы образования. – 2008. – № 4. – С.217-237. (1,8 п.л.)
6. Рыжов А.Н. Взаимоотношения России с иностранными государствами в области образования в XVI-XVII вв. // Вопросы образования. – 2009. – № 3. – С.246-270. (1,7 п.л.)
7. Рыжов А.Н. Педагогические понятия в отечественной учебной литературе XIV-XVIII вв. // Педагогика. – 2009. – № 9. -С. 24-35. (0,7 п.л.)
8. Рыжов А.Н. Образование в «немецких» школах Москвы в первой четверти XVIII в. // Вопросы образования. 2007. – № 2. -С. 268-282. (1,5 п.л.)
9. Рыжов А.Н. Профессиональное образование в России в XVII – первой половине XVIII в. (на примере подготовки медицинских служащих). // Вопросы образования. – 2007. – № 4. – С. 268-294. (1,5 п.л.)
10. Рыжов А.Н. Терминология практики образования в России в XVI-XVII вв. // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». – 2012. – № 4 (22). – С. 99-107. (0,5 п.л.)
11. Рыжов А.Н. Педагогическая терминология теории и практики учебных заведений в России в XVIII в. // Наука и школа. – 2012. – № 6. – С. 173-175. (0,3 п.л.)
12. Рыжов А.Н. Образование детей крепостных в России во второй половине XVIII в. // Вопросы образования. – 2010. – № 2. – С. 238-262. (2 п.л.)
13. Рыжов А.Н. Педагогическая терминология в условиях реформ русского языка в конце XVII – середине XX века. // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2012. – № 9. – С. 35-41. (0,7 п.л.)
14. Рыжов А.Н. Проблемы генезиса ведущих педагогических понятий в условиях становления и развития научно-педагогической теории в России XIX – XX вв. // Наука и школа. – 2010. – № 6. – С. 134-142. (0,8 п.л.)
15. Рыжов А.Н. Образовательные приоритеты российского дворянства в последней четверти XIX – начале XX в. // Вопросы образования. – 2009. – № 4. – С. 235-256. (1,5 п.л.)
16. Рыжов А.Н. Из истории становления и развития терминов «начальное обучение», «начальное образование» и «начальная школа» в России. // Начальное образование. – 2012. – № 6 (53). – С. 45-49. (0,5 п.л.)
17. Рыжов А.Н. Педагогическая терминология процесса интеграции России в европейское образовательное пространство. // Преподаватель XXI век. – 2009. – № 3. – часть 1. – С. 7-13 (0,5 п.л.)
18. Рыжов А.Н. Проблемы учета национальных российских традиций образования в условиях его реформирования и интеграции в европейское образовательное пространство. // Преподаватель XXI век. – 2009. – № 1. – часть 1. – С. 7-16. (1 п.л.)
19. Рыжов А.Н. Современные проблемы в области педагогической терминологии и подходы к их решению // Наука и школа. – 2012. – № 5. – С. 20-24. (0,5 п.л.)
20. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия “педагогика и психология” – 2014. – № 3 (29). – С.71-86.
Статьи в научных журналах, сборниках материалов научных конференций:
21. Рыжов А.Н. Новые подходы к воспитанию и развитию личности ребенка в практике школ нового типа в России в конце XIX – начале XX века. // Сборник научных трудов кафедры педагогики МПГУ. – М.: ЦПСИО, 2004. – С. 119-128. (0,6 п.л.)
22. Рыжов А.Н. Реализация новых подходов к воспитанию и развитию ребенка в воспитательно-образовательных учреждениях нового типа в Германии в конце XIX – начале XX вв. // Научные труды МПГУ. Серия: психолого-педагогические науки. Сб. статей. – М.: «Прометей», 2005. – С. 747-754. (0,4 п.л.)
23. Рыжов А.Н. Гимназия И. и А. Медведниковых и школа Е.С. Левицкой как воспитательно-образовательные учреждения нового типа в России в начале XX века. //Научные труды МПГУ. Серия: психолого-педагогические науки. Сб. статей. – М.: «Прометей», 2006. – С. 594-604. (0,6 п.л.)
24. Рыжов А.Н. Российские традиции образования в условиях его реформирования и интеграции в европейское образовательное пространство. // Теория и практика педагогической деятельности. Сборник статей. М.: Прометей, 2008 – С.17-23 (0,7 п.л.)
25. Рыжов А.Н. Анализ источников содержания терминологической системы педагогики в России XIX-XX вв. как историко-теоретическая основа современного развития педагогической науки. //Социально-экономическая эффективность результатов исследований молодых ученых в области образования: Материалы всероссийской научно-практической конференции 5-7 октября 2010 г. – Тула: ТГПУ, 2010. – С. 107-111. (0,3 п.л.)
26. Рыжов А.Н. Педагогическая терминология в рукописных книгах XIV-XVII вв. (из собрания РГБ) // Румянцевские чтения: материалы Всероссийской научной конференции (17-18 апреля 2012 г.). – М.: Пашков Дом, 2012. – С. 189-194. (0,5 п.л.)
27. Рыжов А.Н. Русская педагогическая терминология в условиях развития русского языка. // Русское слово: прошлое, настоящее, будущее: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 17-18 мая 2012 г./ Отв. ред. С.Н. Пяткин. – Арзамас: АГПУ, 2012. – С. 314-319 (0,5 п.л.)
28. Рыжов А.Н. К истории содержания термина «тьютор» в России в XVIII-начале XX вв. // Тьюторское сопровождение. – 2012. – № 3 – С. 11-14. (0,3 п.л.)
29. Рыжов А.Н. Основные направления генезиса педагогических терминов в России (XI-XX вв.) и подходы к решению современных терминологических проблем. // Материалы Дальневосточной секции Всероссийского методологического семинара «Понятийно-терминологический аппарат отечественной педагогики в контексте культурно-исторического подхода». – Хабаровск: ДГВУ, 2012. – С. 56-62. (0,7 п.л.)
30. Рыжов А.Н. Идеи открытого образования в истории образования в России // Тьюторское сопровождение. – 2012. – № 5 – С. 19-22 (0,5 п.л.)
Учебные пособия и учебные программы:
31. Рыжов А.Н. История педагогики и образования. Учебная программа дисциплины // История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учебное пособие и программа для педагогических учебных заведений. Рекомендовано УМО вузов РФ для студентов педагогических вузов. /Под ред. А.И. Пискунова. М.: ТЦ Сфера, 2008. – 490 с. (авт. доля – 0,5 п.л.)
32. Рыжов А.Н. История педагогики. Хрестоматия по истории педагогики: в 3 т. – Т.1. Античность. Средневековье. /Под ред. А.И. Пискунова.– М.: ТЦ Сфера, 2008. – 512 с. (авт. доля – 9,5 п.п.)
33. Рыжов А.Н. История педагогики. Хрестоматия по истории педагогики: в 3 т. – Т.2. Новое время. /Под ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 464 с. (авт. доля – 5 п.л.)
34. Рыжов А.Н. Современные проблемы педагогики и образования. Программа учебной дисциплины. //Сборник УМКД. Часть 1. Программы учебных дисциплин по направлению «Психолого-педагогическое образование» /Под ред. И.В. Егорова, Н.И. Фатеевой. – М.: МГПУ, 2011. – С. 5-23 (1,5 п.л.)
35. Рыжов А.Н. Программа учебной дисциплины «Педагогика» // Примерные основные образовательные программы по направлению 050100 «Педагогическое образование». М: МПГУ, 2012. – С. 24-25. (0,2 п.л.)
36. Рыжов А.Н., Факторович А.А. Программа рабочей дисциплины «Педагогика» //Сборник рабочих программ учебных дисциплин по направлению 050100.62 Педагогическое образование: в 2-х частях. – М.: Прометей, 2012. – Ч.2. – С.36-54. (1,5 п.л.)
37. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования // http://минобрнауки.рф/документы/923
38. Рыжов А.Н. Примерная программа учебной дисциплины ОГСЭ. 02. История для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы СПО (для всех специальностей) // www.firo.ru
39. Рыжов А.Н. История образования и педагогической мысли: учебник для студентов бакалавриата колледжей и вузов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». Рекомендовано УМО вузов РФ для студентов педагогических вузов / Под ред. А.И. Пискунова, А.Н. Джуринского, М.Г. Плоховой. 4-е изд. перераб. — М.: ИД Юрайт, 2015. – 575 с. (авт. доля – 7 п.л.)
40. Рыжов А.Н. Программа учебной дисциплины История педагогики и образования. // История образования и педагогической мысли: учебник для студентов бакалавриата колледжей и вузов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». Рекомендовано УМО вузов РФ для студентов педагогических вузов / Под ред. А.И. Пискунова, А.Н. Джуринского, М.Г. Плоховой. 4-е изд. перераб. – М.: ИД Юрайт, 2013. – С.532-574. (авт. доля – 1,3 п.л.)

Повышение квалификации

Кафедра теории и практики управленческой деятельности в образовании ФГАОУ АПКиППРО. Программа – Управление инновационными процессами в образовательных организациях, март 2015.

Факультет начальных классов Института детства МПГУ, программа – Проектирование и реализация основных профессиональных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов), март 2015.

Достижения и поощрения

Благодарственные письма ректора МПГУ за организацию и проведение секций научно-практических конференций молодых ученых в МПГУ (2011, 2012, 2013), диплом лауреата конкурса им. Л.С. Выготского (2014).

Исследовательские проекты и гранты

Наиболее значимые из проектов федерального уровня:
1. «Разработка проектов федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, преемственных с закупаемыми в 2007 году федеральными государственными стандартами высшего профессионального образования» (Москва, 2007).
2. «Разработка терминологического аппарата профессионального образования в связи с введением новых ФГОС» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)» (Екатеринбург, 2008).
3. «Разработка научно-методического обеспечения формирования программ профессиональных модулей для начального и среднего профессионального образования» (Москва, 2008).
4. «Содержание общего образования в учебных заведениях России во второй половине XVII – первой четверти XVIII вв.» (Москва, 2009).
5. «Исследование дидактических подходов к формированию инновационных образовательных технологий в системе общего среднего и высшего педагогического образования» (Москва, 2012).

Участие в конференциях

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Русское слово: прошлое, настоящее, будущее» (Арзамас, 2012)
Всероссийский методологический семинар «Понятийно-терминологический аппарат отечественной педагогики в контексте культурно-исторического подхода» (Хабаровск, 2012)
Международная научно-практическая конференция «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: опыт и перспективы нормативно-правового регулирования» (Москва, 2012)
Международная научно-практическая конференция “Румянцевские чтения -2013″, Москва (16-17 апреля 2013)
VI научно-практическая конференция молодых ученых «Теория и практика педагогической деятельности в условиях инновационного развития системы образования», МПГУ (ноябрь 2012 г.)
VII научно-практическая конференция молодых ученых «Теория и практика педагогической деятельности в условиях инновационного развития системы образования», МПГУ (13 декабря 2013 г.)
VI Международная научно-практическая конференция «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: родительство, особое детство, учительство”, МПГУ (29-30 октября 2013 г.)
Внутривузовские Научные чтения, посвященные 90-летию кафедры общей педагогики МПГУ (11 октября 2013 г.)
Межвузовская заочная научно-практическая конференция «Научно-методическое обеспечение реализации ООП по направлению «Педагогическое образование» в вузе», МПГУ (февраль, 2015 г.)
Международная научно-практическая конференция “Человек в мире неопределенности: методология культурно-исторического познания”, МПГУ (15-16 ноября 2016 г.)


заведующий кафедрой педагогики, профессор

доцент

доктор педагогических наук


Профессиональные интересы

История российского образования.
Теория и история педагогической терминологии.
Реализация компетентностного подхода в общем и профессиональном образовании.


Контактная информация

109444, г. Москва, улица Ташкентская, д. 18, корпус 4, кабинет 217 г
+7 (495) 376 76 56
an.ryzhov@mpgu.su

Портал ИСТИНА МГУ

РИНЦ (Научная электронная библиотека Elibrary.ru)