Навигация по сайту

Виктор Петрович

Журавлёв

Образование

Московский областной педагогический институт им. Н.К. Крупской по специальности «учитель русского языка и литературы» (1972)
Аспирантура МОПИ им. Н.К. Крупской, кафедра теории литературы и эстетики. (1983).

Тема кандидатской диссертации

«Художественные функции пейзажа в поэзии Александра Прокофьева» (1983).

Курсы текущего учебного года

Уровень подготовки кадров высшей квалификации, направление подготовки 44.06.01. Образование и педагогические науки, направленность «Теория и методика обучения и воспитания «Теория и методика обучения и воспитания (литература):
1. Актуальные проблемы изучения литературы.
Уровень бакалавриата, направление подготовки 44.03.05. Педагогическое образование с двумя профилями подготовки. Профиль: «Литература и история» (очная форма).
1. Проектирование в процессе обучения.

Публикации

Основные публикации
От азбуки до учебно-методического комплекта (к истории создания учебно-методических комплектов по литературе для общеобразовательной школы.- Монография.- М.: Прометей, 2011.
Учебно-методический комплект как форма реализации авторской методической концепции. – Монография. -М.; Прометей, 2012.
Жили-были…: Русская литературная сказка ХIХ века /Сост., авт. Вступ. Статьи и комментариев В.П. Журавлёв. – М.; 1993 – («Школьная библиотека. Гуманитарный лицей»). Рекомендовано Министерством образования РФ в качестве хрестоматии для внеклассного чтения.
Волшебный ларец: Русская литературная сказка ХХ века /Сост., автор вступ. Статьи и комментариев В.П. Журавлёв. – М.: Просвещение, 1998. Рекомендовано Министерством образования РФ в качестве хрестоматии для внеклассного чтения.
Русская литература ХIХ века. (Вторая половина): Хрестоматия художественных произведений. 10 класс. – В 2 ч./Сост. В.П. Журавлёв. – 8-е изд.- М.: Просвещение. 2004. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Клюев Н., Клычков., Орешин П. Избранное /Сост., авт. вступ. статьи и коммент. В.П. Журавлёв. – М.: Просвещение, 1990. – 352 с. («Б-ка словесника»).
Есенин С.А. Избранное /Сост., авт. послесловия В.П. Журавлёв. – М., 1995. – 240 с. («Б-ка отечественной классики. Школьная библиотека»).
Сказки русских писателей ХIХ века/Сост. Авт. Вступ. Статьи В.П. Журавлёв. Комментарии В.П. Журавлёва и В.В. Журавлёва. – М.: ВЛАДОС, 2009. (Литературная библиотека школьника).
Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, Н.В. Беляева; под ред. В.Я. Коровиной. – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2016.
Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. – В 2 ч. /В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – 7-е изд.- М.: Просвещение. 2017. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. – В 2 ч. / В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин; под ред. В.Я. Коровиной. – 7-е изд.- М.: Просвещение, 2017. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. – В 2 ч. / В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – 6 –е изд.- М.: Просвещение, 2017. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. – В 2 ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2017. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. /В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский; под ред. В.Я. Коровиной. – 4-е изд.- М.: Просвещение, 2017. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Русский язык и литература. Литература. 11 класс: Учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень. –В 2 ч. /Под ред. В.П. Журавлёва. – 4-е изд.- М.: Просвещение, 2-17. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Читаем, думаем, спорим… 5 класс. Дидактические материалы по литературе. Учебное пособие для учащихся общеобразоват. организаций / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – 13-е изд.- М.: Просвещение, 2017.
Читаем, думаем, спорим… 8 класс: Дидактические материалы по литературе. Пособие для учащихся общеобразоват. организаций /В.Я. Коровина. В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – 8-е изд.- М.: Просвещение, 2017.
Литературное образование м духовно-нравственное развитие личности. Программа для аспирантов. – М.: Прометей, 2009. (Инновации в образовании). В соавторстве с В.Ф. Чертовым, С.А. Зининым и др.
Испытание властью. – Театральная жизнь., 1976, №16.
У истоков жанра солдатской исторической песни. // По законам жанра. – Тамбов, 1878. С. 17-22.
Встреча с поэтом (рец. на кн.: А. Прокофьев. Вспоминают друзья. – Л., 1977).- Москва. 1979, №3, С. 211-212.
Единая, многонациональная (об учебнике В.А. Шошина «Литература народов СССР»)- Книжное обозрение, 1982, №51.
Статья Александра Блока «Краски и слова» и некоторые особенности пейзажной живописи Александра Прокофьева // Художественный мир Александра Блока. – М., 1982.- С. 83-88.
Значение пейзажа в советской лирике 30-х годов// Пейзаж как развивающаяся форма воплощения авторской концепции. – М., 1984.- С.104-118.
Своеобразие фольклоризма Дмитрия Кедрина (на материале баллады «Сердце» // Фольклорные традиции в русской и советской литературе. – М., 1987.- С.150-157.
Свет Родины: Идеальный образ в лирике Александра Прокофьева // Художественный образ как форма воплощения авторского идеала. – М.: 1987, с. 75-89.
Жить на полный взлёт…: К 75-летию Бориса Ручьёва.- Литература в школе, 1988, № 3.- С. 20-29.
Soviet Publishing Policy in literature and literary studies / Scotish Slavonic review – 1989. – 12/13.- Р. 224-227.
Кто напишет учебник? – Учительская газета, 1990, 14 августа.
Как солнца осколок… (К 90-летию Александра Прокофьева) //Литературная Росси, 1990, 28 ноября.
Патриотический пафос пейзажа в поэме Александра Прокофьева «Россия» // Советская поэзия о Великой Отечественной войне и её изучение в школе и в вузе. – М.,1990. – С.30-41.
Словесным опалён огнём…: О поэзии Николая Клюева. – Литература в школе.- 1991,№5.- С.19-28.
В мастерской учебников. – Литература (Первое сентября),1994,№15.- С. 4-5.
Фронтовые судьбы песни: «Катюша».- Литература (Первое сентября).- 1994.- №45, с.7.
О моей негасимой любви…: Фронтовые судьбы песенной лирики. – Литература в школе.- 1995.- №1.- С. 41-45.
Город в художественном мире А.П. Чехова (из опыта работы Московской городской олимпиады старшеклассников).- Литература (Первое сентября).- 1995.- №25 (В соавторстве Б.И. Турьянской).
Лирический роман Сергея Есенина. – Литература в школе. – 1995.- №5.- С.9-15.
Есенин Сергей Александрович // А.С. Пушкин: Школьный энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Коровина. – М.: Просвещение, 1999. – С. 425-426.
«Горит моё сердце, как солнца осколок…»: заметки о поэзии Александра Прокофьева. – Литература в школе. – 2001.- №1.- С. 20-26.
Кириллов Владимир Тимофеевич // Русская литература ХХ века. Прозаики. Поэты. Драматурги. Библиографический словарь. В 3 т. / Под ред. Н.Н. Скатова.- М.: ОЛМА-ПРЕСС- инвест, 2005.- Т.2.- С.190-191.
Основные направления совершенствования КИМов по литературе для ЕГЕ 2009 г.// Оценки качества образовательных достижений в системе общего образования: Материалы и тезисы докладов II Международной конференции. 26-28 сентября 2006 года. – М.: Уникум-Центр, 2006. -С. 86-90. (В соавторстве с А.С. Карповым, С.А. Зининым).
«Лесных ключей и сосен звон…»: Материалы к обзорной теме «Новокрестьянская поэзия». 11 класс. – Литература в школе, 2007.- №11.- С. 27-30.
Звучащая учебная книга: Фонохрестоматия как компонент учебно-методического комплекта. – Литература в школе.- 2007.- №12.- С.20-23.
От шедевров Античности до века двадцатого. (Об элективном курсе «Зарубежная литература. 10-11 классы». Практический журнал для учителей и администрации школы.- 2007.- №9.- С. 32-34.
Проблема содержания образования и учебно-методические комплекты.- Преподаватель –ХХI век. – 2008.- «1.- С. 4-7 (В соавторстве с В.Ф. Чертовым).
Практикум как жанр учебной книги по литературе (История и современность). – Литература в школе.- 2008.- С. 25-28.
Библиотека школьного учителя литературы: О типологии пособий для учителя в учебно-методическом комплексе для средней школы.- Литература в школе.- 2008.-10.- С. 24-27.
От учебного комплекта к линии учебно-методических комплектов (к вопросу об уточнении терминологии. – Преподаватель ХХI век. – 2008. -№4. – С.3-8.
Учебно-методический комплект по литературе: общее и индивидуальное. – Наука и школа. – 2008. – №5.- С.39-41.
Первые советские программы школьного литературного образования и «рабочие книги по литературе» как новый тип учебного пособия. – Наука и школа.-2010.- №2.- С. 41-46.
Первые стабильные учебники (30-е-40-е годы ХХ века) как этап в развитии школьных учебных средств по литературе. – Преподаватель ХХI век. – 2010. – №1.- С.105-114.
Жизнь, посвящённая отечественному литературному образованию: К 100-летию со дня рождения М. Головенченко (1899-1963) // Литературное образование и духовно-нравственное развитие личности: ХVIII Голубковские чтения. Материалы международной научно-практической конференции. – М.: МПГУ, 2010. – С. 122-126.
«Читаем, думаем, спорим…»: дидактическое пособие для учащихся как компонент учебно-методического комплекта. – Литература в школе. – 2011. – №3.- С. 24-29.
Новый стандарт – обновлённая линия учебно-методических комплектов. – Литература в школе. – 2012.- №2.- С. 19-25.
Методические пособия для учителя литературы: новые функции в условиях современной школы. – Литература в школе. – 2013. – №2.-С. 26-29.
Новокрестьянская поэзия // История русской литературы ХХ- начала ХХI века: Учебник для вузов в 3-х частях с электронным приложением: Часть 1: 1890-1925 годы / Сост. и научн. ред. проф. В.И. Коровин. – М.: ВЛАДОС, 2014 .- С. 468-478.
Н.А. Клюев (1884-1937) // История русской литературы ХХ – начала ХХI века: учебник для вузов в 3-х частях с электронным приложением: Часть 1: 1890-1925 годы / Сост. и научн. ред. проф. В.И. Коровин. – М.: ВЛАДОС, 2014. – Электронное приложение. – С.1849-1869.
С.А. Есенин (1895-1925) // История русской литературы ХIX- начала ХХI века: Учебник для вузов в 3-х частях с электронным приложением: Часть1 – 1890-1925 годы / Сост. и научн. ред. проф. В.И. Коровин. – М.: ВЛАДОС, 2014. – Электронное приложение. – С.1869-1886.
М.В. Исаковский (1900-1973) // История русской литературы ХХ – начала ХХI века: Учебник для вузов в 3-х частях с электронным приложением. Ч.2.: 1925-1990 годы / Сост. и научн. ред. проф. В.И. Коровин. – М.: ВЛАДОС, 2014. – Электронное приложение. – С.72-82.
Литература. 5 класс. Учебник для общеобразоват. организаций (для детей с нарушением зрения) в 5 ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2016.
Литература. 6 класс. Учебник для общеобразоват. организаций (для детей с нарушением зрения) в 5 ч. / В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2016.
Литература. 7 класс. Учебник для общеобразоват. организаций 9для детей с нарушением зрения) в 5 ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – М.: Просвещение. 2016.
Литература. 8 класс. Учебник для общеобразоват организаций (для детей с нарушением зрения) в 6 ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – М.: Просвещение. 2016.
Литература. 9 класс. Учебник для общеобразоват. организаций (для детей с нарушением зрения) в 6 ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский; пол ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2016.
Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразоват. организаций (для детей с нарушением зрения). Базовый уровень в 5 ч. / Под ред. В.П. Журавлёва. – М.: Просвещение, 2016.

Государственные и ведомственные награды

1.Почётное звание «Заслуженный работник культуры» (Указ Президента РФ от
12 декабря 2011 года).
2. Медаль Пушкина (Указ Президента РФ от 20 декабря 1999 года).
3.Медаль «В память 850-летия Москвы» (Указ президента РФ от 26 февраля
1997 года).
4. Медаль К.Д. Ушинского (Приказ Министра образования РФ от от 8 августа
2000 года № 07 – 28).
5. Нагрудный знак «Почётный работник общего образования РФ» (Приказ Министра образования и науки РФ от 4 мая 2006 года №538/к-р).
6.Нагрудный знак «Отличник народного просвещения» (Решение Министерства образования РФ №286 от 2октября 1995 года).
7. Почётные грамоты Министерства образования РФ, Российского книжного
союза, Союза журналистов России.

профессор

доцент

кандидат филологических наук,


Профессиональные интересы

Дидактические и воспитательные функции современных средств обучения в процессе школьного литературного образования. Методика анализа лирического стихотворного произведения на уроках литературы в старших классах общеобразовательных организаций.


Контактная информация