| «Музыка в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая. Она веселит сердце воина, ровняет шаг. Музыка удваивает, утраивает армию. С крестом в руке священника, с распущенными знамёнами и громогласной музыкой взял я Измаил».
/ Генералиссимус А.В. Суворов |
|
| «Марш “Прощание славянки” был мною написан накануне Первой мировой войны, под влиянием предшествующих событий на Балканах, когда Турция агрессивно напала на мирные Балканские государства. Марш посвящен женщинам-славянкам, провожающим своих сыновей, мужей и братьев на священную защиту родины. В мелодии отражено лирически-мужественное прощание»
/ Василий Иванович Агапкин |
|
| «Наступает минута прощания, Ты глядишь мне тревожно в глаза, И ловлю я родное дыхание, А вдали уже дышит гроза. Дрогнул воздух туманный и синий, И тревога коснулась висков, И зовёт нас на подвиг Россия, Веет ветром от шага полков» / Владимир Лазарев. Прощание славянки (1984) |
«Все мы – дети Великой Державы, Все мы помним заветы отцов: Ради Родины, чести и славы Не жалей ни себя, ни врагов. Встань, Россия, из рабского плена. Дух победы зовёт, в бой пора! Подними боевые знамена Ради Веры, Любви и Добра» /Александр Мингалёв. Прощание славянки (1990) |
В рамках проекта «Ратное служение России» продолжается рубрика «Военно-исторический календарь», посвящённая отечественным полководцам и флотоводцам, офицерам и рядовым, учёным и конструкторам, а также военно-историческим событиям и памятным датам
Юбилейный материал рубрики «Военно-исторический календарь» посвящается 140-летию со дня рождения военного дирижёра и композитора Агапкина Василия Ивановича (03/15.02.1884 – 29.10.1964).
Сегодня в России нет человека, который бы не знал имя военного музыканта Василия Ивановича Агапкина или не слышал мелодию его марша «Прощание славянки». Они вписаны золотыми буквами в скрижали музыкальной культуры и военно-дирижерского искусства. Русский патриотический марш стал в нашем Отечестве неофициальным гимном двух величайших войн, которые пережил наш народ и его автор – композитор В.И. Агапкин. С первого звука он западает в душу и навсегда остается в памяти. Марш написан в 1912 году штаб-трубачом 7-го запасного кавалерийского полка Василием Агапкиным под впечатлением событий Первой Балканской войны 1912–1913 годов. Скромный и никому не известный штаб-трубач рождает в провинциальном Тамбове шедевр музыкальной культуры. Нисколько не потеряв своей популярности за многие годы, это музыкальное произведение по существу является нашим национальным маршем, символизирующим проводы на ратную службу для защиты Отечества, во имя добра и справедливости.
Василий Иванович Агапкин – русский и советский военный дирижер и композитор, полковник Советской Армии (1939). Прославился как автор музыки легендарного марша «Прощание славянки». Дирижировал военным оркестром во время исторических парадов на Красной площади 7 ноября 1941 года и 24 июня 1945 года.
В.И. Агапкин родился 3 февраля (15 февраля по новому стилю) 1884 года в деревне Шанчерово Михайловского уезда Рязанской губернии (ныне – Михайловский район Рязанской области) в бедной крестьянской семье. Отец его, Иван Иустинович, в поисках заработка перебрался в Астрахань, где работал грузчиком в порту. Через год после рождения сына мать Василия умерла, и Иван Иустинович женился во второй раз – на Анне Матвеевне, прачке из астраханского порта. Когда Василию исполнилось 10 лет, умер отец: надорвался на тяжёлой работе. Анна Матвеевна, получавшая за свой труд копейки, поняла, что денег ей хватит только на прокорм своего малолетнего сына, а поэтому вынуждена была отправить Василия и двух его сестер просить милостыню.
Василий выживал благодаря подаяниям добрых людей. Однажды на улице он услышал военный духовой оркестр и долго провожал его, вышагивая в такт и напевая вслед за музыкантами. Эта встреча с военными музыкантами вызвала у него восторг, запала в сердце и определила его будущую судьбу.
На следующий день мачеха отвела его к полковому дирижеру, который сразу определил, что у мальчика идеальный музыкальный слух. После окончания трех классов церковно-приходской школы Вася Агапкин по просьбе мачехи был принят воспитанником в 308-й Царевский резервный батальон Астраханского пехотного полка. Обладая абсолютным музыкальным слухом и большим трудолюбием, юный трубач стал через четыре года лучшим солистом-корнетистом полка; в дальнейшем вся его жизнь была связана с военными оркестрами.
В 1899 году юный Агапкин уезжает на Кавказ, где поступает в Аварский резервный пехотный батальон. Он начинает получать жалование в размере 10 рублей в месяц, часть которого регулярно высылает своим родственникам. Доброта и отзывчивость были свойственны Василию Агапкину на протяжении всей его жизни. В 1900 году Агапкин – солист оркестра 82-го Дагестанского пехотного полка. Еще через год он получает приглашение отправиться в армянский город Александрополь (Гюмри) в 45-й Северский драгунский полк, а затем его переводят в качестве штатного трубача в оркестр 43-го драгунского полка.
В 1906 году Василий Агапкин был призван на действительную военную службу в 16-й Тверской драгунский полк, стоявший под Тифлисом (Тбилиси). После окончания службы в декабре 1909 года он уезжает в Тамбов, где имелась возможность продолжить образование в музыкальном училище и найти место в военном оркестре. Там 12 января 1910 года Агапкин определяется на сверхсрочную службу штаб-трубачом в 7-й запасной кавалерийский полк. Поступив в Тамбовское музыкальное училище, Василий с осени 1911 года без отрыва от службы стал заниматься в классе медно-духовых инструментов. Класс вел известный педагог Федор Михайлович Кадичев. Проживал на Гимназической улице. По вечерам он с другими музыкантами училища давал концерты в саду купеческого собрания. Однажды после одного из таких выступлений Агапкин познакомился со своей будущей супругой – Ольгой Алексеевной Матюниной.
В октябре 1912 года Болгария, Греция, Сербия и Черногория начали войну против Османской империи за создание национальных государств. Русские газеты наполнились призывами и воззваниями помощи славянским братьям. Из Петербурга, Москвы, других городов России уезжали добровольцы – солдаты и офицеры, санитарные отряды сестер милосердия. Вести об этом доходят и до тихого Тамбова. Разлетаются тиражи газет «Тамбовский край» с военными сводками. Сыновья и внуки героев 122-го Тамбовского пехотного полка, в войну 1877–1878 годов сражавшихся под Плевной, переживают за братьев-славян. Радостным патриотическим порывом охвачен и трубач Агапкин. Свои чувства Василий Иванович стремится выразить в музыке, подбирает на рояле такую мелодию, которая звала бы славянские народы на священный бой за свою свободу и независимость. В результате творческих поисков рождается марш «Прощание славянки». Многие музыковеды считают, что Агапкин взял за основу марша мелодию песни времен Русско-японской войны 1904-1905 годов, которая неофициально исполнялась в солдатской среде, – «Ах, зачем нас забрали в солдаты, угоняют на Дальний Восток?». Как бы там ни было, музыкальное произведение обессмертившее имя Василия Ивановича, неразрывно связано с историей России, с жизнью каждого поколения, оно выражает чувства и настроения народа и армии в годы тяжелых испытаний.
Сохранившийся до наших дней в архиве семьи композитора экземпляр нотного издания марша украшен трогательной, в духе того времени, картинкой: юная красавица прощается с бравым гусаром, вдали на фоне гор идут боевые полки. Название гласит: «Прощание славянки. Новый марш к событиям на Балканах. Посвящается всем славянским женщинам. Сочинение Агапкина». Публичное исполнение марша состоялось осенью 1912 года в Тамбове на строевом смотре полка, в котором служил Василий Иванович. В считанные месяцы марш приобрел невероятную популярность в России.
Позже Василий Иванович так вспоминал о своем произведении: «Марш “Прощание славянки” был мною написан накануне Первой мировой войны, под влиянием предшествующих событий на Балканах, когда Турция агрессивно напала на мирные Балканские государства. Марш посвящен женщинам-славянкам, провожающим своих сыновей, мужей и братьев на священную защиту родины. В мелодии отражено лирически-мужественное прощание». А вот слова на мелодию марша начали появляться значительно позже. Наиболее известными из них стали стихи поэтов А.Я. Федотова (1965), А.А. Галича (1970-е), В.Я. Лазарева (1984), А.В. Мингалева (1990) и др.
В августе 1914 года разразилась Первая мировая война. Марш «Прощание славянки» с большим воодушевлением стали исполнять военные и гражданские оркестры не только в России, но и во Франции и других странах.
В 1915 году штаб-трубач В.И. Агапкин окончил музыкальное училище по классу медно-духовых инструментов. В свидетельстве за номером семьдесят семь, выданном Агапкину, отмечалось: «Совет Тамбовского музыкального училища Императорского русского музыкального общества сим свидетельствует, что мещанин г. Астрахани Василий Иванович Агапкин, 31 года от роду, православного вероисповедания, окончил в мае 1915 года в Тамбовском музыкальном училище курс музыкального образования по классу преподавателя Ф.М. Кадичева. Кроме того, он, Агапкин, обучался военной инструментовке, а потому может с успехом исполнять должность военного капельмейстера».
С февраля 1917 и до марта 1918 года Василий Иванович занимал должность капельмейстера в родном 7-м запасном кавалерийском полку, затем руководил оркестром при Тамбовском союзе оркестровых музыкантов. В июле 1918 года он добровольно вступил в Красную Армию в 1-й Красный гусарский Варшавский полк Западной стрелковой дивизии в качестве капельмейстера и осенью вместе с ним отправился на фронт. Больше года он руководил оркестром полка, пока не заболел сыпным тифом. Выздоровев, Агапкин в марте 1920 года был направлен в Тамбов, где жила его семья. В мае он создает оркестр 115-го (впоследствии 74-го) батальона войск Всероссийской чрезвычайной комиссии, затем такой же коллектив в 27-м отдельном батальоне войск Государственного политического управления (ГПУ). В короткие сроки возглавляемые талантливым дирижером оркестры освоили разнообразный репертуар, после чего с большим успехом выступали в Тамбове на различных мероприятиях.
В 1922 году Агапкин и его оркестр победили в смотре, который состоялся в Москве. Организаторские и творческие способности Василия Ивановича были замечены, и летом того же года его перевели в Москву на должность капельмейстера 117-го особого полка войск Объединенного ГПУ (ОГПУ). В январе 1924 года оркестр Агапкина участвовал в траурной церемонии во время похорон В.И. Ленина. Нет сомнений в том, что имя руководителя оркестра и автора прославленного марша было доложено организаторам похорон, в том числе и И.В. Сталину. В 1928 году Агапкин организовал духовой оркестр из беспризорников, для многих из которых это стало началом профессиональной карьеры музыканта.
В 1930 году Агапкина приглашают на должность капельмейстера оркестра Центральной школы ОГПУ (НКВД). Василий Иванович быстро собирает высококлассный коллектив военных музыкантов, проявляя при этом неутомимую энергию. Оркестр Центральной школы регулярно выступает в саду «Эрмитаж», неизменно привлекая внимание слушателей. С участием оркестра были сделаны грамзаписи военной музыки.
Когда началась Великая Отечественная война, Агапкину было уже 57 лет, он являлся одним из ветеранов военно-музыкального дела в Советском Союзе. Именно ему, в ту пору интенданту 1 ранга, руководителю оркестра Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения имени Ф.Э. Дзержинского, доверили дирижировать сводным оркестром Московского гарнизона на историческом параде на Красной площади 7 ноября 1941 года. Вот как об этом вспоминал Василий Иванович: «2 ноября 1941 года меня вызвал к себе командир дивизии и сообщил, что я должен явиться к коменданту города генералу Синилову. 7 ноября на Красной площади состоится парад войск, – объяснил Синилов, когда я явился к нему. Правительство возложило на вас руководство сводным оркестром гарнизона, который нужно для этой цели организовать из числа находящихся в Москве оркестров. Предупреждаю: необходимо, чтобы ни один музыкант не знал цели репетиции, так как это совершенно секретно! Где вы проведете репетиции и какого числа, ведь времени осталось мало? Мне необходимо не менее двух дней, – ответил я, – прошу Вас провести репетиции в казармах дивизии…». Однако комендантом города Москвы было принято решение проводить репетиции в Хамовниках. Таким образом, не имея достаточного времени для репетиций (всего два дня), в условиях строгой секретности организации самого парада, Василий Иванович сумел собрать, воодушевить и подготовить музыкантов к трудному и ответственному выступлению. 7 ноября 1941 года на знаменитом параде на Красной площади в Москве Агапкин дирижировал сводным оркестром.
Фотографию с легендарного парада 1941 года бережно хранит младшая дочь Агапкина – Аза Васильевна. «В день парада, 7 ноября, был страшный мороз, – рассказывала она «Аргументам и Фактам». – За свои 92 года жизни я больше не припомню таких холодов. Словно назло немцам. Папа на параде дирижировал сводным оркестром, в конце играли его марш «Прощание славянки». Настал момент, когда по Красной площади должны были пройти конница и танки. Папе надо было дать команду оркестру отойти к ГУМу, но он не смог открыть рта, потому что губы примёрзли друг к другу. Он попытался сойти с помоста, на котором дирижировал, и тоже не смог – сапоги примёрзли. Один из его подчинённых понял, в чём дело, и помог их отодрать».
«Он был молчалив, часто что-то напевал себе под нос. Любил слушать, как поют птицы», – рассказывала об отце Аза Васильевна. В его жизни постоянно совмещалось, казалось бы, несовместимое. Он был руководителем оркестра в структурах ОГПУ (в дальнейшем эта организация превратилась в НКВД, потом – в КГБ), играл траурный марш на прощании с женой Сталина, Надеждой Аллилуевой, которое проходило в ГУМе. «Папа вспоминал, как в ГУМе видел слёзы Сталина, – говорит Аза Васильевна. – Он часто играл в Кремле, его приглашали почти на все торжества, которые там проходили». И одновременно со своим оркестром выступал в московском саду «Эрмитаж», где исполнял вальсы и фокстроты, а заканчивал, по просьбам зрителей, всегда «Прощанием славянки». Он сочинил десятки вальсов и маршей, но «Прощание славянка» затмило их все.
«Он часто слушал пение птиц и что-то записывал за ними. Я говорю: дедушка, что ты пишешь? А он говорит, я записываю. Вот они выводят трели музыкальные, я за ними записываю. И из этого рождается музыка», – вспоминает внук В.И. Агапкина Юрий Свердлов.
В марте 1942 года Василий Иванович Агапкин получил назначение капельмейстером в Московское военно-техническое училище НКВД, эвакуированное в Новосибирск. В коллективе сложился хороший состав исполнителей. Весной и осенью 1943 года оркестр участвовал в музыкальном сопровождении встреч в аэропорту Новосибирска возвращавшихся из Москвы в США Джозефа Девиса и Дональда Нельсона, которые являлись личными представителями американского президента. Они высоко оценили исполнительское мастерство коллектива и поблагодарили его дирижера.
В 1943 году В.И. Агапкин назначается на должность капельмейстера оркестра Высшей школы Наркомата государственной безопасности (НКГБ) СССР. И снова парад – Парад Победы 24 июня 1945 года. На Красной площади выстроился огромный сводный оркестр из 1400 музыкантов. Управлял им генерал-майор С.А. Чернецкий, выдающийся капельмейстер и композитор. Помощником его был полковник В.И. Агапкин, чей оркестр вошел в состав сводного. Василий Иванович дирижировал барабанщиками и фанфаристами. Следует отметить: многие исследователи-музыковеды считают, что марш «Прощание славянки» не звучал на военных парадах в ноябре 1941 и в июне 1945 года. С этим мнением можно согласиться, так как в служебно-строевой репертуар для оркестров Красной Армии он был включен с осени 1945 года.
После окончания Великой Отечественной войны Василий Иванович Агапкин жил в посёлке Хотьково Московской области. Дом, в котором он жил в Хотькове, сохранился: он находится на улице Береговой, напротив Абрамцевского музея, через речку Ворю.
Голодное детство, нищая юность, скитания по гарнизонам и фронтам научили В.И. Агапкина ценить еду и даже небольшой бытовой комфорт. «Василий Иванович совершенно был лишен накопительства, – рассказывает вдова сына Игоря Татьяна Агапкина. – Когда ему давали квартиру на Большой Садовой в доме для сотрудников НКВД, он выбрал маленькую “двушку” без балкона, на втором этаже. Главное, – говорил он, – чтобы была комната для занятий музыкой, чтобы можно поставить рояль. А жить можно всем вместе в другой. А без балкона – чтобы маленький сын Игорь не вывалился, не дай бог, вниз». Когда родился долгожданный ребенок, Василий Иванович нанял домработницу, чтобы жена больше отдыхала. Но никогда у него не было “роскошеств” для себя. Даже в старости он ездил по Москве на общественном транспорте.
В марте 1946 года в ходе послевоенной реформы исполнительных органов власти НКГБ преобразовали в Министерство государственной безопасности (МГБ) СССР. В число подразделений этого ведомства вошел и Образцовый оркестр МГБ, дирижером которого в 1947 году стал В.И. Агапкин. Вопреки преклонному возрасту Василий Иванович много трудился, проводил репетиции оркестра и руководил его выступлениями. Он передавал свои знания музыкантам, организовывал и проводил лекции для специалистов по истории русской классической и советской музыки. На пенсию Василий Иванович вышел в 72 года в звании полковника.
Семья Василия Ивановича Агапкина. Жена – Ольга Алексеевна Агапкина (урождённая Матюнина) (1889-1950). Дочь – Нина Васильевна Аристова (1912-1945). Сын – Борис Васильевич Агапкин (1923-1967). Дочь – Аза Васильевна Свердлова (1921-2017), внуки – Юрий Свердлов, Владимир Шишкин. Правнук – Александр Владимирович Шишкин. Жена – Людмила Владимировна (урождённая Кудрявцева). Сын – Игорь Васильевич Агапкин (1940-1995), внуки – Светлана Климова, Ольга Агапкина.
Скончался Василий Иванович 29 октября 1964 года. Когда осенью – в самое нелюбимое его время года – композитор скончался, выяснилось, что хоронить его не на что. В семье не было накоплений, антиквартиата, драгоценностей, все сокровище – огромная библиотека и рояль. На помощь пришли родственники уже покойной тогда дочери от первого брака Агапкина. «Они предложили место на Ваганьковском кладбище в Москве, – поведала Татьяна Агапкина. Приехали и родственники мачехи, которые жили в Ленинграде; даже те, кто родились уже после смерти Анны Матвеевны, боготворили композитора и помнили, как помогал он когда-то их бабушке поднимать детей. Организацию похорон взял на себя ученик Агапкина Николай Назаров, ставший впоследствии главным дирижером оркестра Советской Армии». На надгробном памятнике композитору, который за жизнь создал десятки произведений, выбиты такты его самого знаменитого марша, под который уходили на фронт солдаты двух великих войн; который одинаково любили и красные, и белые; который и сегодня остается одним из символов патриотизма и национальной гордостью – как пушкинский ямб, улыбка Гагарина или голос Шаляпина. Его узнают с первых нот, даже не зная, кто такой Василий Агапкин, – скромный человек, который жил музыкой и ради музыки. Покоится В.И. Агапкин на 34-м участке Ваганьковского кладбища в Москве.
Награды В.И. Агапкина. За заслуги перед Родиной и большой вклад в развитие музыкального искусства Василий Иванович был награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, многими медалями.
Среди выдающихся произведений Василия Ивановича такие известные вальсы: «Волшебный сон», «Голубая ночь», «Любовь музыканта», «Сиротка», «Стон Варшавы», «На берегу Черного моря», полька «Веселый отдых», «Встречный марш для кавалерии», «Монгольский марш» и др. Музыка В.И. Агапкина была записана на пластинки, ноты лучших произведений неоднократно переиздавались. Марш «Прощание славянки» звучит в художественных и документальных фильмах: «Летят журавли» (1957), «Красная площадь» (1970), «Белорусский вокзал» (1971), «Великая Отечественная» (1978) и многих других. Он ежегодно исполняется 9 мая во время военного парада на Красной площади.
Память о В.И. Агапкине. Его именем названа детская школа искусств, находящаяся в городе Михайлове Рязанской области, и улица в городе Тамбове. На его малой родине в Рязанской области установлен бюст и создан музей. Особо чтут великого дирижера и композитора жители Тамбовщины. В областном центре Василий Иванович увековечен в мемориальной композиции вместе с автором вальса «На сопках Маньчжурии» И.А. Шатровым. На здании Тамбовского музыкального училища, которое окончил Агапкин, установлена мемориальная доска, а на музыку марша «Прощание славянки» написан гимн Тамбовской области.
7 сентября 2023 года в Тамбове на улице Комиссара Московского, где находились казармы 7-го кавалерийского полка, был открыт памятный знак композиторам – полковнику Василию Ивановичу Агапкину и гвардии майору Илье Алексеевичу Шатрову.
8 мая 2014 года на территории Белорусского вокзала в Москве был установлен и торжественно открыт памятник, посвященный легендарному маршу. Скульптурная композиция создана по мотивам сцены проводов добровольцев на войну из кинофильма «Летят журавли». 16 августа 2014 года на родине композитора, в деревне Шанчерово, открыт бронзовый бюст (скульптор – Олег Седов). В декабре 2014 года в честь 100-летнего юбилея создания Василием Агапкиным марша «Прощание славянки» на горе Орлёнок в Хотькове установлен памятный знак. Инициатором установки памятного знака выступили Министерство культуры Московской области и неравнодушный житель Ю.С. Буров.
21 июня 2015 года памятник композиторам В.И. Агапкину и И.А. Шатрову был открыт в Тамбове на улице Интернациональной, 27, Авторы памятника – скульптор Александр Миронов и архитектор Вадим Фролов (улица Интернациональная, дом 27).

Источники:
– А. Мазур. Агапкин Василий Иванович: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/
– Композитор Василий Иванович Агапкин: https://rzn-patriot.ru/name/agapkin.html
– М. Позднякова. Он всё сказал без слов: https://aif.ru/society/people/1149812
– Дорога к песне: https://biographe.ru/uchenie/vasilij-agapkin/?ysclid=lslep3jyk134878507
– К 140-летию В.И. Агапкина: https://tambovarchiv.ru/node/435?ysclid=lslf8xba50531034402
– Прощание славянки: http://www.rifinfo.ru/news/35785
– Марш «Прощание славянки»: http://www.hram-ks.ru/slavynka.shtml
– Открытие бюста на родине В.И. Агапкина: https://web.archive.org/web/20160911015710/http://7info.ru/archiv
– В Хотькове на горе «Орлёнок» установлена памятная доска: http://www.zagorsk.ru/new/3404
– Л. Бухонина. В памяти поколений: https://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1255183&archive=2015.02.17
– Могилы знаменитых людей. Агапкин В.И.: http://www.m-necropol.ru/agapkin.html
– Болотин С.В. Энциклопедический биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. – М.: Радуница, 1995
– Чумов Л.Е. Агапкин Василий Иванович // Очерки о трубе и трубачах в России. — М.: Московская консерватория, 2004
– Шевченко Н.В. История создания марша «Прощание славянки» и его значение в Первой мировой войне // Первая мировая война и проблемы российского общества. Материалы международной научной конференции 20-21 ноября. – СПб: Государственная полярная академия, 2014
– Черток М.Д. История марша «Прощание славянки». – Издательство «Канон-Плюс», 2019
– Черток М.Д. Русский военный марш. К 100-летию марша «Прощание славянки». – М., 2012
Материал подготовил:
В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,
подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий.



































