Уважаемые коллеги!
19–20 марта 2026 г. кафедра методики преподавания литературы Института филологии Московского педагогического государственного университета (МПГУ), Научно-методический центр сопровождения педагогических работников при МПГУ, редакция журнала «Литература в школе» проводят Международную научно-практическую конференцию «Изучение литературы и школьный учебник в условиях обновления содержания общего образования» (XXXIV Голубковские чтения).
Конференция пройдёт в очном формате с возможностью дистанционного подключения иногородних участников.
Цель конференции: выявление и анализ современных подходов к изучению литературы в школе; анализ концепции предметного учебника по литературе в условиях обновления содержания общего образования на основе сравнительно-исторического метода исследования.
Задачи конференции: анализ современных методологических ориентиров методических исследований; актуализация отдельных направлений деятельности научной школы В.В. Голубкова для определения перспектив развития школьного учебника по литературе; анализ позитивных практик работы с учебным и научным текстом на уроках литературы; обсуждение вопросов научно-методического сопровождения деятельности учителя по формированию умений школьников работать с учебником на уроках литературы.
Основные направления работы конференции:
- Изучение литературы в современной школе: методология, содержание, методика. Научные основы развития современного литературного образования.
- Методическая компаративистика. Особенности школьных учебных книг по литературе и методики работы с ними в разных странах.
- Учебник по литературе: преемственность традиций и современные методологические проблемы. Типологии и жанровый кластер учебника по литературе. Трансформация функций учебника в цифровую эпоху. Учебно-методический комплект по литературе: анализ опыта построения и реализации.
- Чтение учебника как научная проблема. Методика работы с учебным (научным) текстом на уроках литературы в 5–11 классах. Стратегии чтения научного и учебного текстов: теория и практика.
- Роль учебника по литературе в воспитании школьника, формировании его читательской грамотности. Организация самостоятельной работы школьников с учебником по литературе и способы стимулирования читательской деятельности учащихся в процессе работы с ним.
- Научно-методическое сопровождение деятельности учителя по формированию умений школьников работать с учебными и научными текстами на уроках литературы.


