V Всероссийская межвузовская студенческая научная конференция
«ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА В ЛИЦАХ И ДОКУМЕНТАХ:
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА»
18 апреля 2025 года
Формат конференции: оффлайн и онлайн
Институт социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета приглашает Вас принять участие в V Всероссийской межвузовской студенческой научной конференции «Вторая мировая война в лицах и документах: проблемы развития права и государства», которая приурочена к 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и состоится 18 апреля 2025 года.
Для участия в Конференции приглашаются обучающиеся и преподаватели образовательных организаций всех уровней.
Организаторы конференции:
кафедра права
кафедра теории и истории государства и права
Юридическая клиника МПГУ
В РАМКАХ КОНФЕРЕНЦИИ ПЛАНИРУЕТСЯ РАБОТА
СЛЕДУЮЩИХ СЕКЦИЙ
Секция 1. Геноцид мирного населения в период Второй мировой войны: страшные страницы истории (секция проводится в онлайн и оффлайн формате).
Проблемное поле:
«Звонят колокола Хатыни… и этот звон болит во мне» (А. Дементьев).
Проблема признания геноцида советского народа во время Второй мировой войны.
Международное сообщество и геноцид в отношении мирного населения СССР.
Жертвы нацистов: нацистская расовая идеология.
Преступления нацистов против мирного населения в период Второй мировой войны: документы и материалы.
Истребление мирного населения на оккупированных территориях.
Общечеловеческие ценности и Вторая мировая война.
Неизвестные страницы геноцида в период Второй мировой войны.
Блокада Ленинграда – история геноцида советского народа.
Лагеря для советских военнопленных: в п. Сувалки (Польша), Дарницкий концентрационный лагерь, Сырецкий концентрационный лагерь и др.
Восстание в концентрационном лагере Собибор.
Концентрационный лагерь Саласпилс.
Матч смерти 1942 года между киевским клубом «Старт» и немецкой командой «Flakelf».
Чёрная пропаганда Й. Геббельса.
Дирлевангер – история Варшавского восстания.
Трагедия Хиросимы и Нагасаки – атомные бомбардировки 6 и 9 августа 1945 года.
Секция 2. Проблемы охраны правопорядка в годы Великой Отечественной войны (секция проводится в онлайн и оффлайн формате).
Проблемное поле:
Организационно-правовые основы деятельности советской милиции по охране общественного порядка и в борьбе с преступностью в годы Великой Отечественной войны.
Военные будни советской милиции в годы Великой Отечественной войны.
Ленинградская милиция в годы блокады.
Государственное управление в правоохранительной сфере по поддержанию правопорядка в СССР в годы Великой Отечественной войны.
Правоохранительная система в годы Великой Отечественной войны.
Деятельность органов НКВД в годы Великой Отечественной войны.
Роль органов НКВД в организации партизанских отрядов, истребительных батальонов и диверсионных групп.
Деятельность органов прокуратуры в года Великой Отечественной войны.
Деятельность добровольных народных дружин по охране общественного порядка и в борьбе с преступностью.
Особенности охраны общественного порядка в тылу.
Судебная системы в годы Великой Отечественной войны.
Организация взаимодействия органов внутренних дел и населения в период Великой Отечественной войны.
Особенности обеспечения воинского правопорядка в годы Великой Отечественной войны.
Борьба с преступностью в годы Великой Отечественной войны.
Преступность в Красной Армии во время Великой Отечественной войны и борьба с ней.
Борьба с коррупцией в годы Великой Отечественной войны.
Преступления против детей и подростков в условиях оккупации.
Борьба с детской преступностью в годы Великой Отечественной войны.
Борьба с безнадзорностью и беспризорностью в годы Великой Отечественной войны.
Роль подразделений НКВД в борьбе с разведывательной и иной подрывной деятельностью фашистских спецслужб.
Секция 3. Проблемы развития государства и права в период Второй мировой войны (секция проводится в онлайн и оффлайн формате).
Проблемное поле:
Влияние результатов Второй мировой войны на формирование международного законодательства.
Влияние событий Второй мировой войны на развитие законодательства в зарубежных государствах.
Проблемы развития советского законодательства в годы Великой Отечественной войны.
Механизм государственного управления в чрезвычайных условиях на опыте Великой Отечественной войны.
Состояние системы государственной власти СССР накануне Великой Отечественной войны.
Высшие органы государственной власти и управления в годы Великой Отечественной войны.
Деятельность Верховного Совета СССР.
Изменение задач и характера работы местных органов власти в условиях Великой Отечественной войны.
Правоохранительные органы: специфика деятельности в период Великой Отечественной войны.
Чрезвычайные органы государственной власти в военное время.
Создание и деятельность государственного Комитата Обороны.
Деятельность Ставки Верховного Главнокомандования и Генерального штаба Вооруженных сил СССР.
Деятельность советской внешней разведки в годы Великой Отечественной войны.
Вклад военных разведчиков в создание отечественного атомного оружия в годы Великой Отечественной войны.
Фронтовая пропаганда – деятельность 7-го отдела РККА.
Культура, образование, наука в годы Великой Отечественной войны.
Промышленность и сельское хозяйство в годы Великой Отечественной войны.
Деятельность органов государственной власти в осажденном Ленинграде.
Предприятия Ленинграда в годы блокады.
Советские граждане в европейском движении Сопротивления.
Партизанские движения в годы Великой Отечественной войны.
Иностранные воинские формирования, созданные на территории СССР и принимавшие участие в Великой Отечественной войне (1-я пехотная дивизия им. Т. Костюшка Войска Польского, 1-я чехословацкая пехотная бригада, советско-французская эскадрилья «Нормандия-Неман» и др.).
Секция 4. Образование и педагогическая наука в годы Великой Отечественной войны (секция проводится в онлайн и оффлайн формате).
Проблемное поле:
Система образования страны в годы ВОВ: особенности реализации политики Советского государства в сфере образования в годы; роль Наркомата просвещения РСФСР; особенности управления и развития образовательной системой; подготовка кадров в годы войны; послевоенные годы восстановления образовательного процесса.
Школа в военное время: деятельность школ в годы войны, реформирование школьного образования и воспитания; организация и содержание учебно-воспитательной работы; воспитание патриотизма, развитие учебно-производственных мастерских, практическая направленность содержания учебных предметов; экспериментальная деятельность, направленная на повышение уровня знаний учащихся; организационные изменения учебного процесса (введение системы оценивания достижений учащихся, переводных и выпускных экзаменов, поощрения за успехи в учебе, платного обучения и др.), проблемы здоровья и питания детей в военное и послевоенное время; устройство детей, оставшихся без родителей; советская школа в условиях оккупации и в тылу в годы ВОВ.
Дети и война: школьные годы, опаленные войной; трудовые и опасные будни школьников; учителя с учениками на войне и в тылу.
Роль учителя в годы войны: подвиг учителей Блокадного Ленинграда; учителя, защищавшие Родину с оружием в руках; учитель в осажденном городе; подвиг педагога в годы ВОВ; учителя-ветераны и их фронтовые биографии.
Специальное образование в годы ВОВ: государственная система профессионально-технического образования и ее перестройка применительно к условиям ВОВ; учебные заведения трудовых резервов и школы фабрично-заводского обучения; создание и функционирование школ для рабочей и сельской молодёжи в годы ВОВ; организация профессионального образования в республиках СССР.
Высшее образование в годы ВОВ: эвакуация вузов; сокращение срока обучения в вузах; вузовская наука в годы войны; проблемы адаптации студентов-фронтовиков к учебному процессу по окончании войны; юридическое образование в СССР в годы ВОВ.
Педагогическая наука в ВОВ: всероссийские совещания учителей; создание Академии педагогических наук СССР; изучение проблем, теоретических вопросов педагогики и повышения качества педагогического образования; система повышения квалификации учительского состава; систематизация и обобщение педагогического опыта российской и советской школы.
Деятели просвещения ВОВ: учёные-педагоги, внесшие большой вклад в развитие педагогической науки и образования; имена, которые служат нам примером в жизни.
Секция 5. Нюрнбергский процесс: уроки истории и современность (секция проводится в онлайн и оффлайн формате).
Проблемное поле:
Роль СССР в Нюренбергском процессе.
Нюренбергский процесс и его влияние на развитие международного права.
Нюренбергский трибунал и геноцид.
К вопросу о легитимности Нюрнбергского трибунала.
Нюрнбергский процесс и формирование принципов международного уголовного судопроизводства.
Значение Устава Нюрнбергского трибунала.
Нюрнбергский трибунал и его роль в формировании состава международных преступлений.
Нюренбергский процесс в лицах.
Значение Нюренбергского процесса для развития уголовного права.
Устав Международного военного трибунала и обоснование теории профессиональной защиты.
Нюрнбергский трибунал как прообраз других международных трибуналов: Хабаровский процесс, Токийский процесс, трибунал по Югославии.
Опасность пересмотра итогов Нюрнбергского процесса современным западным сообществом.
КРУГЛЫЙ СТОЛ. Посвящается Году Семьи.
Тема: Великая Отечественная война 1941–1945 годов в лицах: взгляд через поколения (круглый стол проводится в онлайн и оффлайн формате; предпочтительно для обучающихся школ, лицеев, колледжей).
Проблемное поле:
Памятные даты военной истории в моей семье.
Судьба человека – Герои Великой Отечественной войны.
Ключевые сражения Великой Отечественной войны в истории моей семьи.
Листая страницы прошлого. Блокадные дневники.
Семейный альбом в годы испытаний.
«И пусть не думают, что мертвые не слышат, когда о них потомки говорят»: история моей семьи.
Судьба человека – Герои Великой Отечественной войны.
Ключевые сражения Великой Отечественной войны в истории моей семьи.
«Пусть имя Героя останется с нами. Героям нужна наша вечная память».
Семья и брак в годы Великой Отечественной войны.
Писатели на войне и о войне.
Уроки Великой Отечественной Войны в системе патриотического воспитания российской молодежи.
Подвиги тыла в годы Великой Отечественной войны.
Вторая Мировая Война: мифы и реальность (pro et contra).
«Мы были высоки, русоволосы. Вы в книгах прочитаете, как миф, о людях, что ушли, не долюбив, не докурив последней папиросы»: судьба человека в вихре войны.
«Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают эту взятую с боем суровую правду солдат»: неизвестные страницы Великой Войны в подвиге советских солдат, партизан и ополченцев.
Сюжеты Великой Отечественной войны в кинематографе.
Деятели советской культуры и их роль в Великой Победе.
Подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны: никто не забыт, ничто не забыто.
Великие полководцы Великой Войны.
Организационные вопросы участия в конференции
Для участия в конференции необходимо заполнить форму регистрации до 21:00 6 апреля 2024 года пройдя по ссылке: https://clck.ru/3GLxjU
Программа и ссылка на конференцию придут в ответном письме на эл. почту после регистрации (которую укажите при регистрации) за несколько дней до начала конференции.
Формы участия: конференция проводится в оффлайн и онлайн формате.
Организационные вопросы публикации в сборнике
По итогам конференции издается ЭЛЕКТРОННЫЙ сборник материалов конференции с размещение в базе РИНЦ. Публикация статей в сборнике бесплатная.
Для публикации: желающие опубликовать свою научную статью в сборнике должны выслать свою работу, оформленную в соответствии с требованиями (см. отдельный файл «Требования к оформлению статей» с примерами).
Статью высылать на адрес электронной почты выбранной секции:
- Секция № 1 – ORGK-1@yandex.ru
- Секция № 2 – ORGK-2@yandex.ru
- Секция № 3 – ORGK-3@yandex.ru
- Секция № 4 – ORGK-4@yandex.ru
- Секция № 5 – ORGK-5@yandex.ru
- Круглый стол – ORGK-6@yandex.ru
Перед направлением статьи убедитесь, что Вы ознакомились с Требованиями к статье и Правилами ее подачи.
В направленном письме должны быть прикреплены три файла:
- Статья; наименование файла «Секция № _. Фамилия И.О. Статья».
- Антиплагиат; наименование файла «Секция № _. Фамилия И.О. Антиплагиат».
- Рецензия; наименование файла «Секция № _. Фамилия И.О. Рецензия».
В поле «Тема» электронного письма должен быть указан номер секции. Письма без такого указания секции рассмотрены не будут.
При несоблюдении Требований и Правил ваша заявка рассмотрена не будет.
Срок предоставления статей до 26 апреля 2025 года.
Принимаются статьи объемом до 5 страниц.
Оргкомитет оставляет за собой право отклонить статьи, не соответствующие тематике конференции и правилам оформления статьи.
По всем вопросам организации конференции обращаться к:
Ширяевой Светлане Валентиновне | WhatsApp +79856199228 | sv.shiryaeva@mpgu.su |
Орловой Анне Владимировне | WhatsApp +79263901901 | av.orlova@mpgu.su
|
Елькиной Алле Николаевне
|
WhatsApp +79128229435 | an.elkina@mpgu.su |
Василенко Александре
Андреевне |
WhatsApp +79536134580 | aa.vasilenko@mpgu.su |
Мы ждем Вас! С уважением, Оргкомитет конференции!