Адаптированность студентов-первокурсников к новому образовательному пространству
Психологическая служба Научно-исследовательского центра Психолого-педагогических образовательных технологий (НИЦ ППОТ) СФ МПГУ, в соответствии с утверждённой Программой Адаптации первокурсников завершила первый этап психологического обследования новых студентов по ряду валидных методик с квинтэссенцией многоуровневого личностного опросника Адаптивность (МЛО-АМ), предназначенного для изучения адаптивных возможностей на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития.
Опросник принят в качестве стандартизированной методики и рекомендуется к использованию для решения задач профессионального психологического отбора, психологического сопровождения учебной и профессиональной деятельности. Результаты тестирования по МЛО могут быть интерпретированы от простейших суждений до подробной личностной характеристики.
Авторы опросника: А. Г. Маклаков, С. В. Чермянин (1993, 2001), СПб «ЛГУ им. А.С. Пушкина»
Исходя из социальной ситуации, связанной со сменой социальной роли студентов-первокурсников, одновременно сопряжённой с погружением каждого из них в новое образовательное пространство, в новую социальную группу сверстников (которой ещё только предстоит стать коллективом (!)), преобладание уровня сниженного «личностного адаптивного потенциала» представляется нормой и требует дальнейшего психолого-педагогического сопровождения студентов.
Здесь уместно будет кратко осветить основные характеристики критериальных показателей Личностного адаптационного потенциала (Пояснение к шкалам):
Личностный адаптационный потенциал
Теоретической основой теста является представление об адаптации, как о постоянном процессе активного приспособления индивида к условиям социальной среды, затрагивающего все уровни функционирования человека. Эффективность адаптации в значительной степени зависит как от генетически обусловленных свойств нервной системы, так и от условий воспитания, усвоенных стереотипов поведения, адекватности самооценки индивида. Процесс адаптации чрезвычайно динамичен. Его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, функционального состояния, социального опыта, жизненной установки и др. Каждый человек по-разному относится к одним и тем же событиям, а один и тот же воздействующий стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию. Характеристику личностного потенциала адаптации можно получить, оценив поведенческую регуляцию, коммуникативные способности и уровень моральной нормативности.
Поведенческая регуляция (ПР) – это понятие, характеризующее способность человека регулировать свое взаимодействие со средой деятельности. Основными элементами поведенческой регуляции являются: самооценка, уровень нервно-психической устойчивости, а также наличие социального одобрения (социальной поддержки) со стороны окружающих людей. Система регуляции – это сложное, иерархическое образование, а интеграция всех её уровней в единый комплекс и обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения.
Коммуникативный потенциал (КП) является следующей составляющей личностного адаптационного потенциала (ЛАП). Поскольку человек практически всегда находится в социальном окружении, его деятельность сопряжена с умением построить отношения с другими людьми. Коммуникативные возможности (или умение достигнуть контакта и взаимопонимания с окружающими) у каждого человека различны. Они определяются наличием опыта и потребности общения, а также уровнем конфликтности.
Моральная нормативность (МН) обеспечивает способность адекватно воспринимать индивидом предлагаемую для него определенную социальную роль. В данном тесте вопросы, характеризующие уровень моральной нормативности индивида, отражают два основных компонента процесса социализации: восприятие морально-нравственных норм поведения и отношение к требованиям непосредственного социального окружения.