На факультете музыкального искусства в течение 3-х лет реализовывался научно-образовательный проект «Музыкально-психологическая антропология: междисциплинарная область знания в музыкально-педагогическом образовании» при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-013-00171, выигравшего в Конкурсе на лучшие проекты фундаментальных научных исследований. Автор идеи и руководитель проекта – профессор кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования имени Э.Б. Абдуллина, доктор психологических наук, доктор педагогических наук Алла Владимировна Торопова.
В рамках проекта разработана концепция музыкально-психологической антропологии, методологические позиции для проведения междисциплинарных научных исследований в процессе вузовского обучения, для овладения «живым знанием рефлексии» в текучей современной реальности музыкальных явлений.
Создана система исходных представлений, позволившая рассматривать музыкальное искусство и образование сквозь призму злободневных или традиционных устойчивых антропопрактик, сохраняющих имплицитные ценности различных этнических или конфессиональных культур, социальных групп и неформальных субкультур.
Получили осмысление межкультурные различия в понимании и возможности применения ключевых понятий, связанные с культурно-антропологическими исходными установками обучающихся (на примере китайских и российских студентов), составлен авторский «Словник музыкально-психологической антропологии» для применения в исследовательской и учебной деятельности студентов и аспирантов.
Результатом проекта явилась педагогическая модель обучения и организации исследований в междисциплинарной области знаний «Музыкально-психологическая антропология», апробированная в ряде дисциплин бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, в создании учебно-исследовательских проектов магистрантов Института изящных искусств МПГУ (направления «Педагогика и психология музыкального образования» и «Музыкальная культура и искусство», «Музыкальная искусство и образование в контексте отечественной культуры»), в содержании научно-квалификационных работ (диссертаций и статей) аспирантов факультета музыкального искусства.
По результатам проекта опубликовано более 15 научных статей (включая публикации в журналах баз WoS, Scopus и ВАК) при участии аспирантов А.А. Харжевской, Ло Цун и др., представлены доклады на полях Международных и Российских конференций, подготовлена рукопись новой монографии А.В. Тороповой, составлены рабочие программы дисциплин.
Проект, благодаря которому во все образовательные программы магистратуры и некоторые программы бакалавриата на факультете внедрена интереснейшая учебная дисциплина, вызывающая аффективно-когнитивные инсайты и профессионально-личностный энтузиазм обучающихся, движется к своему завершению! Но созданные научно-образовательные ресурсы и идеи автора продолжат своё развитие в науке и практике педагогики и психологии музыкального образования.
Факультет музыкального искусства Института изящных искусств МПГУ выражает благодарность Российскому фонду фундаментальных исследований (РФФИ) за поддержку этого научного проекта.