Июнь 2021 года был отмечен не только аномальными температурами, но и большим количеством международных мероприятий. В течение месяца сотрудники Управления международных связей МПГУ принимали активное участие в цикле видеоконференций и вебинаров, посвященных международному образованию, проектам Erasmus +, поиску новых методов преподавания и развитию международных проектов во время сложной эпидемиологической обстановки, связанной с пандемией.
18 июня состоялась Международная онлайн конференция ”HORIZON EUROPE 2021”.
Модератор конференции, советник-посланник, руководитель отдела науки, технологий и другой политики ЕС, Лоран Бошро, обозначил цель данного вебинара: открыть новые горизонты возможностей сотрудничества России и стран Евросоюза в области науки и технологий. Далее заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, Смирнов В.В., отметил готовность Министерства науки и высшего образования к финансированию научных образовательных инициатив и призвал молодых ученых искать новые возможности в области науки.
Директор по международному сотрудничеству в области исследований и инноваций Европейской комиссии, Кристина Руссо, рассказала о новых стратегически важных ценностях, среди которых были отмечены “зеленая” энергетика и цифровое развитие, и поддержание устойчивых связей с ЕС и РФ. Россия является ключевым партнером Евросоюза в развитии инновационных технологий и науки.
Глава отдела науки и технологий Представительства Европейского Союза в России, Ричард Бургер, озвучил важнейшие миссии программы ”HORIZON EUROPE 2021”: противодействие изменениям климата, борьба с раком, остановка загрязнения мирового океана, развитие концепции “умных городов”, решение проблем плодородия почвы. Российские ученые активно принимают участие в разработке и реализации данных проектов. В ходе выступления была отмечена наиболее распространенная в России форма программы Erasmus +, индивидуальная академическая мобильность студентов и преподавателей. Ричард Бургер отметил важность и доступность этой формы обмена, сказал, что нужно поддерживать и развивать ее, особенно в регионах.
В рамках конференции были представлены результаты успешного взаимодействия на примере проектов по координации международного сотрудничества в области исследований по связыванию углерода в почве в сельском хозяйстве, по исследованиям климатических изменений в Арктике за 2020 г.
21 июня был проведен Международный вебинар “Creative Pedagogy” в формате тренинга: “Creative pedagogy in the system of Higher Education”
Организаторами вебинара выступили представители российских и британских университетов, среди которых были Ольга Олейникова – руководитель национального офиса Erasmus+ в России, Тина Байром – доктор педагогических наук Ноттингемского университета.
Спикеры отметили, что креативность и инновации – важнейшие аспекты образования 21 века. Они улучшают экономическое процветание, а также социальное и индивидуальное благосостояние. Именно в образование можно и нужно внедрять инновации и креативность.
На вебинаре активно обсуждалась концепция креативной педагогики как науки и искусства творческого обучения. Креативная педагогика учит обучаемых учиться творчески, становиться создателями самих себя и созидателями своего будущего. На тренинге были представлены педагогические технологии и продемонстрированы лучшие дидактические приемы.
Доцент, доктор педагогических наук Казанского национального исследовательского технологического университета Юлия Зиятдинова, подчеркнула важность применения принципа наглядности на уроках. Мотивация к обучению повышается у студентов, когда им удается прикоснуться к изучаемому материалу и получить практический опыт.
В ходе конференции также была обозначена важность индивидуального подхода в образовании.
Завершающей в цикле лекций стала международная конференция “Интернационализация и проекты Erasmus+ в России”, проходившая 29-30 июня. Ольга Олейникова выступила модератором конференции, в мероприятии также принял участие Лоран Бошро.
По словам ректора Нижегородского университета им. Лобачевского, Загайновой Е.В., “Россия осуществляет эффективную коллаборацию с европейскими университетами”. Она добавила, что Erasmus+ зарекомендовала себя как успешная программа в мировой образовательной практике. Левченко А.Н., заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования РФ, обратил внимание на то, что приоритетной задачей для России является повышение экспортного потенциала и развитие интернационализации в образовательной среде.
Франко Буржо, представитель Исполнительного агентства по образованию, аудиовизуальным средствам и культуре (Брюссель, Бельгия), описал важность концепции “people-to-people contacts” и подчеркнул необходимость развития международной академической мобильности в субъектах Российской Федерации.
По мнению руководителя национального офиса Erasmus+ в России, Олейниковой О.Н., наибольшее количество выдающихся результатов в рамках программы Erasmus+ в России было достигнуто по направлению “Развитие потенциала высшего образования”.
В ходе вебинара были продемонстрированы примеры успешного сотрудничества российских университетов и программы Erasmus+. С докладами выступили представители Саратовского государственного аграрного университета имени Н. И. Вавилова и Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.
Во второй день конференции обсуждались проекты в удаленных регионах и новые участники программы Erasmus+, проведена панельная дискуссия «Интернационализация высшего образования», а также особое внимание уделили вопросу сотрудничества университетов с предприятиями.
Подводя итоги всех конференций, можно заметить, что интернационализация и индивидуальный подход являются важными приоритетами в мировом образовании.