Актуальность проблемы
Современная система образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и с инвалидностью предполагает оказание помощи всем дошкольникам, школьникам и взрослым с различными типами особенностей развития. Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривается «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» (ст.2). При этом предполагается создание необходимых условий, которые способствуют коррекции нарушений развития и социальной адаптации этих лиц (ст.5).
Одним их необходимых условий оказания эффективной психолого-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ и с инвалидностью при получении ими образования является соответствующая квалификация специалистов – дефектологов.
В системе подготовки дефектологов выделяются профили, традиционно соотносимые с нозологическими группами нарушений развития и соответствующие общепринятым наименованиям отраслей дефектологии. Широкая вариативность нарушений в развитии (слуха, зрения, речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, комплексные нарушения, возрастной диапазон), а также специфичность построения коррекционно-образовательного маршрута для каждой категории лиц с ОВЗ, дифференцированность адаптированных образовательных программ, существующие подходы к разработке профессиональных стандартов сделали необходимым определение новых групп профессиональных задач, связанных с обучением, воспитанием, реабилитацией лиц с ОВЗ и с инвалидностью. При этом особенности диагностики, планирования и реализации образовательного маршрута для лиц данных категорий не позволяют подготавливать интегративного специалиста по данному направлению.
Это определяет необходимость выделения новых профилей в системе подготовки кадров в бакалавриате. При этом важным является сохранение фундаментальности и концептуального единства этой системы при расширении вариативности профильной подготовки. Кроме того, продуктивным путем развития образовательного направления является предоставление бакалаврам возможности осваивать два профиля (по аналогии с педагогическим направлением). Возможность двухпрофильной подготовки расширяет спектр профессиональных умений будущих дефектологов, позволяет сформировать многофункцонального специалиста.
Целью исследования является:
- определение научно-методических основ современной системы профильной подготовки кадров по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование»;
- разработка новых профильных программ подготовки кадров с учетом актуальных запросов системы образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, а также запросов профессионального сообщества;
- определение механизмов внедрения вариативных профильных программ подготовки дефектологических кадров, в том числе и возможностей совмещения профилей, с учетом региональных потребностей и условий для реализации образовательной программы в конкретном вузе.
Задачи проекта:
- проанализировать результаты научных исследований в области подготовки дефектологических кадров, научно-методические подходы к построению образовательных программ высшего образования;
- осуществить мониторинг, направленный на изучение существующих моделей реализации программ подготовки по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»;
- описать научно-методические и организационно-технологические основания выделения профилей и разработки магистерских программ в системе подготовки педагогов-дефектологов;
- разработать универсальную структурно-содержательную модель гибкого построения профильной подготовки на основе модульного обучения;
- конкретизировать модель в виде примерной образовательной программы бакалавриата, включающей модули новых профилей и двухпрофильной подготовки;
- разработать образовательную программу подготовки кадров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» (уровень магистратура) с учетом актуальных запросов системы образования и развития профессиональной сферы;
- разработать научно-методические рекомендации по реализации образовательных программ и выбору профиля подготовки по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование»;
- обсуждение и трансляция результатов проекта в публикациях и на конференциях.