- Все явления, объекты и процессы, в том числе и социальные, имеющие начало, имеют и свой конец. Конец одного явления означает начало нового.
- Социальная форма движения материи, человеческая история, имеет начало и обязательно имеет свой конец. Конец социального не означает конец развития, но означает выход на качественно другой (в том числе и более высокий) уровень развития.
- Социальная форма движения материи возникает как высший этап биологической формы движения материи, но снимает биологическое в своем развитии как «сверхбиологическое».
- Социальная форма движения материи не является высшей формой движения материи, высшей формой развития сознания и живого. Представление эпохи Возрождения о том, что «человек – царь природы» родилось как ощущение и осознание выхода человека из природной биологической зависимости как определяющего элемента его развития, и начало превращения природы в контролируемый и подчиненный ресурс (условие) развития социального, а затем и превращение его в исчерпаемый и уничтожаемый ресурс существования человечества (экологическая проблема).
- Прогрессивное развитие, усложнение систем означает включение их предшествующих стадий и составов в качестве составной (снятой), но не определяющей части нового этапа и качества развития.
- Развитая стадия социальной формы движения материи представляет собой естественно-историческое развитие социальных организмов – нерегулируемый в конечном счете сознательно, стихийный процесс возникновения, развития и умирания социальных организмов – историю.
- Переход к сверхсоциальной форме движения включает завершение истории как последовательной закономерной естественно-исторической смены социальных организмов, формирование нового уровня управления и общей сверхгосударственной социальной системы, что осознается сегодня в разных словах и образах как новый этап развития – глобализация, глобальные проблемы, совместная планетарная деятельность и диалог, новый (Запад) или другой (Россия) мировой порядок, человечество общей судьбы (Китай) и т.д.
- Современный уровень развития обществ, переход от естественно-исторического развития к технологиям искусственного управления историческим процессом делают возможным общественное развитие на основе развитых ценностей социальной справедливости и сознательного социально-позитивного управления историческим развитием общества.
- Сознательное изменение развитых обществ, выбор целей и пути их развития, формирование образа Будущего, создание технологий социального развития принципиально меняет понимание соотношения сфер общественной жизни. Первичное, материальное не означает определяющего и главного. Экономическая сфера выступает как необходимая социальная сфера, важное условие развития, но определяющими для позитивного, гармоничного развития становятся те сферы, которые связаны с главным элементом общества – с людьми. Прежде всего это сфера производства людей: все уровни образования, здравоохранение и семья. Кроме того, важнейшими, определяющими в этой сфере оказываются элементы идеального, определяющие смысл, ценности жизни человека и общества, нравственные принципы взаимоотношения людей и сообществ в ходе их жизнедеятельности.
- Теория исторического процесса становится в условиях управления историей с помощью социальных технологий важным элементом не только исторической науки, но и необходимым элементом управления, достижения состояния управляемости социальными процессами.
- Новый этап исторического развития делает возможным и необходимым создание специальных научно-технических гуманитарных центров по разработке социальных технологий, выработке этических, организационных и технологических ограничений и контролю за ними, а также содержания управляемого развития со стороны человеческих сообществ. Социальные технологии имитационного управления, развитие социоподобных технологий могут становиться как новым социальным оружием – «цветными революциями», так и формой управляемой некатастрофической социальной трансформации общественных организмов. Модели развития сообществ становятся искусственно созданными социальными «симфониями» соразмерного, гармоничного, духовно созвучного развития человека и сообщества людей.
А.Б. Ананченко