На главной странице сайта mpgu.su и Youtube-канале вуза 22 декабря историк и публицист Евгений Спицын выступил модератором онлайн-обсуждения российской культуры режиссера кино и театра, сценариста, продюсера, общественного и политического деятеля, президента киноакадемии «Ника» Андрея Кончаловского с ректором МПГУ Алексеем Лубковым. В обсуждении также принимали участие профессор МПГУ Герман Артамонов и Студенческое научное общество вуза.
В основу дискуссии легла работа Андрея Кончаловского «Русская ментальность», написанная по следам его выступления на международном форуме.
«Почему в нашей цивилизации такие разительные контрасты в развитии экономическом, философском, культурном, хотя мы относимся к диалектической, иудейско-христианской цивилизации? Почему мы такие разные?» – пытался найти ответы на эти и другие вопросы выдающийся режиссер мирового кинематографа Андрей Кончаловский.
В своей работе режиссер выразил взгляды на особенности русской ментальности, модернизацию современной России, мировой цивилизационный процесс, акцентировал внимание собравшихся на задачах по воспитанию гражданственности и ответственности у молодых граждан страны. По некоторым вопросам ректор МПГУ Алексей Лубков, как профессиональный историк не смог согласиться с известным режиссером.
«На мой взгляд, наша модернизация, о которой вы писали, ссылаясь в качестве положительного примера на опыт наших коллег из Высшей школы экономики, проходила иначе. Они попытались экономику связать с ментальностью. При этом отечественная историография модернизации и цивилизационных основ развития России – экономического, социально-политического, имеет давнюю традицию. Мой духовный учитель Аполлон Григорьевич Кузьмин приводит слова Пушкина из «Барышни-крестьянки», где поэт ссылается на забытого уже писателя первой половины XIX века Александра Шаховского: «На чужой манер хлеб русский не родится». Это для нас – ключевая позиция. И с этой точки зрения есть большая историографическая традиция.
Проблема в том, что модернизационный процесс с одной стороны был непрерывным, а с другой – дискретным. В какой-то степени модернизация была сорвана Первой мировой войной. И даже в условиях этой войны мы сумели нарастить важный экономический показатель. Мы в отличие от немцев не вводили карточную систему и бунты проходили не от недостатка хлеба, а потому, что определённые силы дезорганизовывали его подачу», – представил свою позицию ректор МПГУ Алексей Лубков.
Также ректор рассказал о том, что собой представляла кооперация в позднеимперский период, а затем и в советский.
«Не случайно Ленин одну из последних статей посвятил проблемам кооперации. Он долгие годы боролся с так называемым кооперативным социализмом. Но затем заявил, что для нас простой род кооперации в условиях советской власти тождественен росту социализма. Часто кооперацию, как сегмент экономики мы забываем, делая ставку на традиционные формы буржуазного развития. Но кооперативные идеи, касающиеся кредитной, сбытовой, потребительской кооперации могут стать одним из стимулов обсуждения будущего страны», – подержал ректора МПГУ Евгений Спицын.
Профессор МПГУ Герман Артамонов убедил участников дискуссии в том, что христианская ментальность Мексики, Западной Европы и России – принципиально разные. По его мнению это произошло потому, что были принципиально разные формы социальной организации подавляющего большинства населения
«Христианская ментальность – один из узловых вопросов концепции Кончаловского. И я долго занимался вопросом, откуда она черпает свои корни. В истории нет формулы математической, потому что среди величин, которые мы исследуем, есть не только неизвестные, но и переменные. Андрей Кончаловский тоже в своей статье говорит о множестве факторов, они непредсказуемы и в каждом конкретном случае уникальны. Это приводит к тому, что часто закономерность реализуется в форме случайностей. И не нужно искать закономерность на уровне формул», – прокомментировал профессор МПГУ Герман Артамонов.
Андрей Кончаловский уверен, что одна из базовых вещей, которая формирует ментальность – религия. По его мнению, важно говорить об этом, несмотря на то, что этот взгляд исключен из научного оборота.
Андрей Кончаловский также ответил на многочисленные вопросы студентов – участников онлайн-встречи и тех, кто оставлял свои вопросы в комментариях официальных соцсетей вуза.