Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Алексей Лубков: «Сотрудничество с вузами КНР в области музыкального образования было и остается приоритетным»

Новости МПГУ

25-26 ноября 2020 года на базе Северо-восточного педагогического университета китайского города Чанчунь в рамках деятельности Китайско-российского Союза высших педагогических учебных заведений проходит научный симпозиум «Новая эра, новая структура, новый прорыв: реформы и перспективы образования преподавателей музыки России и Китая». Ректор МПГУ выступил с докладом на открытии мероприятия.

Проблематика мероприятия посвящена тенденциям и перспективам развития музыкальной педагогики в разных аспектах.

С российской стороны в симпозиуме участвовали вузы-члены союза. Китайскую сторону представили китайские вузы-члены Союза, среди которых координатор Союза от КНР Пекинский педагогический университет.

На площадках вузов-членов Союза регулярно проходят различные мероприятия, прежде всего российско-китайские форумы, конференции и симпозиумы по проблемам развития педагогического образования в разных его направлениях. Союз был основан в апреле 2014 г. по инициативе МПГУ, являющимся учредителем и координатором его деятельности с российской стороны, и Пекинским педагогическим университетом – учредителем и координатором с китайской стороны.

На открытии симпозиума представляя российскую часть Союза выступил ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков.

Сегодня МПГУ –  важнейший центр подготовки педагогических кадров и научных исследований в сфере музыкального искусства всероссийского и международного значения.

«Являясь первым музыкальным факультетом в педагогическом вузе России (открыт в 1959 году), к настоящему времени он стал ведущим центром музыкально-педагогического образования в России и одним из признанных лидеров в области музыкального образования и мировой музыкальной культуры в научном, психолого-педагогическом и творческом направлениях. Большую роль в этом плане сыграло создание на факультете в 2004 году Российского отделения Международного общества по музыкальному воспитанию (РОСИСМЕ). В течение шестнадцати лет его существования установились прочные связи факультета с университетами Европы, Азии, Америки, Австралии», – рассказал о музыкальном факультете Института изящных искусств МПГУ Алексей Лубков.

В докладе ректор сделал акцент и на том, что современные теоретические исследования и разработки прикладного значения в музыкальной педагогике основаны на традициях школы Дмитрия Борисовича Кабалевского, долгие годы сотрудничавшего с МГПИ им. В.И. Ленина, и его учениками, ставшими ведущими профессорами МГПИ-МПГУ и создавшими уникальные научные школы, которые также включают и китайских выпускников. Стоит отметить, что Кабалевский возглавил работу над созданием программы по музыке для общеобразовательной школы, ее учебно-методическим оснащением, провел огромную по масштабам экспериментальную деятельность по ее внедрению в массовую педагогическую практику.

«Концепция общего музыкального воспитания Кабалевского творчески обобщила мировой опыт и педагогически интерпретировала достижения отечественного музыковедения – учение об интонации Бориса Владимировича Асафьева, труды по теории ладового ритма Болислава Леопольдовича Яворского, педагогические взгляды Льва Ароновича Баренбойма. Программа по музыке для общеобразовательных школ, создавалась в течение десятилетия, с 1974 по 1983 год, Кабалевским и выпускником нашего университета Эдуардом Борисовичем Абдулиным, впоследствии – доктором педагогических наук, профессором. Программа отчетливо и полно отразила потребности реформирования массового музыкального образования в стране, определила соответствующее направление государственной образовательной политики того времени», – сообщил Алексей Лубков.

Концепция Кабалевского и разработанная на её основе программа по музыке были признаны мировым музыкально-педагогическим сообществом наряду с программами Золтана Кодаи (Венгрия) и Карла Орфа (Германия) выдающимся достижением мировой музыкальной культуры и музыкального образования.

Также Алексей Владимирович кратко рассказал о Московском институте искусств – уникальном проекте, реализуемом совместно МПГУ и Вэйнаньским педагогическим университетом и включающем не только обучение китайских студентов в области изящных искусств и дошкольного образования, но и проведение научных исследований в этой сфере. В Вэйнане обучается по совместным образовательным программам в области музыки, искусства и педагогики почти 1100 китайских студентов. Обучение осуществляется педагогами МПГУ как в режиме онлайн, так и в Китае.

В заключении Алексей Лубков подчеркнул высокую значимость взаимодействия российских и китайских специалистов в области музыкальной педагогики и важность уникального потенциала отечественной традиции подготовки учителей музыки для всего интернационального мира искусства.

«МПГУ заинтересован также в участии китайских музыкантов, преподавателей, учёных в учебном процессе, в том числе в форме чтения лекций и проведения мастер-классов. Эту форму профессионального сотрудничества с вузами Китая нам, безусловно, нужно активнее развивать. Для нас сотрудничество с вузами КНР в области музыкального образования было и остается приоритетным. Надеюсь, что в период ограничений мы расширим сотрудничество не только благодаря новым технологиям, но и благодаря одному языку – музыке!» – заявил ректор МПГУ.

Профессор Северо-восточного педагогического университета Инь Айцин представил в рамках симпозиума доклад «Современное состояние и анализ реформ образования преподавателей музыки вузов в новой эпохе», в котором он рассказал о концепции образования педагогов, выдвинутой в 2001 году.

«Нехватка образовательных ресурсов и образовательный дисбаланс, нехватка преподавателей сегодня для Китая не основная проблема. Наша цель – подготовка большого количества учителей начальной и средней школы, которые реализуют этичный и гуманный подход. В 2018 году Госсовет опубликовал документ по всесторонней углубленной подготовки педкадров. В нем подчеркивается важность создания педагогического коллектива. И цель, которую необходимо достигнуть к 2035 году – всестороннее повышение компетенций и профессиональной подготовки учителей, развитие их инноваторских способностей. Сегодня для нас важно подготовить пул учителей, которые бы участвовали в реформе образования. Важно всесторонне продвинуть модернизацию образования», – заявил в своем выступлении профессор Инь Айцин.

С докладом «Проблема и перспективы творческого взаимодействия между МПГУ и образовательными учреждениями КНР в сфере музыкального искусства» выступил декан музыкального факультета, профессор кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования Павел Анисимов. Помимо прочего, он представил теоретические и практические программы спецкурсов, популярных среди российских и иностранных обучающихся вуза, особенности исследовательского подхода при воспитании музыкантов в МПГУ, направления педагогического образования, реализуемые на факультете, а также выдающихся преподавателей.

«Система вузовского музыкально-педагогического образования должна быть ориентирована на подготовку педагога-музыканта, учителя музыки, профессионально владеющего различными видами музыкальной деятельности, готового грамотно осуществлять педагогическое руководство процессами музыкального образования детей, а также владеющего основами исследовательской деятельности. В следовании этой компетентностной характеристики музыкально-педагогического образования, его развития и обогащения новым содержанием, методикой и современными технологиями, видится  перспектива и возможность реформирования образования учителей музыки КНР и России», – заявил в выступлении Павел Анисимов.

Научный симпозиум «Новая эра, новая структура, новый прорыв: реформы и перспективы образования учителей музыки Китая и России» сыграл важную роль в построении добрососедских отношений между двумя странами и конструктивного профессионального диалога между китайскими и российскими педагогами.

Отметим, что мероприятие прошло при поддержке Управления международных связей и Российско-китайского координационно-методического центра МПГУ.

25 / 11 / 2020

Показать обсуждение