Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Алексей Лубков выступил на Московском педагогическом форуме

Новости МПГУ

19 марта ректор МПГУ Алексей Лубков представил онлайн-лекцию «Качества и компетенции современного учителя истории и обществознания» в рамках недели общественных наук, которая продолжает масштабный семинедельный Московский педагогический форум. Организатором форума выступил Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы.

Неделя общественных наук продолжила масштабный семинедельный педагогический форум в столице. За прошедшие три недели педагоги со всей России подключились к нему более 50 тысяч раз. Участники обсудили влияние олимпиад по истории на личностный рост школьников, правила и подходы к анализу источников.

«Такие дисциплины, как история, обществознание, право, экономика, в значительной мере определяют успешность существования ребенка в современном поликультурном мегаполисе. Поговорить о важных для любого жителя столицы вопросах мы сможем с ведущими экспертами, представителями вузов, научно-исследовательских институтов, Федерального института педагогических измерений и многих других направлений, где сформировалось очень интересное знание о том, как в современном мире преподавать общественные науки», — отметил директор Городского методического центра Андрей Зинин.

Среди спикеров недели общественных наук замглавы Департамента образования и науки Москвы Антон Молев, главный редактор журнала «Историк» Владимир Рудаков, заведующая лабораторией теоретико-методологических проблем преподавания истории исторического факультета МГУ Анна Талызина, заведующий кафедрой исторической информатики исторического факультета МГУ Леонид Бородкин, ведущий сотрудник Федерального института педагогических измерений Татьяна Лискова, а также педагоги образовательных организаций.

Эксперты обсудили, каким должен быть современный учебник по обществознанию и какие существуют подходы к его содержанию. Участникам представили практические принципы преподавания истории и предложили онлайн-ресурсы для подготовки уроков.

В докладе ректора МПГУ Алексея Лубкова представлен компетентностный портрет современного учителя истории и обществознания. Педагог XXI века должен быть не только наследником лучших традиций отечественного образования, но и отвечать вызовам современного информационного общества, рождая и внедряя инновации, уверен эксперт. Среди качеств современного учителя истории и обществознания особое место по мнению Алексея Лубкова отводится формированию смыслов и ценностей, гражданской идентичности подрастающего поколения.

Алексей Лубков акцентировал внимание на двух аспектах при подготовке учителя истории и обществознания, которые, по его мнению, недооцениваются. Первое – это отличие истории, как науки и предмета от других предметов естественно-научного цикла. В качестве отличий он привел проблему оценки, исходящей из таких вопросов, как невозможность опыта, возможность интерпретаций и системы ценностей.

«Чтобы оценить событие, явление, факт, историк становится перед проблемой оценки. Это не просто зеркальное отражения события или явления, это целый комплекс, который включает шкалу ценностей, которая задается мировоззренческими установками, исповедуемыми человеком», – пояснил Алексей Лубков.

К отличиям истории от других дисциплин ректор МПГУ отнес историческую аксиологию, открытость и незавершенность процесса оценки, эпистемологию и историографию, как постижение и обретение смысла.

Вторым аспектом эксперт отметил тот факт, что Россия – особая цивилизация. И здесь он выделил вестернизацию и ее виды, а также национальную матрицу и национальный код многообразной России.

«Россия развивалась не за счет порабощения колоний, а за счет того, что продвигала свои ценности, осваивая окраины. Зачастую метрополия делилась своими ресурсами – и богатствами, и человеческим капиталом. Это делалось во благо единого пространства», – говорит Алексей Лубков.

Нужно помнить, что многие западные ценности, которые сегодня связаны с развитием капитализма в России, с утверждением, якобы, товарно-денежных отношений, рыночных механизмов, не могут быть применимы к основам Российской цивилизации, то, что связано с нашим образованием, с нашей культурой, с нашей наукой и нашей духовностью, считает ректор МПГУ.  В заключение он отметил, что Россия всегда была идеократичной страной и проблема идеи всегда выводила на передний план не меркантильность, а преображение внутреннего мира человека, каким его понимали наши предки. «Это же понимание мы должны передать нашим потомкам, студентам и ученикам, сохранив красоту   нашей цивилизации и русского мира», – заключил эксперт.

В департаменте добавили, что главная цель Московского педагогического форума – объединить учителей, сформировать вместе с ними запросы и практики будущего, заложить основу новых стандартов столичного образования.

20 / 03 / 2021

Показать обсуждение