28 августа 2024 года в Доме Российского исторического общества состоялся круглый стол, в ходе которого обсудили историю Дня знаний в России, основные направления развития школьного образования и издание учебной литературы.
В Круглом столе приняли участие педагоги, деятели образования и профессиональные историки. В ходе дискуссии была обсуждена история основных этапов становления отечественного школьного образования: от появления первых церковно-приходских школ и гимназий до ликвидации безграмотности в Советском Союзе и формирования современной государственной системы среднего образования.
Участие в мероприятии принял Председатель РИО Сергей Нарышкин:
«Во все времена основной целью школы являлась подготовка молодых людей к полноценной и созидательной жизни в обществе. Однако недостаточно просто снабдить их определённым объёмом прикладных знаний, умений и навыков. Не менее важно сформировать у школьников твёрдые моральные ориентиры, научить их самостоятельно мыслить, привить чувство ответственности за нашу страну».
Сергей Евгеньевич отметил, что в последнее время школьное образование постоянно совершенствуется, особенно положительные изменения коснулись преподавания истории: увеличивается количество часов преподавания и систематизируется образовательный процесс:
«Благодаря серьёзным усилиям, предпринятым в последние годы, в нашей стране утверждён новый Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, разработаны примерные образовательные программы по истории и внедрена “единая” линейка учебников для старших классов. Высоко оцениваю и предложение Министерства просвещения России об увеличении со следующего учебного года общего количества часов, отводимых на преподавание истории в школе, с прежних 340 до 476. Ещё одним полезным нововведением видится и введение в школах со следующего учебного года дополнительного модуля “История родного края”».
Выступая на круглом столе, ректор МПГУ Алексей Лубков сказал: «Сегодня педагогические университеты, студенты, преподаватели под эгидой Министерства просвещения многое делают для исторического просвещения и молодежи, и более старших поколений. Например, проект «Без срока давности» сегодня объединяет более двух миллионов участников, среди которых школьники, студенты колледжей и вузов, их родители. И этот проект позволяет историю твоих близких и твоей семьи связать с судьбой страны. Именно здесь закладывается то, что называется ядром личности, именно тогда формируется его гражданская, национальная и культурная идентичность».
Ректор МПГУ рассказал о том, что университет участвует сегодня и в пилотном проекте по совершенствованию структуры и содержания высшего образования. При этом опираясь на те традиции, которые были сформированы еще в императорской России.
«Мы в нашем Университете готовим сельского учителя, земского учителя, готовим сельских многопрофильных учителей. Ведь наш вуз готовит педагогов для всей страны, и тем самым мы отвечаем за все большое наше Отечество», – сказал ректор Алексей Лубков и сообщил о том, что в начале октября в МПГУ планируется провести большую учительскую неделю, посвященную как раз проблемам исторического просвещения и образования и пригласил всех присутствующих к участию.
В рамках мероприятия начала работу тематическая выставка, на которой представлены учебники, азбуки, методические пособия, а также предметы школьной формы и канцелярские принадлежности, использовавшиеся в XIX-XX веках. Посетители выставки узнают здесь о главных традициях проведения Дня знаний в России, начале распространения грамотности на Руси, реформах Петра I в сфере образования, земских учебных заведениях и многом другом. Особое место в экспозиции уделяется истории создания учебников — Азбуковникам XIII-XVIII веков, первому русскому букварю и другим изданиям.