Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Цифровое образование, медиа и Пушкин

Новости МПГУ

6-7 июня МПГУ стал площадкой, на которой прошел ряд важнейших мероприятий с участием представителей профессионального сообщества из десятков регионов России, а также международных организаций и зарубежных стран. Одни из них были связаны с 220-летием со дня рождения А.С.Пушкина, другие же в очередной раз подтвердили приверженность нашего университета девизу «Верен традициям, открыт инновациям».

Центральным событием стал Международный медиафорум «Педагогическое образование в цифровом обществе: вызовы, проблемы, перспективы», открывшийся в «Чаплыгинской» аудитории Главного корпуса. «Это не первая за последние восемь месяцев встреча педагогов, представителей органов государственной власти и общественных организаций, специалистов в области цифровых технологий, которую проводит на своей площадке университет», отметил в приветственном слове ректор МПГУ, доктор исторических наук, член-корреспондент РАО Алексей Владимирович Лубков. Подготовка учителей для цифровой эпохи и цифровой экономики волнует всех, и университет подходит к решению этой проблемы системно и последовательно. «Над этой темой работают наши коллеги в других регионах России, в странах СНГ, предлагая свои решения и делясь опытом», сказал он. Необходимо работать в данном направлении по единой, но многообразной модели, учитывающей все тренды и влияния, подчеркнул Алексей Владимирович.

От имени Министерства просвещения РФ участников форума приветствовала Заместитель директора Департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Светлана Ермакова, отметившая крайнюю актуальность цифрового образования и выразившая уверенность в том, что стоящие задачи будут решены, «поскольку я вижу, что мы обладаем необходимыми ресурсами».

Решения форума могут послужить основой для решения целого ряда вопросов в сфере цифрового образования, в том числе освоения и развития медиаобразовательных технологий, подготовки преподавателей, разработке программ и проектов, говорилось в приветствии участникам форума, направленном Президентом РАО, доктором психологических наук Юрием Зинченко, которое зачитал первый проректор МПГУ, доктор географических наук, Академик-секретарь общего среднего образования РАО Виктор Павлович Дронов.

В ходе пленарного заседания его участники обсудили важнейшие вопросы цифрового образования в России. Депутат ГД РФ, заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке, председатель Российского общества «Знание» Любовь Духанина рассказала о проектах общества, связанных с проблемой цифрового образования и повышения цифровой грамотности, в том числе о проекте «Цифровой куратор». Она ознакомила аудиторию с маршрутом развития цифрового сервиса в масштабах страны, остановившись на вопросах использования цифровых технологий и модульных программ. Любовь Николаевна сердечно поблагодарила ректора Университета за возможность участия в форуме. «Особенно мне приятно выступать в аудитории имени великого ученого и моего земляка, Сергея Алексеевича Чаплыгина, чьими трудами мы грезили в школе», сказала она. В качестве ответного символа Алексей Владимирович вручил Любови Духаниной памятный значок, выпущенный к 150-летию со дня рождения С.А.Чаплыгина.

Директор Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании Тао Чжан отметил тесное взаимодействие этой структуры ООН с российскими вузами, в том числе с МПГУ. «Учитель и IT – это два фактора развития образования в наше время, – сказал он. – И сегодня учитель уже не просто несет ученику знание, но и выстраивает сам процесс обучения, исходя из требований цифровой среды, в которой все мы живем».

Научный руководитель Института развития цифрового образования МПГУ, д.п.н., член-корреспондент РАО Александр Кондаков, определив такие важнейшие понятия как цифровая идентичность, цифровая школа и цифровой профиль, сформулировал конкретные цели и задачи по созданию цифровой образовательной среды и обрисовал специфику моделей образовательных технологий в цифровой школе. Он также охарактеризовал основные этапы создания экосистемы цифрового образования, сделав акцент на особенности функционала учителя и ученика в новой системе координат. «Сегодня мы живем в принципиально ином обществе, чем 12 лет назад, – сказал он. – Появление смартфона по своему эффекту можно приравнять к изобретению письменности, а технологии окончательно превратились в инструмент реализации дерзаний человека». А.Кондаков отметил, что перед педагогами и обществом в целом стоит множество задач, от умения формировать свой цифровой профиль до участия в создании и функционировании экосистемы образования.

Ректор Ярославского ГПУ, д.п.н. Михаил Груздев рассказал участникам форума о необходимости новой дидактики педагогического образования, о наработках в этой сфере своего вуза, а директор Института детства МПГУ Татьяна Соловьева ознакомила аудиторию с опытом нашего университета, накопленным в плане применения цифровизации в специальном и инклюзивном образовании.

Зав. кафедрой медиаобразования МПГУ Ирина Жилавская в своем выступлении обратила внимание на проблемы медийно-информационного образования. В частности, она заявила о необходимости активной работы педвузов в этой сфере сегодня. «Мы должны формировать человека для будущей среды, развивая в том числе «мягкие» компетенции», – сказала она, выступив с предложением разработать государственную стратегию в сфере медийного образования.

В свою очередь научный руководитель Факультета прикладной математики и информационных технологий Финансового университета Борис Славин призвал не забывать человеческий фактор, который, по его мнению, в цифровую эпоху только возрастет. «Цифровизация как инструмент дает широкие возможности, но не отменяет, а более того, повышает стоимость человеческого общения», сказал он.

Именно синтез глубоко человеческого и одновременно магии цифр стал предметом выступления директора Института филологии, д.ф.н., Елены Чернышевой, завершившего пленарное заседание. Она представила творчество А.С.Пушкина в очень нетрадиционном и крайне увлекательном аспекте – с точки зрения цифровой символики. Участники форума с огромным интересом выслушали ее эмоциональное выступление, открыв для себя, что символика цифры в творчестве великого поэта отнюдь не ограничивается общеизвестным «тройка, семерка, туз» из «Пиковой дамы».

Работа медиафорума была продолжена в формате проектной сессии в поддержку глобального проекта ЮНЕСКО «Будущее образования». На секции участники Медиафорума разделились на мобильные группы. Каждая группа в формате мозгового штурма разработала сценарий развития образования по предложенным ЮНЕСКО темам. Это, в частности, будущее знания, будущее народного образования, будущее высшего образования, исследования и инноваций и др. Материалы, полученные на Медиафоруме, составят аналитический обзор, который будет направлен организаторами в Штаб-квартиру ЮНЕСКО как вклад России в разработку проекта «Будущее образования».

Одновременно в Зале заседаний Ученного Совета университета состоялось заседание Общественного совета МПГУ как базовой организации СНГ по подготовке педагогических кадров.

Во второй день участников мероприятия ожидает круглый стол «Медийно-информационное образование в педагогических университетах: проблемы и перспективы» и тематические секции, на которых будут рассмотрены проблемы межэтнической толерантности, искусственного интеллекта, риска интернет-коммуникаций, социализации детей в медиапространстве. Участники секционных заседаний поделятся опытом работы в условиях цифровой трансформации вуза, обсудят специфику реализации медиаобразовательных проектов в школах и высших учебных заведениях, ознакомятся с практиками в сфере медиаграмотности, цифрового образования, представленными коллегами из стран СНГ и Западной Европы.

И конечно же, МПГУ не мог пройти мимо дня рождения А.С.Пушкина. 220-летие со дня рождения поэта наш университет отметил не только праздничным концертом, на который пришли многочисленные любители музыки. Сразу после пленарного заседания студенты представили литературно-музыкальную композицию, посвященную юбилею поэта. Ее с огромным интересом посмотрели и гости медиафорума, и многочисленные участники столь популярного в нашей стране «Пушкинского диктанта», проходившего в это же время в «Лосевской» аудитории. В МПГУ диктант был организован Центром русского языка им. А.Ф. Лосева Института филологии совместно с «Ассоциацией учителей литературы и русского языка». Его участникам были розданы специальные задания, отдельные для каждой возрастной группы. На их выполнение было отведено 40 минут. Примечательно, что задания были подготовлены на основе работ победителей особого конкурса. Итоги конкурса будут размещены на сайте университета по окончании работы комиссии.

М.А.Тимофеев

В рамках Международного медиафорума «Педагогическое образование в цифровом обществе: вызовы, проблемы, перспективы» 7 июня на площадке Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования Московского педагогического государственного университета состоялась Международная конференция «Медиаобразование в педагогической сфере 2019».

 

06 / 06 / 2019

Показать обсуждение