18 апреля 2019 г. в МПГУ состоялась II Всероссийская научно-практическая конференция «Метапредметный подход в образовании: русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам». Всего было представлено более 60 докладов преподавателей вузов и школьных учителей из Москвы, Московской области и регионов России (С.-Петербург, Казань, Екатеринбург, Тюмень, Сургут, Краснодар, Киров, Красноярск, Тула, Мурманск). Открыл конференцию ректор МПГУ, д. ист.н., проф., член-корреспондент РАО А.В. Лубков. Далее к участникам конференции обратилась со словами приветствия директор Института филологии МПГУ, д.ф.н., проф. Е.Г. Чернышева.
На пленарном заседании выступили с докладами: зав. лабораторией междисциплинарных филологических проектов в образовании МПГУ, доц. кафедры методики преподавания русского языка, д.п.н. О.Е. Дроздова; доц. Тюменского областного государственного института развития регионального образования, к.ф.н. Володина Е.Н.; проф. кафедры риторики и культуры речи МПГУ, д.п.н., Ерохина Е.Л.;, д.п.н., к.ф.н., проф. Русской христианской гуманитарной академии (С.-Петербург) Синичкина Н.Е.
Далее состоялся круглый стол «В диалоге с филологами», ведущими которого были О.Е. Дроздова и проф. кафедры методики преподавания русского языка МПГУ, д.п.н. А.Д. Дейкина. О необходимости работы с языком в процессе преподавания разных предметов говорили представители корпорации «Российский учебник»: Шмакова Е. Ю., к.ф.н., директор Центра филологического образования, Рузавина И.Ю., к.тех.н., ведущий редактор редакции химии Центра естественно-научного образования. Свое мнение высказали также Нечипуренко Ю.Д., д.ф.-м.н. в.н.с. лаборатории ДНК-белковых взаимодействий Института молекулярной биологии РАН, писатель; Теремов А.В., д.биол.н., проф. Института биологии и химии МПГУ; Синева И.Е., учитель математики и информатики школы «Президент»; Плахотин Е.Е., преподаватель математики на русском языке для иностранцев ГосИРЯ им. А.С. Пушкина; Сумгатуллина Д. Д., к.ф.н., доц. Казанского федерального университета. Особый интерес присутствующих вызвали вопросы изучения русского языка в процессе преподавания разных предметов в зарубежной школе, о чем говорила Переславцева Н.Г., президент Учебно-методического центра по изучению русского языка и культуры «Николай Гоголь» (Рим, Италия). Прямо во время круглого стола было проведено экспресс-анкетирование, преподаватели вузов и школьные учителя оценивали степень готовности своих коллег и себя осуществлять языковую работу в процессе обучения разным предметам, а также возможности стимулирования такой работы.
На секционных заседаниях в докладах были отражены проблемы, связанные с такими направлениями: «Русский язык в школьном обучении разным предметам», «Русский язык в высшем образовании специалистов-нефилологов», «Чтение и текстовая деятельность в разных предметных областях» и др. Во время подведения итогов конференции ее участники говорили о все возрастающей актуальности проблем, которым она посвящена, а также о том, что самым главным достижением в проведении данного мероприятия является складывающееся междисциплинарное взаимодействие преподавателей разных предметных областей.
Председатель оргкомитета конференции
Дроздова О.Е., д.п.н.