Вместо того чтобы спокойно и в меру раздраженно подумать: «Опять этот балбес заигрался у приятеля до потери чувства времени», мы сразу представляем себе его искореженное тело на столе в прозекторской. Мы так устроены, ничего не поделаешь.
Итак, ваш ребенок не появился на пороге родного дома в принятые десять вечера и не отвечает на звонки. Ваши действия?
9-12 лет.
Если вы знаете, с кем в последнее время дружит ваш ребенок, позвоните ему, а лучше — его родителям. Очень даже может быть, что телефон лежит в портфеле на беззвучном режиме, а дети и правда увлеклись игрой. Для этого вы должны с самого первого класса поддерживать добрососедские отношения с родителями одноклассников, классным руководителям и секретарем школы. У меня было несколько предынфарктных состояний, когда младшая не приходила вовремя с уроков. Последняя цепочка звонков выглядела таким образом: классная дама — председатель родительского комитета — мама девочки, с которой моя дочка выходила из школы, — дедушка этой девочки, который забрал обеих в парк гулять. Добрая душа, этот дедушка, сначала отвел их в пиццерию, потом на два часа в парк, потом они пошли домой к Кате, и за все эти пять часов взрослый человек ни разу не подумал спросить, а в курсе ли мама, где ее дочка. А Лизка не подумала мне позвонить, потому что была «с сопровождением». Время обнаружения объекта — 21.00, количество сожженных нервных клеток — примерно пять миллиардов.
12-14 лет. Если ребенок уже настолько взрослый, что ходит везде сам, друзей приводить домой перестал еще два года назад, а с вами находится в отношениях «все сложно» — тогда профилактика. Выбрать спокойный момент, спросить, понимает ли он, как сильно вы волнуетесь. Если ответ «да», то можно составлять договор: мы тебе доверяем, не докапываемся, где ты бываешь и с кем (на самом деле, докапываемся, только более хитрыми способами), в Москве, вообще-то, действует комендантский час для несовершеннолетних (да, а вы знали об этом? Действует, еще как!), поэтому давай ты будешь отзваниваться, если задерживаешься. Ну и поговорить о том, какие санкции будут применены за опоздания. Например, тот, кто не пришел домой вовремя и не предупредил об этом, будет сидеть дома всю следующую неделю.
Если ответ «нет» — ну что ж, расскажите еще раз, как сильно вы его любите, как не хотите его потерять, как он важен для вас.
Учитывая, что в этот период дети чувствуют себя чудовищными чудовищами, услышать «ты мое сокровище» будет весьма терапевтично.
В этом возрасте важно обозначить новые нормы и правила. До сих пор вы практически везде сопровождали ребенка, а теперь он становится все более самостоятельным, но еще плохо ориентируется в окружающем мире. И очень многое домысливает и как бы слегка подворачивает в свою пользу. Вообще, опаздывать нельзя, но если не намного — то можно. Мама ждет меня после занятий дома с обедом, но нас же могли задержать? Как раз сейчас заново перенастраивается баланс сил: чья в семье власть? У кого контроль? Кто главнее? В этом разрезе «неприход» домой к ночи — не что иное, как банальная проверка границ. Что ты мне сделаешь, если я демонстративно не буду слушаться?
Ну не бить же их в самом деле? Я бы смотрела на конкретного преступника. Действительно, заигрался, а потом уже боялся звонить, потому что вы будете очень сильно ругать? Пытается вам что-то сказать? («Я уже большой», «Вот я умру, и вы все заплачете», «Мне все равно, что ты чувствуешь, потому что я разочаровался в тебе и больше вам не верю»). Или это яркая акция протеста?
«Нам было 15 лет, когда мой друг решил „уйти из дома“. Нам тогда казалось, что нас никто не понимает, родители — тираны, заставляют и мучают, запрещают встречаться, отнимают телефон, орут из-за какой-то несчастной чашки на столе. „Это невыносимо, невыносимо!“ — рыдал страдальчески Феофил, сын барона Мюнхгаузена. Мы договорились с нашими старшими друзьями, у которых была своя квартира, и Димка уехал туда. А я ходила-ходила, мучилась, тайна жгла рот, но я боялась его предать… Нам казалось, что мы совершаем нечто сверхъестественное, героическое, высокое. В общем, после бессонной ночи я позвонила его родителям. Как оказалось, они даже не заметили, что сына не было в комнате весь вечер и всю ночь. А утром они решили, что он рано ушел в школу. Какое унижение!»
Вот. Учитесь, как надо детей дрессировать.
В то же время ваш подросток должен хорошо понимать, что родители могут действительно заявить в милицию, поднять на его поиски отряд Лиза Алерт, обзвонить всех его одноклассников. Но, собственно, это и есть задача переходного возраста: постепенно приучать всех участников, что совсем скоро и спрашивать никто не будет, и отвечать станет некому. Потерпите еще буквально пару лет, введите несколько незыблемых правил («В полночь мост поднимается, а ворота опускаются, кто не успел — ночует на улице») и идите пить свою валерьянку.
Информация с сайта mel.fm