Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ПОСТУПЛЕНИЕ

Каким должно быть историческое образование, обсудили на форуме в МПГУ

Новости МПГУ

1 октября в МПГУ стартовал Всероссийский форум «Историческое просвещение и образование: ценности и смыслы». Его участники обсудили инструменты и механизмы реализации основных положений указов Президента России, посвященных государственной политике по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей и историческому просвещению.

Организаторами форума, наряду с МПГУ, стали Минпросвещения России, Всероссийский научно-методический центр «Философия образования» и Ассоциация развития педагогического образования. В роли модератора выступила первый проректор, директор ВНМЦ «Философия образования» Наталья Склярова.

Приветствие участникам форума направил министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов.

Он, в частности, отметил, что министерство проводит большую работу по воспитанию молодежи, и уже есть результаты. Созданы новые учебники истории для 10-11 классов, а теперь и для 5-9 классов, с 1 сентября 2025 года будет увеличено количество часов на изучение истории в школе. Постоянно совершенствуется концепция воспитательной работы, основанная на традиционных российских духовно-нравственных ценностях.

«Я убежден, что форум собрал активных, неравнодушных людей и что он будет способствовать развитию исторического просвещения, формированию настоящих граждан и патриотов нашей могучей страны», – подчеркнул министр.

В форуме принял участие первый заместитель министра просвещения Российской Федерации Александр Бугаев.

В своем выступлении он отметил, что подходы к изучению истории в последние тридцать лет пересматривались несколько раз, но тем не менее всегда базировались на традиционных ценностях, свойственных народам, конфессиям, населяющим нашу страну. По мнению первого заместителя министра, система педагогического образования, в том числе МПГУ, всегда служила основой такого традиционного подхода.

«Недостаточно готовить просто образованного школьника. Нам необходим хорошо образованный патриот нашей страны, который не отделял бы собственную судьбу от судьбы нашей великой Родины», – заявил Александр Бугаев.

Он подчеркнул, что теперь школьники будут изучать мировые исторические процессы через призму истории России, а говоря о воспитательной работе, упомянул проект «Без срока давности», оператором которого является МПГУ. Также Александр Бугаев рассказал о роли мировоззренческих занятий «Разговоры о важном», о развитии школьных театров и музеев – ведь они «формируют личность нашего ученика, его взгляды и мировоззрение, и все это зиждется на наших традиционных духовно-нравственных ценностях и поддержке изучения истории».

В своем приветственном слове ректор МПГУ Алексей Лубков напомнил, наша страна является государством-цивилизацией, и это нормативно закреплено президентским указом. По его оценке, именно такая трактовка методологии исторического познания была характерна еще для Московских высших женских курсов и затем сохранялась во 2-м МГУ, МГПИ, а теперь в МПГУ.

Как отметил Алексей Лубков, историки, работавшие в университете в разные годы, многое сделали для исторического образования и просвещения. В частности, здесь был написан первый общегражданский учебник по истории СССР, который 18 раз переиздавался вплоть до 1956 года. Сегодня университет участвует в экспертизе учебников для школы, в том числе по истории. «Учебник 10-11 классов мы внимательно смотрели, к нашим замечаниям прислушались», – пояснил он.

Доклад ректора МПГУ был посвящен теме «Русские классики и историческое просвещение». Он рассказал, что одним из первых историков XVIII века, который руководствовался принципом россиецентричности, стал Василий Татищев, и эту национально ориентированную линию продолжил Михаил Ломоносов, а в XIX веке – Александр Пушкин, Федор Достоевский, Михаил Катков. Огромную роль в историческом просвещении молодежи сыграл Николай Карамзин – по выражению Пушкина, он открыл историю Отечества подобно тому, как Колумб открыл Америку.

Творчеству Пушкина Алексей Лубков уделил в своем докладе особое внимание, процитировав отрывок из его стихотворения «Клеветникам России». «Актуальный и сегодня вопрос о том, сольются ли славянские ручьи в русском море, Александр Сергеевич задавал двести лет назад. Понятно, что сам он отвечал на него положительно и призывал, чтобы русское море не иссякало, а только расширялось», – констатировал ректор МПГУ.

Как отметила ответственный секретарь Научного совета Российского военно-исторического общества, профессор МПГУ Наталья Таньшина, «история – это не просто какой-то элемент школьной программы». По ее мнению, достаточно переписать учебник истории, и мы сможем восстановить сознание целой нации, не только отформатировать прошлое, но и сформировать нужное настоящее и будущее.

«В информационной битве учитель, преподаватель истории играет важнейшую роль, и на нас лежит огромная ответственность за подрастающее поколение», – заключила Наталья Таньшина.

Председатель правления Всероссийского общественного движения «Отцы России» Андрей Коченов отметил, что при изучении истории необходимо ориентироваться на традиции. По его оценке, указ Президента, в котором речь идет о России как государстве-цивилизации, «отсылает нас к нашему великому прошлому, нашим традициям и нашему наследию, которое на определенный период времени было почему-то позабыто». «Слава Богу, эти времена прошли. Будем вспоминать об этом как о далеком прошлом и чтобы это никогда не повторилось», – добавил он.

Заместитель генерального директора по развитию Российского общества «Знание» Ирина Карих в своем выступлении поблагодарила МПГУ за стратегическое партнерство в проведении большого комплекса мероприятий в рамках выставки-форума «Россия». Она подчеркнула, что каждый из находящихся в аудитории является проводником знаний, и от того, как будут работать нынешние студенты, выбиравшие профессию педагога, зависит будущее нашей страны.

«Наверное, многие из вас слышали фразу «если хочешь победить врага, воспитай его детей». Уверена, что так не получится – воспитывать наших детей будете вы», – добавила Ирина Карих.

На форуме также выступили ученые-историки, представляющие другие российские вузы.

Профессор кафедры истории социально-политических учений МГУ Сергей Перевезенцев сделал акцент на смыслах исторического образования. Поделившись воспоминаниями о своей учебе на истфаке МГПИ им. Ленина, он подчеркнул, что там работали великие преподаватели, которые «учили студентов совсем не истории». «История была средством, чтобы передать нам – молодым студентам – свою любовь к Отечеству. Надеюсь, эта традиция сохраняется и сейчас», – отметил он.

По его мнению, в исторической науке возможно все, а преподавание истории необходимо строить на нравственных основах, оно должно служить интересам государства – иначе и быть не может.

Декан факультета истории, политологии и права Государственного университета просвещения Вардан Багдасарян посвятил свой доклад цивилизационному подходу как основе формирования исторического суверенитета России. Он подчеркнул, что речь идет не просто о суверенитете, а именно об историческом суверенитете, формирование которого сопряжено с заявленным в указе Президента цивилизационным подходом.

В подтверждение тезиса о том, что Россия является отдельным государством-цивилизацией, Вардан Багдасарян привел высказывание американца Джеффри Сакса – первого советника Президента Бориса Ельцина – о проведении шоковой терапии: «Мы положили больного – Россию – на операционный стол, вскрыли его грудную клетку, но у него оказалась другая анатомия». То, что Россия – другая, хорошо понимают сегодня и у нас, считает докладчик.

Подводя итоги обсуждения, Алексей Лубков отметил, что поставленные на форуме вопросы – это «одна из попыток рассмотреть нашу единую, неразрывную и вместе с тем дискретную историю вот с таких сложных историософских позиций». Кроме того, он анонсировал книгу «Национальная идея в историческом бытии России», которая выйдет в свет через неделю.

В рамках форума 1 октября также состоялась стратегическая сессия на тему «Формирование гражданина и патриота средствами отечественного кинематографа», была проведена секция «Музеи – центры исторического просвещения». Форум продолжит работу до 4 октября.

 

01 / 10 / 2024

Показать обсуждение