28 октября 2025 года в исторической девятой аудитории Главного корпуса Московского педагогического государственного университета состоялась открытая лекция ректора МПГУ, доктора исторических наук, академика РАО, президента Ассоциации кинопедагогов «Образ» Алексея Владимировича Лубкова «Смена эпох в кинематографе М. Хуциева». Лекцией, приуроченной к 100-летию со дня рождения знаменитого режиссера, открылся Московский педагогический кинофорум.
Кинофорум проводится Московским педагогическим государственным университетом при поддержке Департамента образования и науки города Москвы четвертый раз. В 2025 году форум является центральным мероприятием городского культурно-просветительского проекта «Кинопедагогика в московской школе». Открытие прошло в Международный день анимации.
Пленарное заседание форума собрало более пятисот слушателей. Среди участников форума – учителя московских образовательных организаций, преподаватели и студенты вузов, обучающиеся школ и колледжей, родители школьников, деятели культуры, представители профильных общественных объединений.
Фокусом внимания в лекции Алексея Владимировича стал кинематограф 60-х, в котором отразилась смена эпох. Демонстрируя кадры из фильмов М. Хуциева «Весна на Заречной улице», «Застава Ильича», «Июльский дождь», ректор рассказывал о том, как считывались исторические перемены на экране и как киногерои олицетворяли этот переход.
Марлен Хуциев – основоположник кинематографа оттепели, запечатлевший, пожалуй, наиболее ярко эту эпоху в советском кинематографе, одним из первых показывает и героев новой эпохи советского общества. В фильме «Июльский дождь» один из главных его героев – Владимир – показан как человек «новой наступающей эпохи, когда главным критерием был уже успех в жизни, успех в карьере, а не ценности любви, отречений во имя любви. И это стало водоразделом, который произошел в период между оттепелью и последующей эпохой, которую мы называем эпохой застоя. Этот фильм некоторые называли последним фильмом оттепели и первым фильмом эпохи застоя. Именно потому, что вот здесь происходит эта смена парадигмы. Человек в кадре – главный герой – уже совсем даже не герой, а говоря обыденным языком, приспособленец», – сказал Алексей Владимирович.
Как и кинематограф европейских стран, советский в эти годы переживал период «морального беспокойства»: киноленты знакомили зрителя с новым героем, который приглашал к размышлениям о новом времени, где на первом плане оказывался человек. Герои фильмов эпохи оттепели во многом жили в поиске любви, видя в ней одну из главных ценностей жизни. Режиссеры-шестидесятники предлагали зрителю новую оптику, киносюжеты разворачивался в новых локациях, фильмы обретали размеренный ритм. Герои М. Хуциева подолгу и крупным планом задерживаясь в кадре, приглашали зрителя к разговору о человеке в пространстве жизненного выбора. Поскольку смены эпох всегда обуславливают и смену стилей в кинематографе.
Но несмотря на новый киноязык, отметил ректор, главным вопросом режиссеров разных десятилетий оставался вопрос о «ядре личности» – о том «из чего сделаны люди», в чем их успех и достоинство. Обращаясь к аудитории, Алексей Владимирович предложил поразмышлять о «метафизике поступка» – в его личностном и историческом измерении.
Вопросы, которые были поставлены в лекции, получили дальнейшее развитие в выступлениях участников кинофорума, в первую очередь педагогов. Это воспитательная роль кино, его богатейший потенциал для современной педагогики.
М. Кривенькая,
директор Центра регионоведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества
Управление протокольных мероприятий















