С 16 марта, согласно приказу Министерства науки и высшего образования РФ, МПГУ перешёл на дистанционное обучение по всем образовательным программам.
Данный переход был осуществлен оперативно и в кратчайшие сроки, подспорьем для этого стала уже работающая в университете система управления обучением ИнфоДа МПГУ Moodle и созданный в 2018 году Институт развития цифрового образования, обеспечивающий в том числе и методическое сопровождение дистанционного обучения.
На платформе Moodle МПГУ созданы курсы практически по всем дисциплинам, где преподавателями размещаются материалы и задания для студентов. Помимо этого, нашей университетской системой предусмотрена функция проведения лекций и практических занятий в формате видео-конференц-связи или вебинаров.
Разумеется, не всегда все эти широкие возможности системы на все 100% удовлетворяют спрос преподавателей и способны учитывать особенности проведения всех занятий, поэтому мы допускаем работу в иных информационных ресурсах: Zoom, Skype, сервисы Google (Google Класс, Google Формы, а также Hangouts), Adobe Connect и многие другие. Также остаётся возможность взаимодействовать с преподавателем и через наиболее привычные сервисы: социальные сети и электронные почты. Однако важно отметить, что все учебные материалы и мероприятия, реализуемые на различных сервисах (в т.ч. видеолекции, записанные преподавателем самостоятельно) мы стараемся аккумулировать в нашей ЭИОС ИнфоДа МПГУ Moodle.
Отдельно хотел бы остановиться на таком вопросе, как общая организация и контроль за реализацией дистанционного обучения. Разумеется, что у студентов и преподавателей могут возникать различные вопросы и технические, и методические. Для этого мы создали специальные формы обратной связи, где каждый студент или преподаватель может как оценить работу, так и дать свой совет / предложение, а также задать вопрос. Также мы в реальном времени видим статистику по каждому институту / факультету, что даёт нам возможность «держать руку на пульсе» событий.
На сайте университета размещен раздел «Дистанционное обучение. Остаемся дома», где представлены расписания занятий в дистанционной форме по всем факультетам и институтам, методические рекомендации для студентов и преподавателей, видеоинструкции и советы по использованию различных цифровых инструментов и сервисов. Кроме того, размещены открытые лекции преподавателей нашего университета, мастер-классы студентов Института изящных искусств для детей и другая актуальная и полезная информация.
Наиболее сложным оказался вопрос с интернет-соединением: в связи с тем, что во всём мире и обучение, и работа по возможности переходит в дистанционный формат, нагрузки на сервера выросли. В следствие чего, не всегда возможно получить стабильный выход в интернет. Разумеется, это общемировая проблема, не зависящая от нашего университета, поэтому мы стараемся перевести лекции и практические занятия в формат непрямого, асинхронного общения, т.е. не всегда студент должен подключаться к мероприятию онлайн, а ту же лекцию он может посмотреть в записи; семинарские задания выполнить письменно и т.д. Это позволило нам добиться того, что студенты и преподаватели пусть и асинхронно, но выполняют свою работу, что для нас является самым важным в настоящий момент времени.
Напоследок хочу отметить, что несмотря на столь резкий переход на иную, для многих из нас, новую и «архисложную», как могло показаться на первый взгляд, форму организации учебного процесса, мы справились. Наладили работу учебных отделов и деканатов, кафедр и преподавателей со студентами. Конечно, ряд направлений и профилей подготовки (например, физическая культура и музыка) не могут реализовываться полностью дистанционно, однако и эту проблему мы решили, перенеся некоторые дисциплины на следующий семестр. В целом, наш университет достойно прошёл испытания первых недель дистанционного формата работы, показал, что преподаватели могут работать в таком формате, а студенты относятся к обучению ответственно. Но для меня самым важным остаётся ещё и то, что таким образом мы добились того, что наши сотрудники, наши дорогие студенты, у которых всё ещё впереди, остались дома – сберегли своё здоровье. Ведь, когда мы едины и сильны – нам ничего не страшно! Напомню, что даже в страшные для нас годы Великой Отечественной войны наш родной университет не прекратил обучение, для нас это очень важно! И сейчас, в период опасности для нашего здоровья, наш МПГУ продолжает обучение в спокойном, рабочем ритме.
Я благодарен всем за это, ещё раз желаю каждому крепкого здоровья, прошу беречь себя и своих близких!
Подготовлено редакцией газеты «Педагогический университет», подробнее – в следующем номере.