Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

В МПГУ прошла III Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы подготовки современного учителя начальных классов»

Новости МПГУ

20–21 марта 2025 г. в Институте детства на базе факультета начального образования состоялась III Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы подготовки современного учителя начальных классов» в смешанном формате.

Конференция объединила ученых, педагогов, студентов, учителей начальных классов, методистов и руководителей образовательных организаций из 22 городов Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Луганск, Липецк, Самара, Томск, Волгоград, Казань, Чебоксары, Тула, Екатеринбург, Туапсе, Лесосибирск, Челябинск, Нижний Новгород, Ярославль, Глазов, Калуга, Курск, Пенза, Южно-Сахалинск, Щекино) – всего свыше 130 докладов, более 200 участников. Активное участие в конференции приняли преподаватели Института детства, Института иностранных языков, Института изящных искусств, Института социально-гуманитарного образования, а также Колледжа МПГУ. Зарубежными гостями конференции выступили спикеры из Беларуси, Узбекистана, Кыргызской Республики, Казахстана.

К участникам Конференции с видеоприветствием обратился ректор МПГУ, академик РАО Алексей Владимирович Лубков, который, в частности, сказал: «Заявленная тематика конференции отражает актуальные тенденции в развитии системы начального общего образования с учётом изменений законодательства и вариативности современного детства в образовательном пространстве начальной школы. Одна из важнейших тем – преемственность непрерывной многоуровневой подготовки учителя начальных классов в едином педагогическом пространстве «колледж-вуз».

С приветственным словом выступили: Балабаева Екатерина Александровна, проректор по учебно-методической работе, начальник Учебно-методического управления МПГУ; Алмазова Анна Алексеевна, директор Института детства, заведующий кафедрой логопедии Института детства МПГУ, доктор педагогических наук, доцент; Олейникова Марина Анатольевна, декан факультета начального образования, доцент кафедры теории и практики начального образования Института детства МПГУ, кандидат педагогических наук, доцент, которые отметили важную роль и ценность конференции для обмена опытом подготовки педагогов начального общего образования и пригласили к дальнейшему сотрудничеству педагогические вузы и общеобразовательные организации России.

Приветственные адреса прислали: Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Липецкий государственный университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, журнал «Начальная школа».

Информационными партнерами конференции выступили журналы «Начальная школа», «Образовательные технологии», «Педагогические технологии», «Журнал педагогических исследований».

Работу пленарного заседания открыл доклад Землянской Елены Николаевны, заведующего кафедрой теории и практики начального образования Института детства МПГУ, доктора педагогических наук, профессора, которая рассказала о ценностно-смысловых ориентирах подготовки педагога современного начального образования.

2025 год объявлен Годом защитника Отечества и 80-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Конференция также была приурочена к данным важнейшим событиям и стала данью уважения традициям подготовки учителя в военное время. Пленарные доклады отразили роль гражданско-патриотического воспитания младших школьников, важность сохранения российских традиционных ценностей и исторической памяти:

  • «Учитель у истоков ратного служения Отечеству». Березин Владимир Федорович, советник при ректорате, председатель Совета ветеранов Московского педагогического государственного университета, подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий.
  • «Школа в военное время». Ситниченко Марина Ярополковна, профессор кафедры теории и практики начального образования Института детства МПГУ, кандидат педагогических наук, доцент, Шарапова Ольга Юрьевна, главный редактор журнала «Начальная школа», кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник.

О связи традиций и инноваций в процессе подготовки учителя к обучению и воспитанию младших школьников рассказала в своем докладе Кочетова Наталья Геннадьевна, декан факультета начального образования Самарского государственного социально-педагогического университета, кандидат физико-математических наук, доцент, г. Самара. Нравственный идеал как фактор формирования нравственной устойчивости у обучающихся в системе деятельности классного руководителя общеобразовательной школы был рассмотрен в докладе Михайловой Ольги Викторовны, проректора по науке и дополнительному образованию Чувашского государственного института культуры и искусства, кандидата педагогических наук, доцента, г. Чебоксары.

Завершил пленарную часть доклад Савиновой Людмилы Юрьевны, заведующего кафедрой педагогики начального образования и художественного развития ребенка Института детства Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, кандидата педагогических наук, доцента, г. Санкт-Петербург. В докладе были представлены результаты исследования готовности студентов педагогических вузов к реализации программы «Орлята России».

Конференция была продолжена работой десяти секций, отражающих традиции и инновации в профессиональной подготовке учителя начальных классов как универсального специалиста, обеспечивающего многопредметное обучение, воспитание и всестороннее развитие младшего школьника с учетом вариативности современного детства в образовательном пространстве начальной школы.

Секция №1 «Актуальные проблемы воспитания детей и молодежи в современной России» (посвящается 100-летию со дня рождения профессора МПГУ, доктора педагогических наук, профессора Ю.П. Сокольникова, основателя научной школы «Методология и теория воспитательных пространств») (модератор:  Веретенникова Людмила Кузьминична, профессор кафедры теории и практики начального образования Института детства МПГУ, доктор педагогических наук, профессор).

Секция №2 «Секция памяти академика РАО, почетного профессора МПГУ, доктора психологических наук, профессора В.Д. Шадрикова – ученого и человека» (модератор: Макарова Карина Вячеславовна, заведующий кафедрой психологии младшего школьника Института детства МПГУ, доктор психологических наук, доцент).

Секция № 3 «Актуальные вопросы инклюзивного образования в системе подготовки учителя начальных классов» (модератор: Кулакова Елена Владимировна, декан дефектологического факультета Института детства, профессор кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики Института детства МПГУ, кандидат педагогических наук, доцент).

Секция № 4 «Актуальные вопросы подготовки учителя начальных классов в системе высшего образования» (модератор: Землянская Елена Николаевна, заведующий кафедрой теории и практики начального образования Института детства МПГУ, доктор педагогических наук, профессор).

Секция № 5 «Актуальные вопросы подготовки учителя начальных классов в системе среднего профессионального образования» (модератор: Штильман Наталья Валерьевна, заместитель директора Колледжа МПГУ, преподаватель профессиональных дисциплин и модулей специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» МПГУ, кандидат педагогических наук).

Секция №6 «Секция молодых ученых» (модераторы: Бабина Елена Дмитриевна, доцент кафедры начального филологического образования имени М.Р. Львова Института детства МПГУ, кандидат педагогических наук, Соловьева Юлия Игоревна, доцент кафедры начального филологического образования имени М.Р. Львова Института детства МПГУ, кандидат педагогических наук).

Секция № 7 «Актуальные вопросы предметной подготовки учителя начальных классов (предметные области «Русский язык и литературное чтение», «Иностранный язык»)» (модератор: Каравашкина Марина Викторовна, заведующий кафедрой начального филологического образования имени М.Р. Львова Института детства МПГУ, кандидат филологических наук, доцент).

Секция № 8 «Актуальные вопросы предметной подготовки учителя начальных классов (предметная область «Математика и информатика») (модераторы: Чекин Александр Леонидович, заведующий кафедрой математики и информатики в начальной школе Института детства МПГУ, доктор педагогических наук, доцент, Бахтина Ольга Витальевна, доцент кафедры математики и информатики в начальной школе Института детства МПГУ, кандидат педагогических наук).

Секция № 9 «Актуальные вопросы предметно-практической подготовки учителя начальных классов  (предметные области «Искусство», «Технология», «Обществознание и естествознание (“окружающий мир”)»)» (модераторы: Галямова Эльмира Махмудовна, заместитель директора по дополнительному образованию, заведующий кафедрой исследовательской и творческой деятельности в начальной школе Института детства МПГУ, кандидат педагогических наук, доцент, Борисов Владимир Юрьевич, директор Музея МПГУ, старший преподаватель кафедры исследовательской и творческой деятельности в начальной школе Института детства МПГУ).

Работа конференции включала актуальный формат обсуждения дискуссионных проблем: постерная секция №10 «Современный учитель начальных классов» (модератор: Солнцева Татьяна Алексеевна, заместитель декана факультета начального образования Института детства, доцент кафедры начального филологического образования имени М.Р. Львова Института детства МПГУ, кандидат педагогических наук).

Конференцию активно поддержали учителя и сотрудники московских школ: Русская классическая гимназия ВГУЮ (РПА Минюста России), Школа №875, Школа №2010 имени М.П. Судакова, Школа №2097, Школа №1553 имени В.И. Вернадского, Школа №1257, Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №52, Марьинская школа №1566 памяти Героев Сталинградской битвы, Школа №956, Школа №1468, Школа №158, Школа №1245, Школа №1212, Школа №109 и др.

От региональных школ выступили представители Школы информационных технологий №26 г. Липецка, Щекинской школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Школы №26 г. Южно-Сахалинска и др.

В рамках конференции были организованы разнообразные мастер-классы:

«Особенности уроков арифметики в начальной школе, основанные на методике К.Д. Ушинского». Ведущий: Круду Екатерина Петровна, учитель начальных классов Русской классической гимназии ВГУЮ (РПА Минюста России);

«Бумага и перо – доктора души человеческой». Ведущий: Иревлина Наталья Павловна, учитель начальных классов Русской классической гимназии ВГУЮ (РПА Минюста России);

«Комплексный подход к изучению словарных слов на уроках русского языка в начальной школе». Ведущий: Саломатина Лариса Сергеевна, доцент кафедры начального филологического образования имени М.Р. Львова Института детства МПГУ, кандидат педагогических наук;

«Эмоциональное выгорание педагога и способы его преодоления». Ведущий: Щукина Ирина Сергеевна, академический директор Международного института Коучинга Smart;

«Изготовление композиции “Вересковое поле” как ресурс формирования опыта творческой деятельности младших школьников». Ведущий: Удрас Анастасия Эдуардовна, ассистент кафедры теории и практики начального образования Института детства МПГУ.

Участники мастер-классов выполняли различные интерактивные задания, подготовленные ведущими.

Для гостей конференции состоялась познавательная экскурсия в Музей истории МПГУ, организованная его директором Борисовым Владимиром Юрьевичем.

Декан факультет начального образования Олейникова Марина Анатольевна подвела итоги работы двух дней конференции, программа которой получилась содержательной, насыщенной и плодотворной. В завершении мероприятия была принята резолюция, одними из решений которой стали:

  • развитие методической компетенции студента-педагога по формированию у младших школьников их метапредметных образовательных достижений, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения, являясь основой умения учиться;
  • развитие моделей школьно-университетского партнерства в осуществлении практической подготовки учителя;
  • обновление банка педагогических технологий работы учителя с учетом возможностей и требований цифрового общества;
  • проблема совершенствования языковой подготовки учителей – одна из основных проблем в современной начальной и средней школе;
  • сохранение и развитие классической подготовки учителей начальных классов. Особое внимание следует уделить значимости очной формы обучения, которая обеспечивает всестороннее погружение в образовательный процесс, формированию устойчивых профессиональных компетенций и укреплению социальных связей среди будущих педагогов, что является критически важным для их успешной профессиональной деятельности.

Фото Сергей Савин  и Оксана Петрова

 

25 / 03 / 2025

Показать обсуждение