В МПГУ завершилась серия масштабных мероприятий, проводившихся в рамках международного медиафорума «Педагогическое образование в цифровом обществе: вызовы, проблемы, перспективы», а также в связи с 220-летием со дня рождения А.С.Пушкина. Организаторами мероприятий выступили Институт развития цифрового образования и Институт журналистики, коммуникации и медиаобразования МПГУ, а также Евразийская ассоциация педагогических университетов и Ассоциация развития педагогических университетов и институтов.
В первый день участники мероприятия, а их было около 300 и еще более 1000 человек посмотрели трансляцию на канале Youtube, обсудили важнейшие вопросы цифрового образования в России. Подготовка учителей для цифровой эпохи и цифровой экономики волнует всех, и университет подходит к решению этой проблемы системно и последовательно, отметил в приветственном слове ректор МПГУ, доктор исторических наук, член-корреспондент РАО Алексей Владимирович Лубков.
Выступавшие обменялись мнениями по вопросам создания и функционирования экосистемы цифрового образования, специфики подготовки педагогических кадров, новой дидактики педобразования и много другого. А участники проектной сессии в поддержку глобального проекта ЮНЕСКО «Будущее образования» сформулировали материалы для аналитического обзора, который будет направлен в штаб-квартиру ЮНЕСКО.
В рамках форума также прошло заседание Общественного совета МПГУ как базовой организации СНГ по подготовке педагогических кадров, на котором ректор МПГУ презентовал Концепцию развития непрерывного педагогического образования на основе цифровых информационных технологий. Кроме того, участники заседания Совета обсудили основные моменты Национальной системы подготовки педагогических кадров в государствах – участниках СНГ.
Во второй день работа форума была сконцентрирована на площадке Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования, где состоялась Международная конференция «Медиаобразование в педагогической сфере 2019». Она включала в себя проведение круглого стола (модератор зав. Кафедрой медиаобразования МПГУ И.В. Жилавская) и секций по проблемам международного сотрудничества в области медиаобразования, цифрового образования, медиаобразовательных практик в различных сферах деятельности.
Программный специалист Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании Т.А. Мурована отметила позитивный опыт совместной деятельности Института ЮНЕСКО и кафедры медиаобразования над электронным ресурсом по медиаграмотности для педагогов. Вопросы совершенствования понятийного аппарата и в целом теории медиаобразования, особенности психологического воздействия на социализацию детей дошкольного и раннего школьного возраста различного рода видеообразов, опыт реализации медиаобразовательных проектов педагогического университета в городском информационном пространстве, кинематограф как ресурс подготовки педагогических кадров для будущего инклюзивного общества стали предметами выступления декана факультета журналистики Воронежского государственного университета В.В. Тулупова, зав. кафедрой возрастной психологии факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Е.И. Изотова, профессор кафедры литературы, журналистики и методики преподавания литературы Оренбургского ГПУ О.М. Скибина и других участников.
Разнообразная тематика медийного и цифрового образования была представлена на секциях «Цифровая трансформация вуза», «Центры медиаобразования в школе и в вузе», «Медиаобразовательные технологии в работе библиотек». А международным опытом поделились представители высшей школы из Армении, Казахстана, Беларуси, Литвы и Италии.
В ходе работы форума представители российских университетов поддержали официальную инициативу о создании общественного научно-методического объединения по развитию медийно-информационного образования. Кроме того, состоялось заключение двух соглашений о сотрудничестве между МПГУ и Музеем Победы на Поклонной горе, а также ассоциацией «Российский дом международного научно-технического сотрудничества». А Центр русского языка им. А.Ф. Лосева Института филологии совместно с «Ассоциацией учителей литературы и русского языка» провел «Пушкинский диктант».
Тема цифрового образования и подготовки педагогов стала одним из основных направлений работы МПГУ. На осень этого года намечено многостороннее обсуждение Концепции развития непрерывного педагогического образования на основе цифровых информационных технологий с учетом предложений коллег из вузов РФ и стран СНГ.
М.А.Тимофеев