21 мая 2024 года, в Главном корпусе МПГУ, состоялось расширенное заседание ректората под председательством ректора Алексея Владимировича Лубкова с онлайн-участием руководителей учебных и неучебных подразделений МПГУ.
Проректор по дополнительному образованию Дарья Александровна Кудрявцева выступила с докладом «О реализации совместных проектов с просветительскими и общественными организациями-партнерами».
МПГУ осуществляет масштабную культурно- и научно-просветительскую деятельность для различных категорий граждан. Ежегодно в МПГУ реализуется свыше 2,5 тысяч просветительских мероприятий и проектов, в том числе учебными структурными подразделения – более 1700, административными подразделениями – свыше 600, филиалами – около 200. Общий охват участников мероприятий составляет более 90 тысяч человек в год. К основным направлениям просветительской деятельности вуза относятся гражданское, национально-патриотическое, профессиональное, художественно-эстетическое и научное просвещение граждан.
Подавляющее большинство проектов реализуется подразделениями самостоятельно, без участия организаций-партнеров. По результатам самообследования в форме анкетирования определись лидеры по количеству реализованных мероприятий и охвату аудитории: Институт изящных искусств, Институт социально-гуманитарного образования, Институт филологии и Институт журналистики, коммуникаций и медиаобразования, среди филиалов – Ставропольский филиал. Значительный вклад в просветительскую миссию университета вносят музейные площадки МПГУ, Библиотека, Управление непрерывного дополнительного образования, Центр развития открытого образования, Центр социальных инициатив. Активно в эту деятельность включился недавно созданный Центр кинопедагогики и медиакультуры.
В партнерстве с просветительскими и общественными организациями («Российским обществом «Знание», Российским географическим обществом, «Движением первых», «Росмолодёжью», «Архэ» и др.) реализуются более 30 крупных проектов. Множество проектов реализуется в сотрудничестве с образовательными организациями (вузами и школами), учреждениями культуры (музеями, библиотеками, театрами) и издательствами.
Ректор А.В. Лубков отметил, что традиционно, как и любой вуз, МПГУ занимается просветительской деятельностью. За последние годы «данная деятельность приобрела системный характер и стала многогранной». Он поблагодарил докладчика, а также структурные подразделения, которые ведут большую работу в рамках просветительской деятельности, в том числе исторического, культурологического, теологического и других видов просвещения в университете.
Директор Института социально-гуманитарного образования Дмитрий Александрович Ростиславлев рассказал о Программе развития Института социально-гуманитарного образования на 2024–2029 гг.
Институт является многопрофильным структурным подразделением в составе МПГУ, интегрирующим в единое научно-образовательное пространство социально-гуманитарные науки и современные образовательные практики (философии, социологии, истории и этнологии, культурологии, управления, юриспруденции, регионоведения и т.п.) в тесной связи с педагогикой. Институт играет значительную роль в обеспечении социально-гуманитарной подготовки всех обучающихся МПГУ и вносит важный вклад в формирование на этой основе жизненных ориентиров и традиционных ценностей, гражданственности обучающихся, расширение социального и культурного контекста педагогического образования на принципах единого педагогического «ядра» в соответствии с Основами государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей и Основами государственной культурной политики.
Стратегическая цель Института на 2024-2029 гг.: «В рамках формирующейся национальной суверенной системы образования обеспечить личностно ориентированную подготовку специалистов, осознающих особую роль социально-гуманитарного знания в изменении парадигмы видения современного мира, обладающих навыками стратегического и системного мышления, способных отстаивать свою гражданскую позицию в условиях глобальных изменений современного мира, реализовать профессиональные компетенции, гибко реагировать на запросы рынка труда».
Докладчиком были определены ключевые направления деятельности, возможности развития, механизмы для решения поставленных задач и ожидаемые результаты.
В завершении выступления Д.А. Ростиславлев поблагодарил рабочую группу во главе с проректором по учебно-методической работе Е.А. Балалбаевой, которая «побудила более глубоко проанализировать возможности Института и отразить их в Программе».
Ректор А.В. Лубков отметил высокий методологический и методический уровень доклада.
В ходе обсуждения Программы заместитель директора Института социально-гуманитарного образования Вера Ивановна Баранова отметила, что Программу развития разрабатывали достаточно долго, приложили много физических и душевных усилий, и выразила уверенность, что Программа даст новый импульс к развитию Института, перед которым стоят достаточно амбициозные задачи и открываются новые направления деятельности.
Научный руководитель Института социально-гуманитарного образования Марк Михайлович Мусарский обратил внимание участников заседания на инициативу Института в области развития предпринимательского образования, предпринимательской среды и финансовой культуры. М.М. Мусарский подчеркнул, что для педагогического университета очень важно формирование предпринимательской компетенции в деятельности педагога. Он также отметил, что предпринимательская деятельность – это не только бизнес, в первую очередь это инициативная самостоятельная деятельность, поддержка которой очень важна.
Ректор А.В. Лубков попросил заместителя директора Института социально-гуманитарного образования по работе с иностранными студентами и международному сотрудничеству Тимура Рифатовича Миняжева рассказать о новых программах с партнерами из КНР. Т.Р Миняжев подтвердил, что количество иностранного контингента в Институте составляет практически четверть. Он также отметил важность синергетического эффекта в международной деятельности и подчеркнул, что в вопросе развития международных отношений, международного сотрудничества Институт придерживается централизации, делает это согласованно с Управлением международных связей и в сотрудничестве с Российско-китайским координационно-методическим центром. Все программы, заявленные в Программе развития, отражают итог этой плотной и тесной работы, в частности с Даляньским и Харбинским университетами КНР.
Главный редактор редакции газеты «Педагогический Университет» Ольга Юрьевна Князева предложила расширить сферу деятельности Юридической клиники, функционирующей в Институте социально-гуманитарного образования, на университет в целом.
В ходе завершения обсуждения ректор А.В. Лубков поблагодарил Д.А. Ростиславлева, рабочую группу и коллектив Института за слаженную и плодотворную работу, отметив, что руководство Института видит не только перспективы развития подразделения, но и проблемы, которые стоят перед Институтом: проблемы, которые он может решить самостоятельно, и проблемы, которые требуют решения на общеуниверситетском уровне и в рамках системы педагогического образования в целом. Ректор А.В. Лубков также акцентировал внимание на важности усиления работы по социологии.
Ректор А.В. Лубков рассказал о работе по оптимизации ставок и нагрузки преподавателей.
На заседании ректор А.В. Лубков поздравил с юбилеем заместителя начальника Управления непрерывного дополнительного образования Яну Валерьевну Кузнецову.
В завершение заседания ректората А.В. Лубков пожелал успехов докладчикам в реализации намеченных задач и планов.
Г.Н. Никитина