27 августа 2025 г. в Московском педагогическом государственном университете был проведен научно-практический семинар с целью презентации Учебно-методического комплекса дисциплины «Основы российской государственности» для преподавателей, работающих с первокурсниками в педагогических вузах / на педагогических и психолого-педагогических направлениях подготовки.
С приветственным словом к участникам семинара обратилась заместитель министра науки и высшего образования Ольга Викторовна Петрова. Она поблагодарила ректора МПГУ А.В. Лубкова и авторский коллектив за инициативу разработать программу подготовки по важному мировоззренческому курсу для студентов педагогических направлений подготовки. Выпускники педагогических вузов, которые приходят в школу – это носители, проводники ключевых базовых установок о фундаментальных основах российской государственности в соответствии с 309, 809 указами Президента РФ. Ольга Викторовна обратила внимание на задачу обеспечить единообразие подходов при формировании гражданской идентичности для всех направлений подготовки педагогов. По ее мнению, МПГУ, флагман педагогической науки, участвующий в реализации пилотного проекта перехода на национальную систему образования, интегрирует эти подходы в рамках новой модели образования. Заместитель министра также отметила важность синхронизации вузовских программ с проектами «Разговоры о важном» и «Движение первых». «Выпускники должны выходить из стен университета не только профессионалами, но и патриотами, готовыми продвигать ценности России», – отметила Ольга Викторовна.
Ректор МПГУ Алексей Владимирович Лубков поблагодарил О.В Петрову и Министерство науки и высшего образования за поддержку реализуемого проекта. Он отметил, что задачу формирования российской государственной идентичности нужно начинать с подготовки педагога. Есть договоренности с о том, что гуманитарный модуль будет единым и для педагогических и для классических направлений подготовки, поскольку это подготовка специалистов для России. А.В. Лубков отметил плодотворный характер сотрудничества с Государственным академическим университетом гуманитарных наук. «Мы давно дружим с ГАУГН, и их вклад в проект сложно переоценить. Именно благодаря таким партнёрам убираются межведомственные перегородки – мы работаем сообща, как единая команда».
А.В. Лубков также выразил личную признательность за поддержку проекта Андрею Владимировичу Полосину, выпускнику университета и идеологу проекта «ДНК России».
Алексей Владимирович не обошёл вниманием и символичность даты проведения семинара: «Сегодня, кстати, День российского кино. И это прекрасный повод вспомнить, что кинематограф – не просто искусство, а мощный инструмент воспитания. В МПГУ мы активно изучаем, как фильмы формируют ценности молодёжи, будь то историческая память, патриотизм или гражданская ответственность».
Ректор также упомянул о проекте «100 фильмов» – поручении президента, направленного на популяризацию культурного наследия. «Это важная инициатива, которая перекликается с нашими задачами по воспитанию молодёжи», – подчеркнул он.
Завершая выступление, Алексей Владимирович Лубков выразил уверенность в продолжении совместных инициатив: «Уверен, что в новом учебном году нас ждут не менее амбициозные задачи. Всем хорошего дня и будьте в отличной форме – у нас много планов и большая ответственность! С наступающим, коллеги! Пусть наши усилия станут кирпичиками в фундаменте будущего образования России».
Николай Владимирович Промыслов, ректор Государственного Академического университета гуманитарных наук (ГАУГН), отметил значимость выбора МПГУ как партнёра: «Этот университет с богатой историей стал идеальной площадкой для создания курса. За 10 месяцев мы подготовили содержательно выверенный комплекс, который через педагогов повлияет на поколения». Он подчеркнул, что курс, разработанный в 2022 году и запущенный в 2023-м, уже прошёл широкое обсуждение среди преподавателей: «Каждый внёс в него частичку творчества. Это не конечный продукт – работа продолжится, включая синхронизацию с школьными программами, такими как уроки обществознания».
Анастасия Андреевна Суслова, заместитель руководителя проекта «ДНК России», поблагодарила представителей педагогической общественности за вовлечённость в обсуждение концепции, содержания и методики преподавания курса: «Мы услышали мнения преподавателей из разных регионов, что сделало курс живым и актуальным». Она отметила вызовы времени: «Подрастающее поколение находится под влиянием информационного шума. Наша задача – найти баланс между традиционными ценностями и современными методиками, сохранив тонкую грань в подаче материала».
Участники семинара заслушали видеообращение Андрея Владимировича Полосина, руководителя проекта ДНК России и проректора РАНХиГС. Он отметил, что курс является политическим. Он должен помочь студенту понять мир в котором он должен жить. И это понимание должно быть основано на научно обоснованных концепциях, системе понятий… Старые подели описания мира перестали работать, не отражают реальность, которую мы наблюдаем… Курс новаторский, сложный и важный… Важно видеть будущее, важно понимать, на каких основаниях оно может быть построено». А.В. Полосин пожелал больших успехов и новых открытий участникам семинара.
Ведущий семинара директор Института социально-гуманитарного образования Дмитрий Александрович Ростиславлев отметил что организаторы сделали рассылку текста как в педагогические вузы через Министерство просвещения, так и зарегистрировавшимся участникам совещания. Он напомнил, что концепция УМК по Основам российской государственности, утвержденная Министерством науки и высшего образования в 2023 г., содержала 44 страницы, а презентуемое учебное пособие – 191 страницу. И эта разница в объеме возникает за счет добавления материалов, профильных для педагогических вузов. Комментированию этого материалов и были посвящены выступления членов авторского коллектива.
Научный руководитель проекта, заведующая кафедрой философии Института социально-гуманитарного образования МПГУ Ирина Николаевна Грифцова рассказала о том, каким образом специфика профиля образования сказалась на формулировании актуальности дисциплины («Дисциплина задает базовый уровень социально-гуманитарной подготовки, который при дальнейшем обучении позволит будущему учителю получить знания, умения, навыки, необходимые для того, чтобы он смог в будущем транслировать эти ценностные, мировоззренческие установки своим ученикам»), на дополнении целей, расширении перечня задач преподавания дисциплины, на формулировках планируемых задач преподавания дисциплины. Благодаря участию МПГУ в проекте перехода на национальную систему образования, помимо универсальной компетенции УК-5 в соответствии со ФГОСОМ, в учебном пособии применены универсальные и базовые компетенции, которые наилучшим образом соответствуют задачам формирования гражданской идентичности.
Комментарии к первому разделу учебного пособия сделала, декан факультета регионоведения и этнокультурного образования Института социально-гуманитарного образования МПГУ Елена Александровна Омельченко. Особое внимание в этом разделе уделено теме развития человеческих ресурсов в современной России и роли, которую в этой сфере играет образование. Обязательно следует обозначить основные векторы развития современной системы образования в контексте их влияния на укрепление человеческого потенциала России: – обеспечение единства образовательного пространства, – цифровизация образования, – повышение внимания к историческому просвещению и поддержке ценностной составляющей образования, – единство обучения и воспитания и т.п.
Важные акценты в изложении материала в учебном пособии сделаны на социальной роли учителя и просветителя в обеспечении национальной безопасности, социальной стабильности и экономического благополучия России.
В лекции по тематике «Народы, религии, культура России» затрагиваются сюжеты о том, каким образом многонациональность и многоязычие РФ отражаются в системе современного российского образования.
Об особенностях педагогическом профиля модуля «Российское государство -цивилизация» говорила заведующая кафедрой культурологии Института социально-гуманитарного образования МПГУ Ирина Борисовна Пржиленская.
Профессор кафедры философии Института социально-гуманитарного образования МПГУ Светлана Игоревна Скороходова раскрыла содержание педагогического профиля модуля «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации».
Автор четвертого раздела учебного пособия «Политическое устройство России» заведующая кафедрой теории и истории государства и права Института социально-гуманитарного образования МПГУ Светлана Валентиновна Ширяева охарактеризовала наиболее эффективные педагогические технологии, методы и подходы, которые позволяют актуализировать знания и представления обучающихся об основных принципах государственной политики, направленной на развитие суверенной отечественной системы образования, сквозь призму конституционных принципов, уровни и ветви власти, стратегического планирования национальных проектов и государственных программ, образовательно-воспитательных и просветительских проектов: «Россия – страна возможностей», «Время первых», «Волонтеры России» и Российское общество «Знание».
Содержательный акцент в разделе 5 учебного пособия, по мнению Сергея Юрьевича Иванова, заведующего кафедрой теоретической и специальной социологии им. М.А. Будановой Института социально-гуманитарного образования МПГУ, делается на выработку консолидирующих ответов на вызовы российской государственности, формирования образа будущего педагога как носителя духовно-нравственных ценностей. В этой связи на занятиях предполагается моделирование педагогических целей, распространение и защиту традиционных духовно-нравственных ценностей, основанных на знании единого концептуального видения развития российской цивилизации. В учебном процессе применяются такие технологии как «творческой дискуссии», «форсайт-сессии», позволяющие сформировать четкую гражданскую позицию у современных педагогов.
Заместитель начальника департамента по развитию Института гуманитарных наук МГПУ Анастасия Владимировна Половникова проанализировала методический потенциал преподавания курса, разнообразие применяемых педагогических технологий, формирование педагогических моделей поведения.
В заключительной части семинара авторы учебного пособия ответили на вопросы и прокомментировали высказывания участников мероприятия.