Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

МПГУ и Центр «Авангард» объединят усилия в области патриотического воспитания молодежи

Новости МПГУ

Ректор МПГУ, академик РАО Алексей Лубков и директор Учебно-методического центра военно-патриотического воспитания молодежи «Авангард» Дарья Борисова подписали соглашение о сотрудничестве. Церемония подписания состоялась в рамках Международного военно-технического форума «Армия-2022», который проходит с 15 по 21 августа в Конгрессно-выставочном центре «Патриот». Алексей Лубков также провел встречу с сотрудниками Центра «Авангард», ответив на их вопросы.

Учебно-методический центр военно-патриотического воспитания молодежи «Авангард» был учрежден Правительством Москвы и Московской области при поддержке Минобороны России. Идею его создания поддержал Президент Владимир Путин. Центр расположен на территории парка «Патриот» в Подмосковье и рассчитан на одновременное обучение 600 человек. Школьники и студенты профессиональных колледжей в возрасте от 14 до 18 лет приезжают туда на сборы, осваивая военно-учетные специальности под руководством инструкторов, педагогов и вожатых. Лучшие выпускники центра становятся членами «Братства Авангарда» и получают поддержку в личностном и профессиональном развитии.

Соглашение между МПГУ и Центром «Авангард» предусматривает сотрудничество в области гражданского и военно-патриотического воспитания детей и молодежи, профилактики религиозного и этнического экстремизма, формирования общероссийской гражданской идентичности, направленных на гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений, развитие межкультурного диалога, а также повышение в обществе авторитета и престижа военной и иной государственной службы посредством реализации образовательных, спортивных, информационных и духовно-просветительских проектов, а также совместного развития проекта «Братство Авангарда».

Директор «Авангарда» Дарья Борисова отметила, что сотрудничество с одним из ведущих педагогических вузов страны поможет «Авангарду» планомерно повышать профессиональные компетенции педагогических работников центра. «Используя партнерские отношения с университетом, нам будет легче решать одну из приоритетных задач – пополнение центра новыми работниками, что особенно актуально накануне сдачи второй очереди и увеличении пропускной способности центра», – добавила Дарья Борисова.

Алексей Лубков провел встречу с сотрудниками Центра «Авангард» – педагогами, инструкторами, вожатыми, некоторые из которых рассматривают возможность обучения в МПГУ. В ходе беседы он затронул такие актуальные темы, как изучение истории в школе, воспитание на основе традиционных российских ценностей, особенности педагогической профессии в современной России и другие.

По мнению ректора МПГУ, школьникам необходимо изучать историю по единому учебнику. В противном случае если учебников несколько, может возникнуть разномыслие, кто-то из авторов может предложить свою версию событий или допустить ошибки, что может привести к плачевным последствиям.

Алексей Лубков напомнил, что десять лет назад на основе Историко-культурного стандарта были выпущены три линейки учебников истории России. И если в одном из этих учебников святой благоверный великий князь Александр Невский был представлен как воин, многое сделавший для цивилизационного выбора России, то в другом всего лишь вскользь отмечалось, что князь был светским лицом.

Еще один пример относится к 1990-м годам, когда число учебников истории превышало сотню. В одном из них генерал русской императорской армии Брусилов, перешедший на сторону красных (а это был типичный случай, поскольку большевики боролись против интервентов, на деле воссоздавая единую державу), был назван человеком, который не избавился от типичного комплекса русского патриота. «То есть в учебниках, которые были созданы на деньги Сороса, патриотизм рассматривался как комплекс неполноценности», – заключил Алексей Лубков.

Также характерный пример из учебников тех лет – позиционирование битвы у атолла Мидуэй (победа флота США над японцами в июне 1942 года) как главного события Второй мировой войны в 1942-43 годах. «Авторы учебника утверждали, что якобы главные события войны были на Тихом океане, а не здесь, на территории Советского Союза, где мы под Курском, под Сталинградом, на Днепре перемололи армии вермахта и всякие другие, в том числе итальянские. Какая картина складывается у ребенка? Он приходит домой, говорит, ну Сталинград, мало ли что у меня дед там воевал, а на самом деле герой Второй мировой – американский адмирал Нимиц. Вот к чему приводит это разномыслие», – считает ректор МПГУ.

По его мнению, «здесь нужно быть очень внимательным и даже строгим». «Надо отдать должное нашему министру просвещения Сергею Сергеевичу Кравцову. Он сегодня выступает за то, что должен быть единый учебник, и мы его поддерживаем в этой позиции. Могут быть и дополнительные источники, в том числе в интернете, но здесь ключевую роль играет учитель. Важны ведь не только учебники, но и чтобы учитель был профессионалом, чтобы он понимал, что были разные театры военных действий, но прежде всего исход войны решался на наших полях сражений», – отметил Алексей Лубков.

Вторая ключевая тема, которую затронул ректор МПГУ, отвечая на вопросы, – роль истории и культуры в воспитании подрастающего поколения на основе традиционных российских ценностей.

Он рассказал, что представление о ценностях, понимание добра и зла должны формироваться у человека с детства, и мы должны не просто противопоставлять российские традиционные ценности западными, но и создавать для этого свой контент. Такой контент во многом уже существует – например, это тысячелетняя культурная традиция русских сказок с их представлениями о добре и зле, с их героями – русскими богатырями. И если для человека на западе главное – это потребление, то для Александра Сергеевича Пушкина, для его няни Арины Родионовны это представление о Боге, о красоте, о добре, о русской природе.

Алексей Лубков подчеркнул, что подмена российских традиционных ценностей происходила в середине XIX и начале XX века, когда в России очень увлекались Западом, и это искушение, приводившее к заимствованию западных образцов и моделей, не удалось преодолеть ни в XX, ни в XXI веке. «Но у нас есть свое понимание правды, свое понимание добра и зла. За это мы и боремся», – заключил ректор МПГУ.

Еще одна тема, к которой проявили интерес участники встречи с Алексеем Лубковым, – особенности педагогической профессии в современном мире. Ректор МПГУ напомнил, что в 1990-е годы престиж профессии учителя в России упал – считалось, что он оказывает услуги, а не выполняет высокую миссию, и это было несвойственно для нашей культуры. Теперь же произошел поворот, отношение к педагогической профессии изменилось к лучшему, что свидетельствует о возрождении традиций – ведь к учителю с большим уважением относились и в дореволюционной, и в советской России.

В качестве подтверждения этого тезиса Алексей Лубков рассказал о масштабной поддержке МПГУ и всего педагогического образования России со стороны государства. 10 миллиардов рублей выделено педагогическим университетам на развитие их материальной базы и инфраструктуры по прямому распоряжению Президента России В.В. Путина.

Также ректор напомнил, что 1 ноября 2022 года будет отмечаться 150-летие со дня создания МПГУ, в связи с этой датой университету оказало помощь Министерство просвещения РФ. Кроме того, всем подведомственным педвузам в этом и в прошлом году выделены деньги (за два года – 10 млрд рублей) на ремонт, обновление оборудования и реализацию различных проектов.

По мнению ректора МПГУ, большую роль в формировании позитивного отзыва педагога должен сыграть кинематограф. Нужны такие фильмы, как «Доживем до понедельника», где герой принимает решение остаться в школе, потому что он нужен детям, и в этом заключается его гражданский и профессиональный выбор. Несмотря на то, что престиж профессии определяется не только и не столько зарплатой, этот фактор тоже важен, а сегодня зарплата учителей «привязана» к средней зарплате по региону. В Москве в хороших школах учитель получает порядка 100 тыс. рублей, а в других регионах сумма может быть гораздо меньше.

«Вопрос об учителе, о его роли в сегодняшнем обществе должен быть, конечно, поставлен очень серьезно. Надеюсь, что мы все единомышленники, что мы тоже внесем свою лепту в эту работу, в том числе благодаря нашей встрече. Мы должны осознавать нашу ответственность, нашу миссию вопреки всему и гордо нести наше знамя, понимая, что победа будет за нами», – заключил Алексей Лубков.

19 / 08 / 2022

Показать обсуждение