Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

«Образование и диалог в интересах мира и человека»: в МПГУ открылся Международный семинар из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество»

Новости МПГУ

9 декабря 2021 года в Московском педагогическом государственном университете в онлайн формате начал работу Международный научно-практический семинар «Образование и диалог в интересах мира и человека». Тринадцатый семинар из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество» приурочен к юбилейным мероприятиям в год 75-летия ЮНЕСКО.

Открывая семинар, ректор МПГУ, член-корреспондент Российской академии образования, заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Международное образование и интеграция мигрантов», доктор исторических наук, профессор Алексей Владимирович Лубков отметил, что на фоне роста масштабов изоляции и неравенства в мире, который отмечается во всех сферах, «сегодня особенно важно обращение к человеку, недопущение гуманитарного кризиса».

Многообразие тем, которые составляют проблемное поле семинара, в этом году фокусируется на потребностях человека. Это право на образование и доступ к качественному образованию, помощь «уязвимым» категориям людей и, особенно, детей, в том числе из семей международных мигрантов, объединение усилий власти и гражданского общества в преодолении вызовов времени. «Уверен, – заметил ректор, –  что нужды людей, их стремление к достойной жизни определяют вектор работы современных систем образования России и других стран мира».

На открытии семинара прозвучали приветствия в адрес его участников и организаторов от Министерства науки и высшего образования РФ, от Посла по особым поручениям МИД РФ, Ответственного секретаря Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Григория Эдуардовича Орджоникидзе, от Председателя Комитета кафедр ЮНЕСКО РФ Владимира Константиновича Егорова, от Национального координатора Международного проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» в РФ Нэллы Матвеевны Прусс. Во всех приветствиях отмечалась важность организации мероприятия, которое в ответ на вызовы, с которыми столкнулся мир в 2020-21 годах, предлагает к обсуждению широкий круг вопросов, связанных с гуманизацией образования, акцентирует внимание на сфере социальной инклюзии, интеграции мигрантов средствами образования и просвещения, расширения социально-гуманитарного компонента образования и гражданского воспитания.

О важности вклада России в разработку Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, 60-летие принятия которой мировая общественность отмечает в этом году, говорила в своем обращении к участникам Советник Секретариата Комиссии по делам ЮНЕСКО РФ Ксения Александровна Гавердовская. О трансформационном образовании в связи с состоявшимся в этом году Первым международным студенческим конгрессом, упомянула в своем выступлении исполнительный директор проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» в РФ Наталья Борисовна Ларионова. Необходимость расширения действий в области защиты прав на использование русского языка и получение образования на русском языке была главной темой обращения к участникам семинара старшего советника Фонда поддержки и защиты прав соотечественников за рубежом Анатолия Аркадьевича Сорокина.

В ходе Пленарного заседания «Образование для мира и развития: личностное измерение» прозвучали доклады, которые обозначили проблемное поле семинара. О том, как понимают разные аспекты глобальных инициатив ЮНЕСКО представители российской обучающейся молодежи, рассказала профессор кафедры ЮНЕСКО РГПУ им. А.И. Герцена, к. фиол. н. Людмила Александровна Балясникова. О необходимости внимания к человеку, а не к вопроизводству человеческих ресурсов, говорил в своем выступлении «Гуманизация образования» генеральный директор, экс-директор и руководитель кафедры ЮНЕСКО Мандсаурского университета, Индия, профессор Джагдиш Кхатри.  Новые возможности проекта ЮНЕСКО «Обучающие города ЮНЕСКО» для объединения образовательного и социокультурного потенциала на примере города Уфы как первого российского «обучающего города» раскрыла заведующий кафедрой истории государства и права и конституционного права, директор Башкирского института социальных технологий (филиал) ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений», д. пол. н. Танзиля Алтафовна Нигматуллина.

К обмену практическим опытом пригласили участников директор Центра толерантности ЧУК «Еврейский музей и Центр толерантности» Анна Макарчук, которая представила интерактивные методы профилактики ксенофобии и экстремизма в молодежной среде через проект «Код БЕЗопасности», а также заместитель директора по научной и международной деятельности ГБОУ Гимназия №540 г. Санкт-Петербурга, к. пед. н. Елизавета Алихановна Измайлова разговором о  проектах и программах сотрудничества в системе школьного и вузовского образования по теме межкультурного диалога обучающихся и преподавателей.

Насыщенная программа семинара включает четыре секции, три круглых стола, две дискуссионные площадки, историко-философский лекторий. В течение двух дней предлагается обсудить темы: «Доступ к образованию: равные права и разные возможности», «Миссия университета в новой социокультурной реальности», «Культурное наследие и поиски идентичности», «Цифровизация Vs гуманизация образования», а также поделиться опытом практическими наработками и педагогическими технологиями интеграции мигрантов, формирования межкультурной компетентности средствами образования, изучения духовно-нравственной культуры народов России в современной школе.

Особое значение имеет тема поддержки русского языка и образования на русском языке в мире, которая будет обсуждаться на трех мероприятиях, в том числе по темам: «Образование на русском языке в мире» и «Международное пространство русской школы». На полях семинара пройдет также Конференция Международного педагогического общества в поддержку русского языка, Координационный совет которого также базируется в МПГУ.

В этом году в семинаре участвуют более 150 руководителей и специалистов из образовательных организаций общего, профессионального, высшего и дополнительного образования из 14 регионов РФ и 22 зарубежных стран, представители международного экспертного и академического сообщества. Обращаясь к участникам, ректор МПГУ выразил надежду, что совместная работа этих дней укрепит уже существующие отношения с традиционными партнерами МПГУ и заложит основы будущего взаимовыгодного межвузовского сотрудничества с теми, кто присоединился к нам впервые. МПГУ беспрестанно работает вместе с партнерами над совершенствованием системы подготовки педагогических кадров по вопросам обучения и воспитания детей в условиях экономических, социальных и политических вызовов современного мира. В этой связи ректор отметил важность международного семинара как платформы для обмена мнениями и опытом по всем вопросам, связанным с современными вызовами образованию, входящим в компетенцию ЮНЕСКО.

М.А. Кривенькая

 

10 / 12 / 2021

Показать обсуждение