Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Российская академия образования и развитие отечественного педагогического образования

Новости МПГУ

 

13 июня в РАО состоялась научная конференция «Российская академия образования и развитие отечественного педагогического образования», посвященная 80-летию Российской академии образования и 150-летию Московского педагогического государственного университета.

«Российская академия образования всегда уделяла особое внимание вопросам совершенствования подготовки педагогических кадров. На протяжении десятилетий нашим другом и союзником на этом пути является МПГУ. Важно, что наша эффективная и слаженная работа активно продолжается, мы видим в стенах РАО не только именитых ученых, но и университетскую молодежь», – сказала президент РАО, академик РАО Ольга Юрьевна Васильева.

«РАО и МПГУ объединяют не только общие цели и задачи, но и люди, стоявшие у истоков создания Академии 80 лет назад. Сегодня мы вместе формируем национальную суверенную систему образования, основанную на традициях отечественной школы», – сказал ректор МПГУ, академик РАО Алексей Владимирович Лубков.

С сообщением «РАО-МПГУ: история сотрудничества в лицах» выступили и.о. академика-секретаря Отделения общего среднего образования РАО, заведующий кафедрой теории и методики обучения математике и информатике МПГУ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО Людмила Леонидовна Босова и директор музея МПГУ Владимир Юрьевич Борисов.

Проректор по связям с общественностью МПГУ, доктор педагогических наук Татьяна Николаевна Владимирова представила медиаобразование как средство развития духовно-нравственных качеств и интеллектуально-творческого потенциала личности. Медиаобразование – это процесс обучения и воспитания средствами медиа через процесс коммуникации в целях формирования ценностных ориентиров личности, информационной культуры, а также развития ее интеллектуально-творческого потенциала. Сегодня медиаобразование имеет основополагающее значение для развития как отдельной личности, так и гражданского общества: оно выступает ресурсом воспитания и формой социализации личности в медиасфере.

Заведующий кафедрой психологии воспитания и профилактики девиантного поведения МПГУ, доктор психологических наук, профессор, академик РАО Артур Александрович Реан рассказал о профилактике девиантного поведения молодежи. Он представил позитивно-психологический подход, основанный на специальных программах и методах психологического воздействия, направленных на культивирование положительных эмоций, социально-одобряемого позитивного поведения и оптимистично-реалистичного когнитивного восприятия действительности. Позитивные психологические интервенции стимулируют благополучие через воздействие на личностные характеристики индивидов и формируют позитивные эмоции, положительные социальные взаимоотношения, здоровую самооценку. Авторские исследования российских педагогов и студенческой молодежи демонстрируют, что важнейшими показателями психологического благополучия и жизнестойкости индивида являются оптимизм, благодарность, энергичность и любознательность.

Профессор кафедры социальной педагогики и психологии МПГУ, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Анатолий Викторович Мудрик представил социальное воспитание в контексте социализации. В современных социально-экономических и социально-культурных условиях меняется содержание механизмов и средств социального воспитания. Оно осуществляет организацию социального опыта детей и подростков, создает условия для развития их личностных ресурсов, обеспечивает стабильность социальной жизни. Отмечено, что роль и объем социального воспитания в процессе социализации во многом зависят от места социального воспитания в иерархии ценностей общества.

В рамках конференции состоялось два секционных заседания: «Психолого-педагогические исследования в области педагогического образования: научные школы и современные подходы» и «Молодые учёные – будущее педагогической науки».

На первой секции, модератором которой выступила директор Института педагогики и психологии МПГУ, кандидат психологических наук, доцент Сахарова Татьяна Николаевна, представлены доклады, посвященные современному состоянию психолого-педагогической науки и перспективным направлениям исследований в этой области: Сорокоумовой Е.А. «Контекстный подход как современная образовательная технология высшего образования», Березиной Т.И. «Актуальные вопросы духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи», Пучковой Е.Б. «Цифровая и диагностическая компетентность современного специалиста», Тамарской Н.В. «Реализация идей социализации молодёжи в деятельности современных общественных объединений», Сотниковой М.С. «Вариативные уровневые треки приобретения педагогических компетенций», Сахаровой Т.Н. «Концепция В.С. Мухиной «О реалиях бытия и развития личности при подготовке педагогов-психологов»», Серяковой С.Б. «Развитие научных идей В.А. Сластенина в современном образовании», Краснощекова Н.А. «О развитии «функциональной грамотности» в советской школе во второй половине XX века», Орешкиной А.К., Кузнецова К.Г. «Профессиональная ориентация в общеобразовательных организациях: реализация профориентационного минимума», Кузнецова А.Н. «Развитие видов и форм наставничества в общеобразовательных организациях».

Вторая секция «Молодые учёные – будущее педагогической науки» включила доклады магистрантов, аспирантов и молодых учёных. Модераторами подсекций выступили председатель Совета молодых учёных РАО, кандидат исторических наук Краснощеков Никита Алексеевич, ведущий научный сотрудник лаборатории исследования современных направлений развития образования ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», доктор педагогических наук, профессор, профессор РАО Рыжова Наталья Ивановна и кандидат экономических наук, ведущий специалист Института математики и информатики МПГУ Новосельцева Ангелина Владимировна.

Доклады участников охватили различные аспекты психолого-педагогических исследований, в частности, исследования в области предметных дидактик: от истории и литературы до физической культуры и коррекционной педагогики. Отметим доклады: Непряхина В.А. «Формирование российской гражданской идентичности старшеклассников в проектной деятельности по курсу отечественной истории», Москаленко М.С. «Развитие педагогических способностей у обучающихся профильных педагогических классов», Подисовой А.Ю. «Креативность в информационной среде студентов-бакалавров», Малинина К.А. «Формирование астрономической грамотности обучающихся в общеобразовательной школе», Салаховой А.А. «Интегративная модель методики обучения вопросам искусственного интеллекта в курсе информатики на уровне среднего общего образования», Мигачёвой О.А. «О преподавании курсов по программированию для студентов гуманитарных факультетов», Степановой Д.П. «Методика оценки женственности публичного имиджа девушек-спортсменок», Королевой Е.А. «Применение телемедицины в восстановительном обучении пожилых пациентов с нарушениями речи», Хакимовой М.Р. «Взаимосвязь понимания учебного материала с рефлексией, мотивацией и интеллектом младших школьников», Руднева И.Ю. «Цифровые технологии в художественном образовании», Черапкиной Т.А. «Развитие цветовосприятия у студентов бакалавриата на занятиях по живописи в условиях цифровизации образования».

Экспертами и наставниками на секциях молодых учёных выступили члены РАО и преподаватели МПГУ, а также представители научно-педагогического сообщества. Выражаем благодарность за участие и продуктивную дискуссию академикам РАО: Ямбургу Е.А., Кареву Б.А., Ломову С.П.; членам-корреспондентам РАО: Оржековскому П.А., Хворостову Д.А., Омаровой Н.О.; профессорам РАО Гончарову М.А., Федорову О.Д., а также Макаровой К.В., Лобанову А.В. (МПГУ); Миндзаевой Э.В. (Центр совершенствования методик преподавания дисциплин РАО), Аверченко Е.В., Демидовой Ю.В. (ФГБНУ «ИУО РАО»).

Участники конференции остались довольны предложенным форматом взаимодействия ведущих и начинающих учёных и выразили желание продолжить такие встречи.

Мероприятие проходит в рамках Года педагога и наставника. Входит в план мероприятий Университета, приуроченных к празднованию Года педагога и наставника и 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского.

#ГодПедагогаНаставника
#ГПН_2023

14 / 06 / 2023

Показать обсуждение