6-7 сентября в Хабаровске прошёл форум «Хабаровский процесс: исторические уроки и современные вызовы», посвящённый одной из относительно мало известных страниц военных событий вследствие Второй мировой войны – Хабаровскому процессу 1949 года. Помимо преступлений нацисткой Германии не менее важным является изучение истории преступлений против человечности и преступных планов военных и должностных лиц милитаристской Японии в годы Второй мировой войны.
7 сентября в рамках форума состоялась работа тематической площадки, посвящённой историческому и педагогическому осмыслению работы с новыми историческими фактами, организованной Министерством просвещения РФ, Московским педагогическим государственным университетом и Ассоциацией развития педагогических университетов и институтов.
Спикеры сессии «Учебно-методические, воспитательная и просветительский аспекты изучение Хабаровского процесса в образовательной организации» обсудили формирование единых подходов гуманитарного образования обучающихся общеобразовательных организаций и студентов педагогических направлений подготовки на примере изучения истории Хабаровского процесса 1949 г. в рамках проекта «Без срока давности». Актуальность рассмотренных вопросов обусловлена внесёнными Президентом Российской Федерации В.В.Путиным поправками и дополнениями в закон “Об образовании в Российской Федерации“, направленным на повышение роли воспитательной составляющей в системе образования на уровне федерального законодательства.
«Мы не должны допустить, чтобы в угоду каким-то тенденциям, политическим настроениям менялись история, историческая память, факты, которые свидетельствуют, как проходила Война. Крайне важно, чтобы в системе образования, учебниках и программах сохранялась правда о подвиге народа. В этом ключе одним из самых ярких проектов, который вовлекает все больше и больше ребят в изучение истории своей страны, является проект «Без срока давности». И Хабаровский процесс, который сегодня обсуждается здесь на этих площадках – одна из частичек истории, которую нельзя забыть», – подчеркнул в своём выступлении Министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
Ректор Московского педагогического государственного университета, президент Ассоциации развития педагогический университетов и институтов Алексей Лубков поддержал: «Целесообразно дальнейшее развитие проекта «Без срока давности», его расширение, включение в проблематику проекта материалов Хабаровского процесса, вовлечение во взаимодействие всего педагогического сообщества, включая научно- педагогических работников, учителей, учащихся школ, педагогических колледжей и пед вузов, родителей и педагогической общественности. Важно дойти до каждой школы, каждого обучающегося! Сформировать единое представление о преступлениях нацистов и японских милитаристов, основанное на объективных научных подходах к изучению исторического прошлого и общей моральной позиции осуждения геноцида советского народа. Создать современное методическое сопровождение процесса преподавания истории Великой Отечественной и Второй Мировой войны, геноцида советского народа в годы войны, рассчитанное на все категории обучающихся».
Работа второй сессии «Роль исторического наследия Хабаровского процесса и реализации проекта «Без срока давности» в Российской Федерации и Дальневосточном федеральном округе» была посвящена патриотическому воспитанию в условиях информационного противостояния, попыток пересмотра итогов Второй мировой войны, формам и методам воспитания молодого поколения в духе сохранения и уважения исторической памяти. Дискуссия позволила представить участникам промежуточный результат реализации всероссийского проекта «Без срока давности» в регионах страны, продемонстрировать связь военных событий на восточных и западных рубежах СССР.
В рамках работы секции состоялось вручение благодарственных писем работникам системы образования Хабаровского края, ответственным за проведение регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности».
В заключении дня на площадке состоялось выездное заседание Ассоциации развития педагогических университетов и институтов, в которой приняли участие более 100 человек из различных регионов. По итогам совещания было принято решение о новом названии Ассоциации – «Ассоциация развития педагогичного образования», руководителем новой ассоциации АРПО избран Министр просвещения Сергей Кравцов.
Участниками и гостями Площадки являются преподаватели и научные сотрудники педагогических вузов Российской Федерации, учителя, представители родительского сообщества, студенты педагогических вузов и педагогических колледжей, обучающиеся общеобразовательных организаций. В работе секции приняли участие более 200 выступающих и слушателей.
Около 200 педагогов, учителей и других участников работы секций провели анализ научной, методической, воспитательной и просветительской деятельности педагогического сообщества, направленной на формирование у обучающихся научно обоснованных представлений о хабаровском процессе, военных преступлениях и преступных планах японских милитаристов, включение истории Хабаровского процесса в проект «Без срока давности». Озвученные в течение дня вопросы вызвали большой отклик у научно-педагогического сообщества, дискуссия будет продолжена в рамках работы Педагогического форума в октябре текущего года.