С 5 по 8 июня в Экспофоруме (г. Санкт-Петербург) проходит ежегодный Петербургский международный экономический форум. В этом году часть мероприятий была посвящена пилотному проекту по совершенствованию системы высшего образования.
6 июня в рамках деловой программы стенда Минобрнауки ПМЭФ-2024 состоялась панельная дискуссия «Горизонт 2023: переход к новой модели высшего образования». В дискуссии приняли участие ректоры и проректоры вузов-участников пилотного проекта. Модератором дискуссии выступил ректор Томского государственного университета Эдуард Владимирович Галажинский.
Открытию сессии предшествовала демонстрация видеоряда, посвященного встрече Министра образования и науки РФ Валерия Фалькова со студентами ТГУ. На встрече Министр отметил, что новый технологический уклад требует изменения системы мироустройства. Именно эти изменения стали одной из ключевых причин обновления системы высшего образования в стране.
В этой связи модератор предложил представителям вузов-участников пилотного проекта кратко поделиться результатами и особенностями реализации эксперимента по итогам первого года.
Первое слово было предоставлено ректору МИСиС Алевтине Анатольевне Черниковой. Алевтина Анатольевна сделала акцент на двух важнейших задачах любого вуза: взгляд в будущее и ответ на вызовы времени, которые уже существуют. Важнейшим достижением МИСиС за прошедший год стало усиление связи с работодателями, с заказчиками кадров для индустрии. В следующем учебном году университет планирует масштабировать пилотный проект в филиалах.
Ректор МАИ Михаил Асланович Погосян в своем выступлении отметил, что Указ Президента о реализации пилотного проекта стал очень своевременным документом. И перед отечественной системой образования стоит задача подготовить людей, способных обеспечить технологическое лидерство. МАИ ставит перед собой задачу подготовки комплексных инженеров и лидеров изменений. Вузу удалось осуществить существенное сокращение образовательных программ, увеличив при этом количество образовательных траекторий. В 2024 году планируется полноценный переход института на новую модель высшего образования.
Алексей Владимирович Лубков, ректор МПГУ, осветил принципы, лежащие в основе современной подготовки педагога, подчеркнув, что педагогическое образование является вторым по популярности среди абитуриентов. Ключевая задача педагогического вуза – формирование личности педагога с учетом накопленного опыта высшей школы. Алексей Владимирович продемонстрировал модель высшего педагогического образования, в основе которой – фундаментальное Ядро, разработанное МПГУ совместно с педагогическими вузами страны.
Проректор по специальным программам Санкт-Петербургского горного университета Марат Леонидович Рудаков рассказал о комплексном характере мер Горного университета по переходу на новую систему, среди которых профориентационная работа, модернизация учебных планов, разработка Ядра высшего инженерного образования, пересмотр практической подготовки. Марат Леонидович также отметил, что в рамках программ аспирантуры Горный университет реализует педагогический модуль, опираясь на опыт педвузов.
Ирина Федоровна Фильченкова, проректор по образовательной деятельности БФУ им. И. Канта подчеркнула, что пилотный проект – это необходимый и своевременный шаг. В рамках новой системы для БФУ особую важность представляет качество и управление талантами. Пилотный проект позволил решить ряд проблем, с которыми сталкивался университет в рамках действующей системы: потеря фундаментальности образования, необходимость «доучивания» выпускника на предприятии и др. Одним из важнейших условий успешной реализации новых программ Ирина Федоровна отметила вовлеченность и участие работодателей в образовательный процесс. В рамках 2024 года приема БФУ планирует увеличить количество пилотных программ в два раза.
В заключение Эдуард Владимирович поблагодарил присутствующих за выступления, подчеркнув необходимость формирования предложений по изменению нормативной базы высшего образования. Он отметил, что основная задача пилотного проекта и его участников – поиск инвариантных инструментов для вузов страны, поэтому другим университетам так же необходимо принимать участие в дискуссиях, посвященных реализации пилотного проекта, и обмениваться идеями с коллегами.
Материалы МПГУ, размещенные на стенде Минобрнауки, вызывают живой интерес у участников ПМЭФ, особенно у студентов российских и зарубежных вузов.