Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Полтора века учительского вуза

Новости МПГУ

Московский педагогический государственный университет, бывший МГПИ имени В.И. Ленина, отмечает 150-летний юбилей. О прошлом, настоящем и будущем вуза журналу «Историк» рассказал его ректор, академик Российской академии образования, доктор исторических наук Алексей ЛУБКОВ.

Идея дать представительницам прекрасной половины человечества возможность получать высшее образование возникла в разгар либеральных реформ Александра II. Примечательно, что по этому вопросу императорская Россия, совсем недавно сбросившая с помещичьих крестьян ярмо крепостного права, оказалась едва ли не впереди всей планеты. Правда, как и каждая смелая идея, предложение предоставить женщинам право учиться в вузах поначалу встретило настороженное отношение со стороны значительной части общества и в коридорах власти.

Тем весомее заслуга 35-летнего историка Владимира Герье, который сумел добиться согласия министра народного просвещения Дмитрия Толстого на открытие в Москве Высших женских курсов.

 

Женские курсы в мужской гимназии

– Каковы были причины создания Высших женских курсов, предшествовавших МПГУ?

– Курсы были созданы по инициативе профессора Императорского Московского университета Владимира Герье и стали ответом на возникшую в обществе потребность открыть женщинам путь к высшему университетскому образованию классического типа. До этого в России, да и практически во всей Европе, они почти не имели возможности получать высшее образование. К тому времени о необходимости разрешить женщинам учиться в вузах давно говорила просвещенная общественность России. Одним из наиболее активных пропагандистов этой идеи в 1860-е годы был основоположник отечественной научной педагогики Константин Ушинский.

– Увы, он не дожил до открытия женских курсов.

– К сожалению, это так. От обсуждения идеи до ее практической реализации прошло несколько лет. В 1872 году инициатива Герье была поддержана некоторыми его коллегами, в том числе ректором Московского университета Сергеем Михайловичем Соловьевым и его учеником Василием Ключевским. Все трое, заметим, были историками.

Герье обратился к министру народного просвещения графу Дмитрию Толстому. Это была фигура яркая и неоднозначная. За свою жизнь он успел побывать также министром внутренних дел и обер-прокурором Синода. При этом больше времени Толстой проводил в своем имении, а не в рабочем кабинете. Он пошел навстречу предложению Герье и подписал документ, разрешавший в порядке эксперимента на четыре года открыть женские курсы. По сути, они являлись частным предприятием Герье, которое поддерживали Министерство народного просвещения и генерал-губернатор Москвы. 1 (13) ноября 1872 года Высшие женские курсы были открыты.

– Сколько курсисток удалось набрать?

– Порядка 70. Парадокс, но Высшие женские курсы открылись в здании мужской гимназии на Волхонке, которое сохранилось. До 1888 года они оставались в статусе частного предприятия. Курсы давали полноценное университетское образование. В основном это была гуманитарная подготовка – историкофилологическая. Именно там Ключевский апробировал свой курс русской истории. Параллельно он читал его и в Московской духовной академии, ездил с Волхонки в Сергиев Посад. С тех пор наш университет связывают тесные отношения с этой академией.

Девушки на курсах учились разные. Некоторые – их называли суфражистками – отличались неуемной общественной активностью, которая порой выходила за рамки закона. В результате в 1888-м курсы официально были закрыты.

– А неофициально?

– В течение 12 лет они существовали полулегально. Лекции читались в здании Политехнического музея и на частных квартирах. Курсы вновь открыли в 1900 году – по настоянию все того же Герье. Так начался второй этап в истории нашего университета.

 

МВЖК – 2-й МГУ – МГПИ

– Чем второй этап отличался от первого?

– Теперь курсы были уже не частными, а, по сути, общественно-государственными. Они получили название Московские высшие женские курсы (МВЖК) и фактически перешли на университетскую систему. Директором МВЖК стал Герье. Вскоре были созданы общественные советы, занимавшиеся добыванием средств. Появились новые факультеты, в том числе химический и медицинский.

К чтению курса геологии и минералогии Герье привлек Владимира Вернадского. В 1905 году Вернадский стал первым избранным директором МВЖК. Однако он не смог приступить к исполнению своих обязанностей.

– Почему?

– Возникла неожиданная коллизия. Осенью 1905 года в Санкт-Петербурге в кабинете министра народного просвещения от кровоизлияния в мозг умер первый избранный ректор Московского университета князь Сергей Трубецкой, проработавший на своем посту чуть больше месяца. Для московской общественности это было сильным потрясением. Возглавивший университет член партии кадетов Александр Мануйлов пригласил Вернадского к себе на должность помощника ректора.

В МВЖК пришлось провести новые выборы. Директором избрали выдающегося математика и механика Сергея Чаплыгина. Он занимал пост ректора с конца 1905-го до 1918 года, когда его назначили ректором 2-го Московского государственного университета – 2-го МГУ, в который были преобразованы МВЖК. Накануне Первой мировой войны в Москве по численности студентов наш вуз уступал только Императорскому Московскому университету и Императорскому Московскому техническому училищу, которое потом стало Высшим техническим училищем и получило имя Николая Баумана.

Чаплыгин очень много сделал для укрепления материальной базы МВЖК. Наш кампус, который находится на Малой Пироговской, – его заслуга. Главное здание построили примерно за год по проекту известного московского архитектора, академика Сергея Иустиновича Соловьева. Сам Соловьев до торжественного открытия сооружения в октябре 1913-го не дожил. Сегодня оно – национальное достояние народов России и жемчужина архитектуры Москвы. Стеклянную крышу проектировал знаменитый инженер Владимир Шухов. Также в единый комплекс вуза вошли и другие корпуса, которые потом стали принадлежать Московскому институту тонкой химической технологии имени М.В. Ломоносова и 2-му медицинскому институту имени Н.И. Пирогова.

– Когда 2-й МГУ превратился в Московский государственный педагогический институт имени В.И. Ленина?

– В 1930 году было принято решение разделить 2-й МГУ на три самостоятельных вуза – Московский институт тонкой химической технологии, 2-й Московский государственный мединститут и Московский государственный пединститут (МГПИ). До 1938 года наш вуз носил имя Андрея Бубнова, который с сентября 1929-го по октябрь 1937-го был наркомом просвещения РСФСР. Когда его арестовали и расстреляли, МГПИ остался без имени.

Существует легенда, что после смерти в 1939 году Надежды Крупской возникла идея назвать МГПИ в ее честь. Но Иосиф Сталин, по-своему относившийся к вдове Владимира Ильича, в ответ на такую инициативу якобы сказал: «А там же Ленин несколько раз выступал. Можем рассмотреть предложение присвоить педагогическому институту его имя». В результате 4 мая 1941 года вышел указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении МГПИ имени В.И. Ленина. С тех пор и до осени 1997 года наш вуз носил его имя.

 

«Верны традициям, открыты новациям»

– В чем фундаментальное отличие советского педагогического образования от современного российского? В чью пользу разница?

– Сегодня больше внимания уделяется технологической и методической стороне подготовки учителя. Образование стало более ориентированным на практику. В этом состоит главное отличие. В советское время на практику в школу студенты уходили на четвертом и пятом курсах, в сумме она продолжалась около полугода. Сейчас по действующим стандартам школьная практика длится около года.

Но у советской системы было и свое преимущество, которое в нашем институте всегда старались сохранить. Речь о воспитании личности педагога. В этих целях мы сегодня активно участвуем в различных проектах. МПГУ является федеральным оператором большого проекта «Без срока давности». Мы фиксируем и изучаем преступления нацистов, совершенные на оккупированной территории Советского Союза во время Великой Отечественной войны. Кроме того, являемся федеральным оператором программы подготовки вожатских кадров, потому что это одна из важных составляющих общей профессиональной подготовки.

– Советская школа, которую мы с вами оканчивали, не только учила, но и воспитывала. В 1990-е годы от этого стали отказываться и разрушать многие традиции советского образования. Почему сейчас мы к этому возвращаемся?

– В 1990-е годы открыто говорилось о том, что надо воспитывать цивилизованного потребителя. Этот подход был заимствован на Западе. А Запад вел и ведет против нас гибридную войну. В самой России нашлись люди, которые стали проводниками западной агрессии.

– Какова цель агрессии?

– Переформатировать сознание нашей молодежи по лекалам коллективного Запада. И надо признать, проводникам такой политики удалось далеко продвинуться по пути отказа от национальных основ образования школьников и подготовки учителей. В этих целях ими предлагалась безбрежная вариативность в системе образования.

Против этого мы активно выступали и в 1990-е годы, и позже. Коллектив МПГУ не только горячо поддерживает возвращение воспитательной задачи в школу, но и является лидером в этом деле. В прошлом году в структуре университета по прямому указанию президента России Владимира Путина был создан центр «Философия образования». Он занимается изучением и разработкой современной методологии воспитания и формирования личности. При этом мы опираемся на традиции дореволюционной и советской школ. Наш девиз: «Верны традициям, открыты новациям».

 

Проблемы современной школы

– Какие проблемы школы вы считаете наиболее острыми?

– Остро стоит задача по укреплению единого образовательного пространства. Не случайно был издан указ президента России о необходимости разработки единых федеральных образовательных программ. В 1990-е годы с помощью разных либеральных новаций по единым стандартам подготовки школьников, студентов и будущих педагогов был нанесен очень сильный удар и многое было разрушено. Достаточно сказать, что учебников истории было более ста.

При этом надо понимать, что любой учебный предмет не является калькой с науки. Например, историки изучают историографию, разные точки зрения на спорные вопросы. В учебниках они тоже должны быть представлены. Но главное – чтобы учебник истории давал общенациональный культурно-исторический нарратив.

Наряду с задачей по дальнейшему укреплению единого образовательного пространства нуждается в обновлении содержание общего и педагогического образования. Жизнь не стоит на месте и регулярно ставит задачи по обновлению учебников. Это касается не только гуманитарной сферы. В МПГУ есть проект «Новая физика», который призван представить новую картину мира.

– Амбициозный проект…

– Да. Дело в том, что и физика не стоит на месте. Поскольку школа физиков МПГУ – одна из старейших и передовых в России, мы взялись в большей степени, чем это было раньше, интегрировать результаты научных исследований в образовательный процесс.

Возвращаясь к современной школе, признаем, что в ней остается много разных проблем. Сохраняются сильный бюрократический пресс и чрезмерная загруженность учителя, что ведет к профессиональному выгоранию. Остро стоит вопрос о том, до какой степени мы можем использовать новые информационные технологии. Постоянное присутствие ребенка в интернете сопряжено с рисками. Если человек зависает в сети, где находится в нескольких разных группах, возникает вопрос: как он себя идентифицирует? Какова его гражданская и национально-культурная идентичность? Актуальна и проблема безопасности школ.

– В таких условиях современный педагог, которого готовит МПГУ, что прежде всего должен знать и уметь?

– В первую очередь он должен быть личностью, формированию которой мы способствуем. В этом состоит важнейшая наша задача. Если человек механически усвоит все необходимые знания, навыки и компетенции, но у него не будет творческого отношения к своему профессиональному развитию, ничего хорошего не получится. Главное – чтобы педагог был личностью и гражданином.

Предметную, методическую и психолого-педагогическую подготовку будущих учителей мы рассматриваем в комплексе. Надо признать, что сегодня психолого-педагогические науки отстают от запросов школы и общества.

Крайне важно и то, чтобы в социуме было понимание, что учитель – это не продавец каких-то услуг, а человек, у которого высокая общественная миссия.

 

День сегодняшний

– «Ленинский пед» был широко известным брендом. Не думаете возродить?

– Когда обсуждался вопрос об отказе от имени Ленина, я был одним из немногих, кто выступал против. Считал,что ничего хорошего коллективу университета это не принесет. Но с тех пор прошла четверть века. Как профессиональные историки мы понимаем, что с годами отношение к Ленину меняется. Сегодня возвращение его имени создало бы в обществе дополнительное напряжение. В 1941 году оно было присвоено в соответствии с единодушным решением коллектива. В наши дни такого согласия не наблюдается – как и по вопросу, надо ли выносить тело Ленина из Мавзолея. Зачем нам очередной раскол общества?

– Какие факультеты МПГУ сейчас наиболее престижны, а на каких и почему существуют проблемы с набором студентов?

– Проблем с набором студентов в нашем университете нет. План приема у нас один из самых крупных среди вузов России – совокупно более 3 тыс. человек. Все контрольные цифры приема мы перевыполняем. МПГУ входит в топ-10 российских вузов по среднему баллу ЕГЭ. Он у нас очень высокий – 80,3. Наиболее популярными являются факультеты иностранных языков, международного образования, информатики, дошкольной педагогики и психологии. Востребованы исторический и все другие гуманитарные факультеты. В меньшей степени популярны математический и физический, хотя проблем с набором студентов нет и на них. На естественно-научные факультеты конкурс всегда был ниже.

– На какие вызовы в нынешних условиях предстоит ответить МПГУ?

– В нашей работе важна прогностическая составляющая. Надо понимать, куда движется общество. Задача по воспитанию патриотов своей Родины остается неизменной. В нынешних непростых условиях надо использовать опыт китайских коллег по установлению цифрового суверенитета страны. В Китае давно озаботились вопросом влияния интернета на формирование личности человека и его мировоззрения. Необходимо думать и об искусственном интеллекте, чтобы знать, в чем он помогает обществу, а в чем несет угрозы.

– Ректор-историк – нечастое явление в современной высшей школе. Как отражается ваше базовое образование на стиле управления вузом?

– На стиле управления оно отражается не сильно. Дело в том, что я здесь не только учился. С 1984 по 1987 год, в очень непростое время, работал секретарем комсомольской организации МГПИ. Позже был деканом исторического факультета, проректором университета. Этот опыт для работы ректором мне пригодился больше. А историческое образование дало понимание, что надо внимательно относиться к разным точкам зрения.

Хотя в университете работают разные люди, все мы должны быть объединены идеей развития университета как нашего общего дома. Поэтому надо не только чтить наши традиции, но сохранять и развивать их. А это важная составляющая профессиональной подготовки историка.

Беседовал Олег НАЗАРОВ

03 / 11 / 2022

Показать обсуждение