22 и 23 октября участники Всероссийского форума «Государственная политика в гуманитарной сфере: воспитание Победой» обсуждают инструменты и механизмы реализации государственной политики, укрепления культурно-ценностного суверенитета, формирования у подрастающего поколения ценностей патриотизма, служения Отечеству, исторической памяти и преемственности поколений.
Организаторами форума стали Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Московский педагогический государственный университет, Всероссийский научно-методический центр «Философия образования», Ассоциация развития педагогического образования.
В нем принимают участие руководители региональных органов власти в сфере культуры и образования, ректоры педагогических университетов и директора педагогических колледжей, преподаватели истории и других социогуманитарных дисциплин в университетах и колледжах, представители общественности, учителя, студенты и т.д.
Перед началом форума в атриуме Главного корпуса была открыта выставка декоративного искусства «Нить времени», на которой представлены творческие проекты и дипломные работы кафедры декоративного искусства и художественных ремесел художественно-графического факультета МПГУ – реплики русских тканей, скатертей, поясов, полотенец и т.д. Символическое значение выставки заключается в том, чтобы, не изменяя традициям, нить к нити, от поколения поколению соткать историю.
Пленарное заседание состоялось в Ленинской аудитории Главного корпуса, его провели член Общественной палаты Российской Федерации Александр Асафов и первый проректор МПГУ, директор ВНМЦ «Философия образования», советник Министра просвещения Российской Федерации Наталья Склярова. По сложившейся традиции пленарное заседание началось с исполнения Государственного гимна Российской Федерации.
Открыл мероприятие Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов.
«Традиционно в МПГУ мы проводим форум, посвященный вопросам воспитательной политики. Это важное мероприятие, которое способствует выстраиванию нашего эффективного взаимодействия с педагогическим и экспертным сообществом. Сегодня мы собрались, чтобы обсудить актуальные вопросы, наметить планы на будущее. Мы создали единое образовательное пространство, закрепили конкретное содержание и результаты обучения по каждому предмету. В настоящее время в 100% образовательных организаций всех уровней образования реализуется программа воспитания. Она основана на воплощении национального воспитательного идеала, формировании традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Важно, чтобы единая система работала по всей стране, в свою очередь, мы готовы совершенствовать ее дальше», – сказал Сергей Кравцов.
Начальник Управления Президента Российской Федерации по государственной политике в гуманитарной сфере Владимир Бочарников заявил, что любое суверенное государство не может существовать без ценностного базиса, и это особенно актуально для государства-цивилизации, каковым является Россия.
«С точки зрения исторического просвещения или исторической науки вообще, российские традиционные ценности – это условный культурно-этический «пакет», которым российская цивилизация обладала на всех этапах ее существования, начиная от древнерусского государства – Русской Земли. Позже обладателем этого неписаного этического кода стало русское государство с центром в Москве – Московское царство, потом Российская империя, СССР и, разумеется, современная Россия», – заявил Владимир Бочарников.
По его оценке, в последние несколько лет даже самым наивным стало ясно, что в вынужденном противостоянии с Западом невозможно сохранить суверенитет, если начинать исходить из его посылов в базовых мировоззренческих вопросах. Приняв эти установки, «западники» будут обречены на проигрыш, тем более что в традициях Запада периодически менять правила игры. Вырабатываемое в ходе общественного обсуждения понимание российских духовно-нравственных ценностей должно способствовать объединению общества, а не раскалывать его.
Директор Росдетцентра Александр Кудряшов охарактеризовал форум как стратегически важное мероприятие, направленное на формирование будущего нашей страны.
«При поддержке Президента Владимира Владимировича Путина, Министерства просвещения и лично Министра Сергея Сергеевича Кравцова, а также наших партнеров сформировано уникальное сообщество современных наставников, которое объединяет более 40 000 настоящих профессионалов своего дела, ставших для миллионов школьников и студентов настоящими старшими товарищами. Одна из ключевых задач Навигаторов детства – наполнить внеурочную жизнь новыми смыслами и интересными активностями», – подчеркнул директор Росдетцентра Александр Кудряшов.
Он также отметил, что при участии советников директоров по воспитанию за последние три года в школах и учреждениях СПО появилось почти 58 000 новых воспитательных пространств. На сегодняшний день по всей стране насчитывается 280 844 воспитательных пространства: музеев, медиацентров, театров, волонтерских клубов, Центров детских и молодежных инициатив и других точек притяжения для детей и молодежи, которые позволяют под чутким руководством наставников раскрыть лидерские качества, таланты, реализовать самые смелые идеи, выстроить индивидуальный маршрут профессионального развития.
Передавая слово следующему докладчику – Наталье Скляровой, Александр Асафов подчеркнул, что форум проходит в стенах ведущего педагогического университета страны, недавно отметившего 150-летие, а ВНМЦ «Философия образования», созданный пять лет назад, стал одной из площадок, где формируются мировоззренческие основы в области обучения и воспитания.
Наталья Склярова напомнила, что в истории России не раз случались суровые события, и всякий раз народ концентрировался, собирался в мощное ядро и выходил победителем. 80-летие Победы, которое мы отмечаем в этом году, – именно такое событие, послужившее для нашего общества путеводной звездой и обратившее наши взоры к истории.
По оценке Натальи Скляровой, наш народ победил в столь суровой войне благодаря тому, за на протяжении как минимум десяти лет до ее начала руководство страны инициировало изменения государственной политики в гуманитарной сфере, поручив их внедрение ключевым министерствам и ведомствам в области образования и в области культуры. Не случайно и сегодня на форуме присутствуют представители не только Минпросвещения России и Минобрнауки России, но и Минкультуры России.
Наталья Склярова отметила, что в российском обществе произошла деформация традиционных духовно-нравственных ценностей, и особенно это касается молодого поколения. Деструктивные вызовы в образовании и культуре привели к подмене смыслов в обеих сферах: в культуре – через ее превращение в развлечение, в образовании – через отказ от воспитательного идеала. «Сегодня у нас задача – вернуть все на естественные места», – подчеркнула первый проректор МПГУ.
Она также поделилась с аудиторией некоторыми результатами социологического исследования, которое было проведено в этом году по поручению Сергея Кравцова в рамках НИР по теме: “Особенности формирования гражданской идентичности и патриотизма детей и молодежи России в контексте философии образования” в 2025 году. Было опрошено 16 800 респондентов в возрасте от 14 до 35 из всех федеральных округов, в том числе в воссоединенных регионах, и исследователи проводили дифференциальную диагностику патриотизма как служения.
В ходе исследования были выявлены четыре группы молодых людей по их отношению к патриотизму – активные патриоты (36%), умеренные патриоты (29%), неопределившиеся (26%) и негативисты (9%). Наталья Склярова охарактеризовала каждую из этих групп, обратив внимание, что активные патриоты отличаются от сверстников жизнестойкостью, то есть они выносливы, умеют справляться с жизненными трудностями, сохранять внутреннее равновесие и т.д. «Для нас, педагогов, отрадно, что эти качества можно развивать в любом возрасте», – отметила она.
Пленарное заседание завершилось выступлением заместителя Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольги Петровой. «Для меня большая честь выступать на площадке МПГУ, где собрались представители всех уровней образования – те, кто применяет веками накопленный педагогический опыт в деле воспитания подрастающего поколения», – подчеркнула она.
Ольга Петрова напомнила, что реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности является одной из национальных целей, и на ее достижение работает вся система образования. При этом необходимо обеспечить бесшовность, которая заключается в методиках, инструментах, общем языке и общем стремлении к достижению цели. По ее словам, «важна вовлеченность каждого».
Заместитель Министра подчеркнула, что в образовательных организациях не выставляют оценки за патриотизм, и задача заключается в том, чтобы привлекать обучающихся к участию в мероприятиях, способствующих его формированию. Таких мероприятий проводится немало, в их числе «Разговоры о важном» в школах и колледжах, сбор гуманитарной помощи, посещение госпиталей, где находятся на лечении участники СВО. Ольга Петрова убеждена, что грамотное включение детей в событийную патриотическую повестку позволит им пережить живой опыт, который и воспитывает настоящих патриотов, активных и ответственных граждан.
22 октября, в первый день форума, также состоялись стратегические сессии, посвященные различным аспектам образования и воспитания, расширенное заседание Совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей с участием представителей Министерства культуры Российской Федерации, совещание ректоров педагогических вузов, был открыт студенческий фестиваль «Образ учителя в кино». 23 октября форум продолжит работу – состоится круглый стол «Воспитание искусством: вызовы, решения, инструментарий».
По итогам форума будет принята резолюция, направленная на эффективное решение важнейших задач современной образовательной и культурной политики России. Также планируется издание сборника научно-методических материалов.