Одной из ключевых тем совещания руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации, которое проходит с 24 по 26 апреля в Крыму, стало повышение квалификации преподавателей и управленцев. Ректор МПГУ Алексей Лубков поделился опытом Института профессионального развития педагогов (ИПРП) МПГУ, где обучаются представители образовательных организаций, ведущих подготовку педагогов.
Алексей Лубков напомнил, что Институт профессионального развития педагогов был создан в МПГУ в 2024 году по решению коллегии Минпросвещения России. Институтом были разработаны и уже осенью реализованы четыре программы повышения квалификации:
– «Обновление содержания педагогического образования с учетом единых подходов к подготовке педагогов (Ядро педагогического образования)»;
– «Проектирование образовательных программ базового высшего образования по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки»»;
– «Русский язык, культура речи и чтения – инструменты формирования российской идентичности»;
– «Цифровые образовательные инструменты преподавателя высшей школы».
Были записаны видеолекции, созданы и размещены в системе ИНФОДа МПГУ электронные курсы. По всем программам прошли обучение 2246 человек (плановый показатель – не менее 1000 человек) из 35 педагогических вузов Минпросвещения России, более 60 классических университетов, колледжей, институтов развития образования.
Ректор МПГУ также сообщил, что в ИПРП разработана и внедрена новая форма повышения квалификации ППС и административно-управленческого персонала вузов – семинар-интенсив. Серия таких семинаров была посвящена совершенствованию программ педагогического образования, Ядру высшего педагогического и Ядру среднего профессионального педагогического образования, пилотному проекту. В них приняли участие более 500 человек (плановый показатель – не менее 300) в Сургуте, Набережных Челнах и Анапе.
«Контингент и количество участников подтверждают высокую востребованность проблематики программ повышения квалификации, реализованных институтом», – заключил Алексей Лубков.
Он также рассказал об открытой стратегической сессии «Пилотный проект в МПГУ: новые тенденции в подготовке педагогов», в рамках которой было проведено пять заседаний в Москве, Сургуте, Набережных Челнах и Анапе.
Например, на заседании в Сургутском государственном педагогическом университете, в котором приняли участие более 100 представителей педагогических вузов и колледжей, обсуждались возможности пилотного проекта в части подготовки педагогов для малокомплектных школ.
В Набережночелнинском государственном педагогическом университете с участием свыше 250 человек обсуждались вариативные траектории подготовки преподавателей математики и иностранных языков по программам педагогического и классического университетского образования.
В Анапском филиале МПГУ сессия с участием более 300 человек из разных регионов была посвящена преемственности среднего профессионального и высшего педагогического образования.
Ректор МПГУ сообщил, что в этом году ИПРП усовершенствовал программы повышения квалификации, посвященные Ядру педагогического образования (по этой программе 16 апреля начались занятия), проектированию образовательных программ и цифровым образовательным инструментам.
Кроме того, к началу нового учебного года планируется разработать еще три программы по обновлению гуманитарной, математической и естественно-научной составляющей подготовки педагогов. В том, что касается гуманитарного образования, акцент будет сделан на сохранении и укреплении традиционных духовно-нравственных ценностей, а также на историческом просвещении.
«Мы также развиваем новый формат повышения квалификации – выездные педагогические интенсивы. Он получил поддержку коллег из разных университетов, и в этом году сквозной тематикой интенсивов стало масштабирование опыта пилотного проекта МПГУ и лучших практик предметно-методической подготовки в вузах», – отметил Алексей Лубков.
Завершая выступление, он сообщил участникам совещания, что сейчас ИПРП готовит два мероприятия, одно из которых состоится в мае на базе Чеченского государственного педагогического университета, второе – в июне на базе Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета.