11 февраля 2025 в Государственной Думе прошел «правительственный час», посвященный разработке Стратегии развития образования до 2036 года с перспективой до 2040 года. Стратегия разрабатывается по поручению Президента РФ Владимира Путина. В мероприятии принял участие ректор МПГУ академик РАО Алексей Лубков.
В обсуждении приняли участие заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко, Министр просвещения РФ Сергей Кравцов, Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. Состоялись выступления председателей профильных комитетов, представителей фракций. Также к участию в обсуждении были приглашены представители ректорского и научного сообществ, эксперты в области образования.
Дмитрий Чернышенко отметил, что при подготовке проекта Стратегии учитываются системные поручения Президента России и Председателя Правительства РФ. Он добавил, что на сегодняшний день синхронизировано содержание образовательных программ с заданиями на ОГЭ и ЕГЭ. Все знания для сдачи этих экзаменов ребенок должен получать в школе. Заместитель Председателя Правительства России подчеркнул, что в Стратегии будет зафиксировано, что искусственный интеллект и цифровизация не заменят живого контакта ученика и учителя. Также вице-премьер РФ предложил вместе с депутатами в рамках Стратегии развития образования рассмотреть вопрос передачи школ с муниципального уровня на региональный. Он адресовал Минпросвещения предложение обеспечить прохождение учителями программ ДПО на базе государственных вузов, региональных институтов повышения квалификации, а также ведущих образовательных центров («Сириус» и «Иннополис»). Кроме того, Минпросвещения с Российской академией образования поручено проработать вопрос о балансировке нагрузки учеников.
«От школы зависит будущее нашей страны, и важно не повторить ошибки девяностых, когда нам навязывались чуждые ценности», — начал свою речь Министр просвещения РФ Сергей Кравцов. В ходе нее он перечислил базовые принципы готовящегося документа. Среди них – незыблемость воспитания в школе, единое образовательное пространство страны, развитие инфраструктуры и системы детского отдыха, подготовка рабочих кадров, высокий статус педагога и престиж учительской профессии. Глава Минпросвещения России сообщил, что продолжается переход на государственные учебники по мировоззренческим предметам: истории, обществознанию и духовно-нравственной культуре России. Его планируется завершить 1 сентября 2026 года. «Важно, что фокус всех мероприятий Стратегии должен быть сконцентрирован на учителе и ученике. Мы должны создать все условия, чтобы педагог мог саморазвиваться, повышать квалификацию и в максимально современной и безопасной среде передавать эти знания школьникам. Уверен, что мы все, независимо от взглядов и партийной принадлежности, едины в стремлении построить суверенную систему образования во благо детей, для процветания нашей великой Родины», – подчеркнул Сергей Кравцов.
Президент Российской академии образования Ольга Васильева обратила внимание на кадровый голод в системе образования. По ее словам, сегодня 44 % педагогов — специалисты старше 55 лет, в то время как число молодых специалистов (до 35 лет) составляет всего 22,59 %.«Что нужно для того, чтобы решить эту проблему, важнейшую проблему подготовки учителей? Программа «специалитет» для будущих учителей. И самое важное – перераспределение часов в учебном плане. Мы должны увеличить педагогические базовые дисциплины, такие как методика и дидактика, потому что на сегодняшний день их в процентном соотношении не хватает и очень мало», — добавила она. «В разработанном документе мы должны опереться на те традиционные достижения и те преимущества российской педагогики, которые обеспечат нам высокую динамику прежде всего качества образования, устойчивости его развития, результатов всей системы образования в России», — заключила Ольга Васильева.
В ходе обсуждения Стратегии развития образования на «правительственном часе» выступили также Председатель Госдумы Вячеслав Володин, председатель Комитета Госдумы по просвещению Ирина Белых, председатель Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев, лидеры фракций Госдумы. По словам Вячеслава Володина, нынешние обсуждения — это только первый шаг; дальнейшие шаги предстоит обсуждать с вузами, представителями науки и другими участниками образовательного процесса. Однако начало положено.