14 февраля 2018 года в Центральном доме ученых Российской академии наук состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Духовно-нравственное образование в современной российской школе: социально-философский, научно-педагогический и межрелигиозный аспекты». Инициатором проведения конференции стали Министерство образования и науки Российской Федерации и Межрелигиозный совет России.
Дискуссия по актуальным вопросам современного образования проходила в формате пленарного заседания и на специализированных секциях. Работой секции «Содержание и методика реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) на уровне основного общего образования (5–9 классы)» руководил ректор МПГУ, член-корреспондент РАО, доктор исторических наук Алексей Владимирович Лубков. Вторым модератором стал руководитель Всероссийского методического объединения по «Основам религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ) и ОДНКНР, зав. лабораторией Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, доктор педагогических наук Игорь Витальевич Метлик.
В работе секции приняли участие представители традиционных религий России – буддизма, иудаизма, ислама и православия, а также директора и педагоги образовательных организаций, деканы и преподаватели высших учебных заведений, представители министерств образования из многих регионов России, депутаты Московской городской Думы, члены Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ и ОДНКНР.
В центре внимания участников секции были содержание и технологии реализации предметной области ОДНКНР на уровне основного общего образования. Было отмечено, что область ОДНКНР должна стать логическим продолжением предметной области ОРКСЭ, поэтому апробированная в начальной школе система преподавания и выбора родителями предмета для изучения должна быть распространена и на основную школу. Учебный предмет в рамках ОДНКНР должен появляться в сетке часов по выбору семьи: ведь такая модель стала привычной для современной школы, понятной для детей, педагогов и родителей.
Выступающие отмечали, что введение предметов духовно-нравственной направленности на уровне общего образования вызвано запросом со стороны общества и родителей на продолжение знакомства детей с культурой традиционных религий России.
«Глубокое знание своей религии и максимально широкое знакомство с другими традициями позволит внести значительный вклад в укрепления гражданского согласия, – отметил в своем выступлении председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион. – Ведь именно верность своей религии и культуре, а также добрососедские, уважительные и дружеские отношения с носителями иных идентичностей, являются краеугольным камнем прочного межрелигиозного мира и устойчивого развития России».
Неоднократно говорилось о том, что приобщение детей к ценностям традиционной духовной культуры должно носить системный характер. Именно последовательная, проработанная и продуманная реализация предметной области ОДНКНР способна оказать решающее влияние на формирование российской гражданской идентичности, ответственной гражданственности, осознания детьми причастности к богатой истории и культуре нашей многонациональной и многоконфессиональной страны. Предлагаемая модель также создает условия для учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов России, освоения и усвоения детьми ее цивилизационного наследия. «Это позволит наиболее эффективно решить актуальную задачу воспитания личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, способной противостоять духовному, идеологическому негативу, религиозному экстремизму – отметил Алексей Владимирович Лубков. – А это – залог стабильности и безопасного развития общества и страны в целом». Поэтому обсуждаемые сегодня вопросы и те рекомендации, которые будут выработаны по итогам работы конференции, очень важны, в том числе в контексте духовной безопасности, сказал он.
Директор Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений ИСГО МПГУ Елена Александровна Омельченко в своем выступлении сосредоточилась на вопросах подготовки педагогов к реализации предметной области ОДНКНР и духовно-нравственного воспитания студентов. Она отметила, что говорить с детьми о ценностях и духовности в 5–9 классах придется уже не учителям начальной школы, а педагогам-предметникам, а среди них немало молодых людей, чье формирование пришлось на сложные 1990-е годы. Поэтому в МПГУ силами недавно созданной кафедры теологии и других структурных подразделений университета выстраивается целая система знакомства студентов с основами религиозного образования и повышения квалификации уже работающих учителей в области культурного и духовного наследия народов России, чтобы молодой человек мог сделать осознанный выбор в пользу традиционных российских ценностей.
Подводя итог работы секции в выступлении на пленарном заседании, ректор МПГУ отметил богатый опыт регионов по внедрению в образование предметов духовно-нравственной направленности, большую ответственность и социальную значимость педагогической деятельности и, прежде всего, системы педагогического образования на этом направлении. «Необходимо аккумулировать опыт, накопленный в регионах, с введением и укреплением единого образовательного пространства, – подчеркнул он. – И опорой в этой работе должны стать педагогические вузы и прежде всего – МПГУ, где традиции гармонично сочетаются с инновациями». Ректор нашего университета отметил, что обмен опытом между педагогическими вузами должен стать одним из предметов серьезного внимания педагогического сообщества. «Это необходимо для того, – обратил он внимание участников мероприятия, – чтобы, продвигая теологическое образование в педагогике, мы создавали возможности для подготовки педагогов новой формации»,
Вместе с тем он особо отметил, что эта работа должна проводиться постепенно, на высоком профессиональном уровне, с учетом общегосударственных задач в сфере духовно-нравственного образования и воспитания с учетом богатых традиций отечественной педагогики. Последний фактор, уверен он, делает необходимым продолжение преподавания религиозной культуры и светской этики в основной школе, что, в свою очередь, создаст условия для решения задачи формирования духовно зрелой личности учащегося с использованием богатых культурных и духовных традиций народов России. «Вся наша национальная культура – отечественная история, все наше искусство, кинематограф, – так или иначе говорят об этом», подчеркнул он.
По итогам работы конференции были приняты решения, которые будут внесены в резолюцию. Ознакомиться с ней можно будет на сайтах Министерства образования и науки РФ и Межрелигиозного совета России.