4 апреля 2025 года в Синем зале в рамках кинолектория состоялась встреча ректора МПГУ Алексея Владимировича Лубкова со студентами и преподавателями университета. Лекция-беседа была посвящена 93-летию классика мирового кино Андрея Арсеньевича Тарковского (1932–1986).
Ведущий мероприятия Иван Иванович Козлов, директор Центра кинопедагогики и медиакультуры отметил, что «поклонники Тарковского живут на всех континентах, его фильмы изучают в киношколах по всему миру. Влияние Тарковского на мировой кинематограф трудно переоценить, и можно без сомнения сказать, что Тарковский – гордость отечественного кинематографа. С годами зрителей, проявляющих интерес к творчеству режиссера, становится все больше и сейчас мы можем с уверенностью говорить, что семь с половиной картин Тарковского – это вселенная».
Далее Иван Иванович обратил внимание слушателей, что у каждого из них есть уникальная возможность приблизиться к пониманию киномира, образов Тарковского и получить ответы на вопросы напрямую от Алексея Владимировича, который много времени посвятил изучению наследия великого режиссера.
В начале своего выступления Алексей Владимирович сделал акцент на том, что «основное значение всего кинематографа Тарковского – это попытка художественными средствами восстановить историческую связь времен, вернуть человеку память, обратить его к своим истокам, к своему дому, к матери, к детству, к своей духовной сущности, к своей культуре и истории».
В «Зеркале» (1974), считающемся самым исповедальным фильмом Андрея Тарковского, процесс воспоминаний героя, его осмысления жизни на пороге своего ухода из нее, показан в контексте и собственной биографии, и истории страны. «Тарковский воссоздает внутренний мир человека, процесс его духовного развития от детства к зрелости и, наоборот, в обратную перспективу. В фильме он показывает подвижность индивидуальной памяти и её различных пластов и образов, одновременное присутствие в ней близких и бесконечно родных людей, его семьи, друзей и знакомых, связанных общими переживаниями, общими токами национальной и мировой культуры и истории».
Вовлекая слушателей в киномир Тарковского, Алексей Владимирович подчеркнул, что творческое наследие режиссера в кинематографе, опыт его понимания и теория кино как «запечатленного времени», заслуживают внимательного отношения, поскольку открывает новые перспективы в междисциплинарных исследованиях.
На примере картины «Зеркало» (1974) Алексей Владимирович показал, как соединяя потоки непрерывности движения отечественной и мировой культуры, Тарковский возвращает советскому человеку возможность надежды и веры, закладывает основы будущего духовного возрождения.
С позиции сегодняшнего времени, мы видим, что творческую и общечеловеческую заслугу Андрея Тарковского трудно переоценить. На глазах у зрителя и вместе с ним он проводит человека по переходу из одного состояния в другое, ведет в пространство и время высокой духовности и культуры, в том числе дореволюционных отечественных традиций. В фильме «Сталкер» (1979) – «зона Сталкера» и есть момент перехода и момент истины, которую «нельзя преподать, но которую надо пережить». И процесс переживания, совпадавший с экранным временем всех его картин, был только прологом к последующему долгому пути человека к своему спасению, к истине, вере и любви.
Продолжая вводить зрителей в кинематографию Тарковского, Алексей Владимирович подчеркнул, что «всякий раз, когда мы просматриваем фильмы Тарковского, всегда открывая что-то новое для себя. Его картины живут своей особой жизнью, в своем особом художественном пространстве и времени, устремляясь в вечность благодаря и нашему восприятию. Так, пространство-время художественного произведения перетекает в пространство-время души, находит свое продолжение во внутреннем мире человека, становится неотъемлемой частью его личности. Причем обычные законы хронологии и топологии здесь уже не действуют, классические принципы механики и пространственно-временная логика не в состоянии описать эту «обратную перспективу» духовного континуума».
Ректор обратил внимание аудитории и на то обстоятельство, что «время художественного произведения не течет постоянно равномерно и независимо от человека, а многомерность пространства открывается ему только в акте живого со-единения, со-творчества с произведением искусства. Тарковский неслучайно любил повторять, что зрители его картин — соавторы его фильмов, а его задача как художника открыть для них возможность сотворчества».
Анализируя представленные фрагменты кинематографа Тарковского, Алексей Владимирович указал, что в «Зеркале» автор предлагает иконичную структуру организации пространства-времени картины, основанной на обратной перспективе. «Линейное построение не способно передать многомерность и многозначность прошедших событий, и их последующее существование в потоке авторского сознания. Стремясь его визуализировать, режиссер использует сновидения своего героя, благодаря чему на экране возникает эта многомерность и глубина. Присутствие «здесь и сейчас» всегда имеет свой контекст, связанный с культурно-историческим процессом, и свой подтекст, открываемый в сфере ассоциаций и бессознательного героев и зрителя. Но есть еще и мегатекст кинематографа режиссера, спроецированного на другое измерение — бесконечного и вечного, того, что и одухотворяет творчество, порождая произведение искусства, наполняя их жизнью».
Нельзя не заметить, что художественное творчество Андрея Тарковского ярко персоналистично и религиозно одновременно. «Человек и его внутренний мир всегда в центре внимания режиссера. В этом, безусловно, прослеживается глубинная связь с русской культурной и духовной традицией, прежде всего, с творчеством Ф.М. Достоевского. Но не только с ним. Так или иначе, художественный мир Тарковского буквально пронизан токами национальной и мировой культуры, ее гуманистическими идеалами. И вместе с тем Тарковский – религиозный художник. Его представления о человеке и о его месте и роли в мире определены его отношением к нравственному Абсолюту, Истине, Богу. Вопрос о личном характере религиозного мировоззрения режиссера, на наш взгляд, нуждается в специальном рассмотрении, здесь же отметим, что герои его кинематографа показаны в моменты их нравственного выбора, направленного на восстановление этой высшей сакральной связи внутри и вне себя. Очевидно, и для Тарковского лично эта проблема представлялась очень важной, о чем свидетельствуют не только его фильмы, но и дневник, названный им «Мартирологом». В этом нам также видится очень важный признак «переходности». Именно этот процесс и исследует Тарковский как художник и мыслитель».
Обращаясь к фильму «Андрей Рублев» (1966-1971) ректор подчеркнул, что «Тарковский говорит о месте человека в мире, о его творческом предназначении, о сохранении и передаче этого высшего дара людям и миру. В картине религиозные и творческие устремления в жизни человека сплетаются в неразрывное духовное целое, и едва ли не впервые в советском кинематографе возникает образ Христа. Так режиссер определяет единственно возможный путь возвращения человека к своей сущности через путь к Богу».
Отвечая на вопрос – Андрей Тарковский считал лучшей порой своей жизни – детство. Как эта жизненная установка повлияла на его творчество? – Алексей Владимирович пояснил, что в первом полнометражном фильме Тарковского «Иваново детство» (1962) «реализуется идея о человеке как абсолютной ценности бытия, придающей смысл существованию всему миру. И в то же время возникает устойчивая ассоциация с мыслью Достоевского об утрате гармонии, если она основана на «слезе ребенка». Уже в этой картине появляется очень важная для всего творчества Тарковского тема сиротства и невозможности возвращения к родному берегу, в дом детства. Трагедия войны не только лишает ребенка семьи, мира и счастья бытия, но и глубоко уродует его душу, обретаемую им только в его снах, в полете в вечность».
Отвечая на вопрос, в чём заключается уникальность кинематографического языка Андрея Тарковского, Алексей Владимирович привел в пример операторскую работу в фильме «Зеркало». Присутствие высшего начала в пространстве картины достигается особым методом съемки благодаря работе выдающегося оператора Г.И. Рерберга. Съемка идет как бы «со стороны», из духовного измерения. «Этим достигается взгляд на мир и человека как на единое целое, достигается способность видеть и созерцать эту цельность снаружи и изнутри, в утреннем рассветном тумане и в вечернем закатном солнце, в радости летнего дня и постепенном его угасании, в мерцании света».
Продолжая тему операторского мастерства, ректор привел в качестве примера мастерство оператора и художника Н.Л. Двигубского. Его работа точно соответствовала замыслу режиссера «сделать кинематографический образ бесконечным, многомерным, позволяющим зрителю углубиться в него, как в распахнутое в доме окно, как в зеркало, отражающее мельчайшие детали живой жизни. Отсюда и постоянно возрастающий эффект познания неизвестного при каждом просмотре фильма. Но не только визуальная картина или музыкальное сопровождение видеоряда дают нам ощущение этого «невечернего света», исходящего с экрана. Сама драматургия фильма, жизнь его героев, их поступки, слова, жесты заставляют нас открывать новые смыслы, значения, ценности, погружаться в обратную перспективу «Зеркала»».
Своим фильмом Тарковский не только восстанавливал прервавшуюся связь времен, но показывал, что наше прошлое, наша личная и общечеловеческая история создает, сохраняет и толкует нас. Но нас толкует и будущее, и мы начинаем видеть смысл настоящего в потоке времени.
Большой интерес у участников встречи вызвала историческая параллель, которую провел Алексей Владимирович с годами жизни Андрея Тарковского (1932-1986). Они «совпали со временем исторических переходов в нашей стране. На этом историческом фоне существенным и значимым был поворот, который осуществил режиссер в своем творчестве и в своей судьбе. Поворот к духовному возрождению человека, к его высшей сущности, не сводимой к какой-либо идеологической или обывательской формуле. Особую роль сыграли его картины в пробуждение национального самосознания русского народа в переломное время 1960-80-х годов, на излете советской истории. Фильмы Тарковского восстанавливали исторические традиции в отечественной культуре, осуществляли преемственность и связь в ее развитии. Проблема национально-культурной идентичности личности, над решением которой сегодня работают специалисты самых разных направлений, получила свое художественное выражение в кинематографе нашего великого соотечественника».
В завершении своего выступления Алексей Владимирович сказал: «Значение работ Тарковского в современной жизни России постоянно возрастает, расширяется пространство их воздействия на многие сферы деятельности, напрямую и не составлявшие предмет профессиональных интересов выдающегося режиссера. В значительной степени это объясняется тем обстоятельством, что Андрей Тарковский сумел коснуться именно тех вопросов, которые и сегодня составляют основное содержание духовных и нравственных поисков человека в условиях углубляющегося кризиса современной цивилизации. Нам не хватило времени осветить все аспекты киномира Тарковского, ответить на вопросы, но тем и интересен и ценен гений Андрея Тарковского, что к его творчеству можно возвращаться постоянно. Сегодня мы ставим многоточие… »
Интерес к встрече с ректором лучше всего демонстрируют отзывы участников.
«Для меня было ценно услышать слова ректора о великом режиссёре Андрее Тарковском, факты из его жизни, личные истории Алексея Владимировича, связанные с творчеством Андрея Арсеньевича. В ходе встречи были представлены отрывки из фильмов Тарковского. Алексей Владимирович раскрыл смысл каждого из них, что помогло мне глубже осознать идеи, заложенные режиссёром. С некоторыми его фильмами я познакомилась в прошлом году на занятиях в Киношколе МПГУ. Сегодняшняя встреча вдохновила меня вновь обратиться к творчеству Андрея Тарковского, пересматривать его картины с особым вниманием и проникновением.
Мне предоставилась возможность задать вопрос Алексею Владимировичу. Я уточнила, насколько целесообразно показывать фильм «Андрей Рублёв» в 5-7 классах, как это рекомендовано Министерством просвещения РФ, и с каких картин стоит начинать знакомство школьников с творчеством гениального режиссёра? Алексей Владимирович признался, что сам посмотрел эту картину, когда учился на 1 курсе истфака и был очень впечатлён увиденным. По мнению ректора, знакомиться с фильмом лучше в старшем возрасте, когда понятен исторический контекст, а школьникам лучше начать с просмотра дебютного фильма Тарковского, который явился дипломной работой Андрея Арсеньевича – «Каток и скрипка» (1960).
В завершении встречи Алексей Владимирович сделал памятные подарки студентам, задавшим вопросы, в том числе и мне: подарил свою книгу «Личность. Время. Образование» с личной подписью. Было невероятно приятно получить такой знаковый подарок от ректора! Теперь с удовольствием и благодарностью буду читать статьи Алексея Владимировича и продолжать постигать великое отечественное культурное наследие, представленное в виде литературы, кинокартин, и других произведений искусства и науки!»
(Дарья Николаева, студентка 2 курса Института педагогики и психологии).
«Я искренне благодарна организаторам за возможность принять участие в интересной и важной для меня встрече-беседе Алексея Владимировича со студентами и коллегами о творчестве Андрея Тарковского! Заставляют задуматься, например, акценты, которые сделал Алексей Владимирович, на метаконтексте, на траектории жизни образа, созданного в одном фильме, и его развитии в следующем кинопроизведении, на проекции образа в будущее – в восприятие будущими поколениями. Очевидно, что наш духовный путь – не через страдания, а через Преодоление страдания. Мой любимый фильм Тарковского – Андрей Рублёв. И мне представляется, что конечные расцвеченные кадры, иконы Рублёва, по сути, единственные цветные кадры в фильме, – это воплощение фразы Достоевского о том, что Красота спасёт мир». (Татьяна Сергеевна Ананьина, заместитель директора Института иностранных языков).
В Синем зале специально к выступлению. А.В. Лубкова сотрудники библиотеки КГФ МПГУ представили выставку книг о наследии А.А. Тарковского – «Погружение в кадр: Андрей Тарковский».